Игровая форма занятий создается на занятиях с помощью игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать средством поощрения и стимулирования учащихся к учебе.
Основываясь на многочисленных наблюдениях за деятельностью преподавателей права и собственном практическом опыте, мы можем определить наиболее приоритетные направления реализации игровых приемов и ситуаций в учебном процессе:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в виде игрового задания;
- образовательная деятельность подчиняется правилам игры;
- в качестве его носителя используется учебный материал;
- в учебную деятельность вводятся соревнования, способствующие переходу дидактических заданий в разряд игр;
- успешное выполнение дидактического задания связано с результатом игры.
Игра является одной из форм организации коллективной умственной деятельности, средством обучения. Это особая форма осмысления социально-исторической практики, площадка для создания социального опыта студентов в атмосфере, психологически благоприятной как для студентов, так и для преподавателей.
С помощью игр могут быть реализованы следующие образовательные задачи: развитие умения анализировать информацию; повышение культуры общения; развитие умения делать выводы; нахождение ошибок и упущений в логике аргументации; готовность к пересмотру суждений и изменению поведения при наличии убедительных аргументов. В ходе игры морально-правовая социализация учащихся осуществляется в групповой форме. Работа в группе позволяет проанализировать ситуацию с разных точек зрения, выявить проблему и выработать пути ее решения.
В результате обсуждения проблемы у группы возникают собственные идеи, требующие коллективного обсуждения. Игровые технологии способствуют применению знаний, умений и навыков при решении жизненных ситуаций, некоторых профессиональных задач, что обеспечивает ключевую социально - трудовую компетентность студентов. Способность открыто, через эмоциональные переживания и умственную деятельность, осознавать достижение индивидуальных и коллективных результатов, рефлексивное отношение к происходящему через ответы на вопросы: Что я делаю? (анализ предметного содержания); как это сделать? (анализ способов деятельности); с какой целью я это делаю? (осознание своих ценностных ориентаций) - обеспечивает ценностно-смысловую компетентность и личностное самосовершенствование.
Как показывает практика, в процессе игры формируется готовность к самореализации в "пространстве собственной индивидуальности", повышается познавательный интерес, мотивация к достижениям, стремление к самореализации "для получения" новых знаний и умений, а все участники игры взаимодействуют с ориентацией на результат. Организуя общение, используя конфликты, разногласия, отсекая второстепенное, учитель в игре обеспечивает движение групп по заданной теме, сам занимая рефлексивную позицию по отношению к участникам. Богатая информационная среда игры обеспечивает связи и отношения между субъектами, свобода ученика противопоставляется границе в коллективном интересе, а ее формой является то, что называется образованием.
Результатом участия в игре могут быть как эмоциональные, личностные, так и интеллектуальные изменения. Дидактические, ролевые или имитационные игры влияют на личность участника. Личностная вовлеченность в события игры, эмоциональное напряжение и интенсивность таких игр чаще всего повышают учебную мотивацию, пробуждают у учащихся интерес к изучаемому явлению. Работа в условиях относительной неопределенности относительно принимаемого решения позволяет уйти от общей репродуктивной стороны образования – простое повторение однажды усвоенных способов ведения дел не всегда способно обеспечить успех. Игра требует творческого осмысления ситуации, поиска новых решений, что в свою очередь влечет за собой развитие самостоятельного творческого мышления".
Исходя из вышеизложенного, можно сделать некоторые выводы: в игре студенты принимают самостоятельное решение, развивая при этом свои творческие способности, игровые технологии в правовом воспитании студентов обладают уникальными возможностями: они позволяют формировать правосознание студентов; правовую культуру; правомерное поведение; умение находить решения в сложных жизненных ситуациях. Дидактические игры активизируют познавательную деятельность на всех этапах освоения нового материала, используя возможности методических приемов, направленных на изучение права.
Игра выполняет такие важные функции, как развлекательная (основная функция игры-развлекать, доставлять удовольствие, вдохновлять, вызывать интерес); коммуникативная: овладение диалектикой общения; самореализация в игре как "полигоне человеческой практики"; терапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; коррекционная: внесение положительных изменений в структуру личностных показателей.; межэтническое общение: усвоение общечеловеческих социокультурных ценностей; социализация: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого сообщества.