Момент увеличения финансовых инструментов и продуктов привело к увеличению инвестиций. Соответственно усложнились правовая база и отношения в процессе инвестирования и защиты прав инвесторов.
В первой теоретической части работы мы выявили общую характеристику государственной политики защиты прав инвесторов.
Инвестор – физическое или же юридическое лицо, совершающее операции по капиталовложению. Инвесторы бывают квалифицированными и институционными. Основной целью инвесторов является сохранение и приумножение собственных средств, цель получателя инвестиций прирост производства за счет привлечения заемных средств.
Защита прав инвесторов включает в себя проведение мероприятий, цель которых охрана законных прав и интересов, как физлиц, так и юрлиц, чья деятельность связана с инвестированием. Также она включает в себя установление порядка компенсационных выплат или прочих видов возмещения ущерба, который был причинён инвесторам - физлицам, в результате противозаконных действий со стороны эмитентов и прочих участников фондового рынка.
Государственная политика по защите прав инвесторов представляет собой деятельность, направленную на обеспечение гарантий прав российских и иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль.
Государственная политика в области защиты прав инвесторов включает в себя следующие элементы:
- субъекты, которые реализуют рассматриваемую государственную политику;
- гарантии, которые предоставляются инвесторам;
- правовая основа осуществления рассматриваемой государственной политики.
Правовую базу можно разделить на две части.
Первая представлена нормативно-правовыми актами, которыми устанавливаются необходимые для действенной охраны прав лиц:
- ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;
- ФЗ «О рынке ценных бумаг»;
- общие положения, содержащиеся в Гражданском кодексе РФ.
Вторая часть представлена:
- ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25.02.1999 N 39-ФЗ;
- совсем новым ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации».
Отличия двух блоков заключается в различной области права, которую они регулируют.
В качестве критериальных оснований эффективности государственной политики в сфере защиты прав инвесторов следует рассматривать следующие показатели:
- количество инвесторов, которые покинули рынок после нарушения их прав;
- соотношение положительных результатов политики и произведенных затрат;
- количество новых инвесторов на рынке.
Во второй практической части для глубокого понимания итогов проведенной политики по защите прав инвесторов мы изучили историю инвестиционной политики в России. На данном этапе мы выяснили, что в России существовало три этапа развития инвестиций.
Первый период развития совпал с монархическим режимом в стране. Данный период можно охарактеризовать активной инвестиционной деятельностью, начиная с инвестиций правящей элиты страны до вкладов крестьян после отмены крепостного права.
Советский период характеризовался отсутствие частной собственности, что означало полное отсутствие инвестиций в 1991 году с момента перестройки всей системы страны.
Обратившись к данным государственной статистики, приведенной в работе, выясняется, что с момента краха СССР в 1991 году до 2018 года уровень инвестиций в основной капитал увеличился практический в 100 раз.
Правительство Российской Федерации видит улучшение инвестиционного климата в создании улучшенных условий для бизнеса путем воспроизведения благоприятной для этого среды, включая налоговою, таможенную, бюджетную, антимонопольную политики страны, а также созданию положительной репутации Российской Федерации в целом.
Согласно планам по ускорению темпов развития рост инвестиций должен увеличится на 25 процентов до 2024 года.
«Целевым показателями реализации Плана роста инвестиций (включая отраслевой раздел) является достижение 25% доли инвестиций в основной капитал от ВВП. Для достижения данной цели планируется рост инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий с 12,3 трлн. рублей в 2017 г. до 23,6 трлн. рублей в 2024 году. Достижение 25 % доли инвестиций в основной капитал от ВВП (из государственных и частных источников) позволит предприятиям обновить материально-техническую базу и инфраструктуру, создать новые производства и наладить выпуск инновационной конкурентоспособной продукции».
Наряду с государственным инвестированием в Российской Федерации распространен инвестирование в ценные бумаги.
Государственный регуляторов на рынке ценных бумаг является Центральный Банк Российской Федерации на основании Конституции РФ и Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 03.04.2020) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Государственное регулирование осуществляется в форме:
- установлении требований к участникам рынка ценных бумаг;
- регистрации эмиссий с учетом, разработанных Банком России стандартов;
- выдаче лицензий профессиональным участникам;
- наличии системы защиты владельцев ценных бумаг, а именно инвесторов;
- контроль за соблюдением законодательства эмитентом, в том числе обязанность по раскрытию информации;
- контроль за порядком операционной деятельности участников, к которым применим Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Со стороны Центрального банка проводится активная поддержка инвесторов. Например, создана Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг. Вышеуказанная служба рассматривает жалобы инвесторов и иных потребителей услуг на действия субъектов рынка ценных бумаг.
Важнейшей проблемой в части эмиссии ценных бумаг является раскрытие информации. Этот механизм является важным звеном для инвестора при принятии решения об инвестировании, а также при дальнейшем взаимодействии, которое при ужесточении контроля поможет избежать достаточных рисков для инвестора.
