Введение 3 Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением зрения в процессе игровой деятельности 6 1.1. Определение основных понятий проблемы развития коммуникативных навыков 6 1.2. Особенности коммуникативных навыков в онтогенезе 8 1.3. Особенности развития коммуникативных навыков дошкольников с нарушением зрения 11 1.4. Обзор приёмов и способов развития коммуникативных навыков у детей с нарушением зрения в игровой деятельности 14 Глава 2. Анализ результатов экспериментального исследования по определению уровня развития коммуникативных навыков 21 2.1. Цель, задачи, методики исследования коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением зрения 21 2.2. Результаты исследования коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением зрения 24 Глава 3. Работа по развитию и формированию коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением зрения в игровой деятельности 30 3.1. Методические рекомендации педагогам по формированию коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением зрения в игровой деятельности 30 3.2. Подбор игр по формированию коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением зрения 36 Заключение 45 Список литературы 47

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением зрения в игровой деятельности

курсовая работа
Педагогика
50 страниц
67% уникальность
2020 год
30 просмотров
Асовец К.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением зрения в процессе игровой деятельности 6 1.1. Определение основных понятий проблемы развития коммуникативных навыков 6 1.2. Особенности коммуникативных навыков в онтогенезе 8 1.3. Особенности развития коммуникативных навыков дошкольников с нарушением зрения 11 1.4. Обзор приёмов и способов развития коммуникативных навыков у детей с нарушением зрения в игровой деятельности 14 Глава 2. Анализ результатов экспериментального исследования по определению уровня развития коммуникативных навыков 21 2.1. Цель, задачи, методики исследования коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением зрения 21 2.2. Результаты исследования коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением зрения 24 Глава 3. Работа по развитию и формированию коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением зрения в игровой деятельности 30 3.1. Методические рекомендации педагогам по формированию коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением зрения в игровой деятельности 30 3.2. Подбор игр по формированию коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением зрения 36 Заключение 45 Список литературы 47
Читать дальше
Актуальность. Обладание коммуникативными навыками позволяет ребёнку грамотно организовывать межличностное взаимодействие с другими участниками и находить адекватные решения коммуникативных задач, оно ставит его в позицию активного партнёра и, как следствие, позволяет «найти себя» в коллективе сверстников. Отсутствие коммуникативных навыков и их несформированность не только приводит к обратному результату, но ставит ребёнка в позицию отвержения со стороны сверстников, что наносит непоправимый вред его психическому и морально–нравственному развитию.


В Москве курсовая недорого ? Возможно с Work5.


. Теоретические вопросы, связанные с природой общения, коммуникативной культуры освещены в трудах таких ученых, как: А.А. Бодалев, Е.Г. Злобина, А.А. Леонтьев и др. Исследования по формированию навыков общения в дошкольном возрасте отражены в работах М.Р. Битяновой, Л.И. Божович, М.И. Лисиной, Д.Б. Эльконина и др. Нарушение зрения усложняет взаимодействие детей с окружающей средой, изменяет социальную позицию и негативно влияет на развитие их коммуникативного опыта. В свою очередь, нарушение или ограничение коммуникации ведет за собой целый ряд осложнений в формировании личности. У детей нарушение зрения приводит к сдерживанию активной позиции, снижению уровня самостоятельности, появлению замкнутости, необщительности, способствует появлению отрицательных черт характера: эгоизма, нерешительности, упрямства, снижения внимания к окружающим. Поэтому проблема развития коммуникативных навыков дошкольников с нарушениями зрения является актуальной и практически значимой. Многими тифлопсихологами и тифлопедагогами отмечаются нарушения в сфере общения у детей с нарушениями зрения (Л.С. Волкова, Г.В. Григорьева, М. Заорская, М.И. Земцова, И.Г. Корнилова, Л.И. Солнцева, 3 Н.А. Яковлева и др.). В этой связи актуальным является анализ особенностей формирования коммуникативных навыков у дошкольников с нарушениями зрениями, поиск коррекционных методик, направленных на создание у ребенка системы психологических установок для решения проблем, возникающих в процессе его общения с окружающим миром. Дошкольный возраст признается наиболее сензитивным для вхождения ребенка в социальный мир: в это время закладывается основа формирования и дальнейшего развития межличностных и социальных отношений, учится которым ребенок, как правило, у самого близкого окружения – в семье и в дошкольном учреждении. Поскольку процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью, то игра, являясь ведущей деятельностью дошкольника, выступает основой накопления социального опыта, способствующего личностному развитию и необходимого для существования человека. Одним из факторов, успешно влияющим на развитие коммуникативного опыта детей, в том числе и детей с нарушениями зрения, является игра. Особые потребности ребенка с нарушением зрения в развитии навыков общения в игре обусловлены их значимостью для его социально – психологической адаптации и личностной интеграции: именно в игре формируется умение вступать в различные ситуации социального взаимодействия, вырабатываются навыки адекватной самопрезентации и переживание своей индивидуальности. Таким образом, играя, общаясь и взаимодействуя со сверстниками и взрослыми, ребенок усваивает социальный опыт и развивает самооценку. Объект исследования: коммуникативные навыки у дошкольников с нарушением зрения. Предмет исследования: развитие коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением зрения в игровой деятельности. Цель исследования: изучить развитие коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением зрения в игровой деятельности. Задачи исследования: – раскрыть понятие коммуникативные навыки; – выявить особенности коммуникативных навыков в онтогенезе; – рассмотреть развитие коммуникативных навыков дошкольников с нарушением зрения; – выполнить обзор приёмов и способов развития коммуникативных навыков у детей с нарушением зрения в игровой деятельности; – проанализировать результаты экспериментального исследования по определению уровня развития коммуникативных навыков; – составить методические рекомендации педагогам по формированию коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением зрения в игровой деятельности. Методы исследования: анализ общей и специальной педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования, тестирование, количественный и качественный анализ данных. Опытно–экспериментальная база: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7» Светлячок». Практическая значимость: разработанные рекомендации по формированию коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением зрения в игровой деятельности могут быть использованы педагогами, психологами дошкольных образовательных учреждений в практический деятельности. Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Читать дальше
Таким образом, изучив и проанализировав психолого–педагогическую литературу по проблеме исследования особенностей формирования коммуникативных навыков у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (нарушением зрения), рассмотрели понятие «коммуникативные навыки». Коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая. Эти навыки очень важны в обществе, когда ежедневно необходимо взаимодействовать со многими людьми. Зрение имеет большое значение при ориентации человека в окружающем мире и реализации многих сторон его жизнедеятельности. Нарушение зрения определяет все течение психофизического развития детей с нарушением зрения. Зрительная патология, как и любой другой первичный дефект, провоцирует возникновение вторичных отклонений в развитии. В данном контексте таким отклонением будет социальная депривация, то есть лишение возможности полноценного взаимодействия с окружающей действительностью. Помимо этого, в качестве вторичных отклонений в развитии будут выступать и специфические особенности познавательной, эмоциональной и личностной сфер. Нарушение зрения влияет не только на процесс изучения окружающего мира, но и на развитие речи, воображения ребенка и его памяти. Дошкольники с нарушением зрения зачастую не способны правильно понимать слова, учитывая слабое соотношение слов с реальными объектами. Поэтому без помощи логопеда обойтись довольно сложно. Ребенок с нарушениями зрения по сравнению с нормально видящими сверстниками в меньшей степени владеет невербальными средствами общения. Дети практически не используют в общении с взрослым и сверстником выразительные движения, жесты, мимику, редко улавливают изменение настроения партнера. Общение детей с нарушениями зрения опирается, прежде всего, на речевые возможности, в то время как нормально видящие дети активно совершенствуют коммуникативную деятельность в практическом и «теоретическом» сотрудничестве с взрослым через развитие системы вербальных и невербальных средств коммуникации. Рассмотрев онтогенез формирования коммуникативных навыков, можно сказать, что познание ребенком навыка общения, осуществляется на всем протяжении дошкольного возраста. Его зарождение происходит еще в довербальный период и первоначально осуществляется в рамках диалогического взаимодействия ребенок–взрослый, далее коммуникативные навыки развиваются и реализуются в ходе свободного общения с ровесниками и взрослыми, а также в игровой деятельности. Нарушение протекания основных этапов становления коммуникативных навыков могут привести к недоразвитию речи у детей старшего дошкольного возраста. Результаты констатирующего эксперимента выявили, что у большинства испытуемых отмечаются следующие особенности: зачастую им недостает гибкости и спонтанности в сфере социального взаимодействия, отсутствуют, или слабо развиты неречевые формы общения. Для них характерны речевые стереотипии, что мешает использованию слов и понятий в нестандартных ситуациях, комбинированию и созданию новых образов. Низкий уровень развития воображения и творческого мышления, отмечающийся у испытуемых, негативно сказывается на эмоциональной стороне общения. У детей складываются сложные отношения со сверстниками, что выражается в повышенной конфликтности, неумении договариваться о совместной игре. Такие дети, несмотря на стремление играть вместе с другими, с трудом налаживают дружеские и игровые отношения с ними, ссорятся, вынуждены играть в одиночестве. По результатам исследования были разработаны рекомендации педагогам по формированию коммуникативных навыков дошкольников с нарушением зрения в игровой деятельности. Таким образом, цель достигнута, задачи решены в полном объеме.