Инвестиционная деятельность в форме капитальных вложений – это второй вид инвестиций, который рассматривается во второй части настоящей работы.
Капитальные вложения подразумевают под собой непосредственное вложение в производство. Инвестиции в форме капитальных вложений регулируются профильным законом Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".
В законе приведен исчерпывающий перечень зоны ответственности государственных органов в области капитальных вложений:
1) гарантия благоприятных условий, которая осуществляется с помощью:
- удобной системы налогов, начисления амортизации;
- установления специальных налоговых режимов;
- защиты интересов инвесторов;
- льготные условия использования природными ресурсами;
- привлечение средств населения и внебюджетных источников финансирования;
- информирование о субъектов инвестиционной деятельности;
- противодействие коррупции;
- льготное кредитование;
- поддержка лизинга;
- меры, направленные на поддержание основных фондов в результате инфляции;
- помощь в формировании инвестиционных фондов;
-правотворческая роль;
2) непосредственное участие правительства в капитальных вложениях, путем:
- финансирование проектов;
- формирование инвестиционной программы;
- анализ существующих инвестиционных проектов;
- противодействие некачественным поставках для проектов;
- государственные займы;
- «реанимация» приостановленных и законсервированных строек и объектов;
- концессия.
В рамках Министерства экономического развития Российской Федерации создан Департамент государственных целевых программ и капитальных вложений.
Функции департамента заключаются в создании государственной политики и регулированию в области капвложений.
Основные проблемой в инвестициях в форме капитальных вложений является коррупция, что для инвестора значит растратой, вкладываемых средств.
Нововведением в области инвестиций является капиталовложения с помощью компьютерных технологий. В работе упоминаются такие механизмы как: краунфайндинг и криптовалюта. Краунфайндинг - это новый вид инвестиционной деятельности, суть которого заключается в дотации какого-либо предприятия неопределенным кругом лиц. Краунфайндинг имеет место на практике, однако отсутствует в законодательстве.
С 1 января 2021 года вступит в силу профильный федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Это важнейший шаг на пути регулирования цифрового капиталовложения. Принятия закона подтверждает признание обращения цифровой валюты на территории Российской Федерации.
Мероприятия по урегулированию обращения цифровой валюты значительно продвинули современное законодательство, однако это только лишь начало пути. Естественно, принятый закон не закрыл существующие пробелы и вопросы касательно данной темы, а в некоторых моментах даже оставил вопросы.
Особенностями закона являются:
- запрет на возможность расплачиваться криптовалютой за товары, работы и услуги;
- присутствует обязанность декларировать или сообщать о наличии в собственности цифровой валюты;
- противоречия в понятия цифровой валюты как средства платежа и способами его использования, указанными в законе;
- не предполагает идентификацию субъектов сделки;
- в законе не предусмотрена ответственность за деяния в области криптовалюты.
Ответственность является важным регулятором в области защиты прав инвесторов. Возможно законодатель предполагает, что изменения будут внесены в другие нормативно-правовые акты, например, в Кодекс об административных правонарушения РФ. Также возможно проблема ответственности будет решаться непосредственно судебными органами.
В настоящей работе рассматривает три типа инвестирования, которое можно разделить на три глобальные части:
- государственное инвестирование;
- частное инвестирование;
- цифровое инвестирование.
Проблема, которая косвенно упоминалась ранее, но которую стоит упомянуть именно в настоящем параграфе, заключается в категоризации инвесторов.
В виду плюрализма инвесторов выработать единую систему защиты не представляет возможным. Соответственно меры, предпринимается для защиты разных категорий инвесторов будут разные.
Меры, которые могли бы усовершенствовать процесс защиты прав инвесторов и инвестиционную политику в целом можно разделить на:
- меры общего характера, которые направлены на улучшения экономики в целом, что скажется и на инвестициях;
- меры специального характера, которые будут направлены исключительно на процесс инвестирования.
Среди общих рекомендация можно выделить:
а) оптимизация налоговой, таможенной, антимонопольной политики;
б) подконтрольное использование целевых бюджетных средств;
в) развитие экономической поддержки малому и среднему бизнесу,
г) противодействие коррупции на всех уровнях власти;
д) привлечение иностранных заемных средства в развития отечественного производства.
В качестве специальных мер предлагается:
- долгосрочной стратегии, направленной на стимулирования накоплений капитала и привлечения инвестиций, которая будет закреплена в законодательстве;
- приведение к единой системе существующую законодательную базу, качающуюся инвестиций, а также созданию новых нормативно-правовых актов, регулирующие высокотехнологичные инвестиции. Таким образом, проведя исследование по инвестиционной политике РФ можно сказать о том, что в стране прослеживается тенденция на улучшение инвестиционного климата, однако не все проблемы преодолены.