Читать дальше
1. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада / А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика–Синтез, 2013. – 272 с. 2. Базжина, Т. В. Диалог на начальном этапе языкового развития //Детская речь: Лингвистический аспект: сб. науч. тр. /ред. С. Н. Цейтлин. – СПб.: Образование, 2012. – 128 с. 3. Бизикова, О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре / О.А. Бизикова. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2018. – 136 с. 4. Бодалев, А. А. Личность и общение / А. А. Бодалев Москва: Международная педагогическая академия, 2015. – 328 с. 5. Баранова Э. Учимся задавать вопросы / Э. Баранова // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 12. – С. 2–80. 6. Бизикова, О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре / О. А Бизикова. –М.: Скрипторий 2013. –136 с. 7. Выготский, Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, – 2013. – 420 с. 8. Вершина, О. М. Особенности общения у детей с общим недоразвитием речи / О. М. Вершина. – М.: Просвещение, 2013. – 246 с 9. Глухов, В.П. Коррекционно–развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи / В.П. Глухов. – М.: Союз, 2012. – 156 с. 10. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие / О.Е. Грибова. – М.: Айрис–пресс, 2005. – 96 с. 11. Ермаков, В. П. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин.– М.: Владос, 2015. – 240 с. 12. Зорина, С.С. Формирование коммуникативных умений у детей с нарушениями зрения / С.С. Зорина // Специальное образование. – 2014. –№ 4. – С. 2–66. 13. Кучинский, Г.М. Диалог и мышление / Г.М. Кучинский. – Минск: Университетское, 2012. –120 с. 14. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей / Р.И. Лалаева. – М.: Просвещение, 2014. – 236 с. 15. Леонтьев, А. А. Основы теории речевой деятельности /А. А. Леонтьев. – М.: Наука, 2014. – 368 с. 16. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность /А. А. Леонтьев. – М.: Просвещение, 2015. – 214 с. 17. Лепская, Н. И. Доречевая стадия развития ребенка и ее роль в становлении аспектов, форм и средств коммуникации //Детская речь: Лингвистический аспект: сб. науч. тр./ под ред. С. Н. Цейтлин. – СПб.: Образование, 2012. – С. 9–49. 18. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. – М.: Просвещение, 2017. – 384 с. 19. Лисина, М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника / М.И. Лисина. – М.: Академия, 2012. – 270 с. 20. Лозован, Л.Я. Формирование коммуникативных умений младших школьников / Л.Я.Лозован. 2016 – 139 с. 21. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. Росcийская академия наук. Ин–т психологии. – Москва: Наука, 1999. – 349 с. 22. Литвак, А.Г. Очерки психологии слепых и слабовидящих / А.Г. Литвак.– СПб, 2012. – 280 с 23. Маклаков, А. Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб: Питер, 2014. – 583 с. 24. Маркова, А.К. Психология усвоения языка как средства общения / А.К. Маркова. – М.: Педагогика, 2012. – 300 с. 25. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – 3–е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 200 с. 26. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре / Д.В. Менджерицкая М.: Просвещение, 2013. –132 с. 27. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. / Н.Я. Михайленко. М.: Просвещение, 2012. – 167 с. 28. Павлова, О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ОВЗ / О.С. Павлова // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л.Б. Халиловой. – М.: Экономика, 2012. – 304 с. 29. Подколзина, Е.Н. Тифлопедагогическая диагностика дошкольника с нарушением зрения / Е.Н. Подколзина // Вестник тифлологии. – 2016. – №2. С.4–35. 30. Подколзина, Е.Н. Вопросы работы тифлопедагога детского сада для детей с нарушением зрения / Е.Н. Подколзина // Дефектология, 2012 №6. С.5–25. 31. Рудик, П.А. Психология: учебник / П.А. Рудик. – М., 2012. – 420 с. 32. Рузская, А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками / А.Г. Рузская. – СПб.: Питер, 2014. – 315 с. 33. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн, М.: Союз, 2014. – 720 с. 34. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками / Е.О. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. –160 с. 35. Спирова, Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжёлыми нарушениями речи / Л.Ф. Спирова. – М.: Просвещение, 2013. – 102 с. 36. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубова. – М.: Изд. центр «Академия», 2016. – 256 с. 37. Томогашева, О.В. Теоретические подходы к проблеме диалогической речи / О.В. Томогашева // Инновационная наука. – 2015. – №4–2 – С.2–46. 38. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2013. – 256 с. 39. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Просвещение, 2010. – 291 с. 40. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться / Г.А. Цукерман. – М. – Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2015. – 165 с 41. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи: учеб. пособие для студ. Высш. Учеб заведений / С. Н. Цейтлин. – М. : Владос, 2010. – 120 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Социальная поддержка людей выпустившихся из детских домов
Количество страниц:
50
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Социальная работа
курсовая работа
Менеджмент в малом и среднем бизнесе
Количество страниц:
30
Оригинальность:
43%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Менеджмент
курсовая работа
Взаимосвязь коммуникативной толерантности и социальной смелости онлайн
Количество страниц:
33
Оригинальность:
78%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Психология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image