Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты формирования развития речи старших дошкольников со зрительной патологией 1.1. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников со зрительной патологией 7 1.2. Особенности речевого развития старших дошкольников со зрительной патологией 12 Выводы по первой главе 16 Глава 2. Содержание и специфика комплексного подхода в коррекции речевых нарушений в работе с детьми, имеющих зрительную патологию 2.1. Понятие комплексного подхода в коррекции речевых нарушений. 17 2.2. Особенности методик и диагностического обследования речевых нарушений 19 2.3. Понятие коррекционно-логопедической работы со старшими дошкольниками, имеющих зрительную патологию 38 Выводы по второй главе 54 Глава 3. Система коррекционно-педагогической работы по комплексному подходу в коррекции речевых нарушений у старших дошкольников со зрительной патологией 3.1. Принципы взаимодействия и организации работы педагогов 55 3.2. Проект коррекционно-педагогической работы 58 Выводы по третьей главе 61 Заключение 62 Список литературы 65

Комплексный подход в коррекции речевых нарушений у старших дошкольников со зрительной патологией

курсовая работа
Педагогика
73 страниц
60% уникальность
2021 год
37 просмотров
Махиня А.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты формирования развития речи старших дошкольников со зрительной патологией 1.1. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников со зрительной патологией 7 1.2. Особенности речевого развития старших дошкольников со зрительной патологией 12 Выводы по первой главе 16 Глава 2. Содержание и специфика комплексного подхода в коррекции речевых нарушений в работе с детьми, имеющих зрительную патологию 2.1. Понятие комплексного подхода в коррекции речевых нарушений. 17 2.2. Особенности методик и диагностического обследования речевых нарушений 19 2.3. Понятие коррекционно-логопедической работы со старшими дошкольниками, имеющих зрительную патологию 38 Выводы по второй главе 54 Глава 3. Система коррекционно-педагогической работы по комплексному подходу в коррекции речевых нарушений у старших дошкольников со зрительной патологией 3.1. Принципы взаимодействия и организации работы педагогов 55 3.2. Проект коррекционно-педагогической работы 58 Выводы по третьей главе 61 Заключение 62 Список литературы 65
Читать дальше
На протяжении многих десятилетий проблема изучения общего недоразвития речи различного происхождения, речевых нарушений является объектом внимания ряда исследователей. Эта проблема изучалась многими ведущими учеными логопедии: Л. Н.


Лучшее решение это - купить курсовую работу по машиностроению в Work5. Доверьте написание курсовой работы профессиональным авторам!


. Ефименковой, Н. С. Жуковой, Р. Е. Левиной, С. А. Мироновой, Т. Б. Филичевой и др. Дефекты речи широко и тесно взаимосвязаны у детей со зрительной патологией, это в основном различные нарушения, связанные не только с отдельными компонентами, но и со всей речевой целостной системой. Количество и уровень нарушений различных речевых дефектов у детей с тяжелыми нарушениями зрения фиксируются по-разному. Это другой уровень речеобразования, в большей степени, как системное недоразвитие, отсюда и структура речевого дефекта. Проблемой исследования является формирование и развитие словарного запаса у детей с системным недоразвитием речи, что является актуальным, так как количество детей с данной проблемой речевой патологии с каждым годом все больше увеличивается, а следовательно, формирование и развитие словарного запаса детей будет способствовать более успешной подготовке к социальной жизни и обучению в школе. Актуальность данного исследования необходимо и важно отметить, что в специальной педагогике, логопедии и психологии проблема речевого развития детей с нарушениями зрения не была в полной мере рассмотрена и глубоко изучена. Наибольшую актуальность приобретает создание разработанных методических пособий и методик по коррекции системных нарушений речи у дошкольников со зрительной патологией. Существующий комплексный подход в коррекции речевых нарушений в специализированных учреждениях для детей с нарушениями зрения, дает полноценное речевое развитие. В данное время не найдена в полной мере, система работы по формированию и развитию лексической стороны речи с учетом индивидуальных особенностей зрительного дефекта которая носит патологический характер, и не имеется методических пособий, а также разработок по данному направлению, поэтому существуют затруднения в педагогической работе. Маллаев Д. М., изучив различные формы речевых нарушений для данной категории детей (слепые и слабовидящие), отмечал, что необходимо больше и четко представлять, как обучать детей, и основываться на их социальный опыт в окружающем мире. Научно-психологические основы в развитие образования и организации развивающе-пространственной среды, являющейся неотъемлемой частью этого образования применительно к дошкольному этапу, отмечены выдающимися отечественными учеными ХХ века: Выготским Л. С., Запорожцем А. В., Леонтьевым А. Н., Рубинштейном С. Л., Элькониным Д. Б. В этом направлении работали и работают их последователи Венгер Л. А., Дьяченко О. М., Кравцов Г. Г., Поддяков Н.Н., Сохин Ф. А. Это психологическое движение сочеталось с аналогичными поисками в области педагогической теории исследований Ветлугиной Н.В., Новоселовой С. Л., Петровским В. А., Стрелковой Л. Л., Усовой А. П.. Речь знакомит ребенка с миром благодаря словам, которыми дети пользуются и овладевают с самого раннего рождения, слово дает им возможность осознать и принять себя как личность и стать активным участником окружающего мира. Слово является основным средством коммуникативных навыков и средством самовыражения. Слово выступает как средство саморегуляции своего поведения. Благодаря слову ребенок познает природное явление и объективную среду в нашем мире. В дошкольном возрасте ребенку необходимо овладеть словарным запасом, который помог бы и позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно учиться в школьном учреждении, понимать литературные произведения, теле-и радиопрограммы, поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словарного запаса у дошкольников как одну из ключевых задач в развитии речи ребенка. Как известно, наибольшее количество информации в окружающем мире ребенок получает через зрительные анализаторы. С самого рождения ребенка все движения и действия совершаются под контролем зрения. Нет никаких сомнений в том, что нарушение зрения является существенным ограничением сенсорного познания. Дефекты зрения накладывают определенный отпечаток на психическое развитие детей, ограничивая их возможности в процессе восприятия предметного мира, на ориентацию в нем, общение с окружающими сверстниками и взрослыми, в целом влияют на развитие личности, а также на различные формы жизнедеятельности ребенка. Объект исследования - комплексный подход в коррекции речевых нарушений у старших дошкольников со зрительной патологией Предмет исследования - старшие дошкольники со зрительной патологией и нарушением речи Цель данного исследования - рассмотреть и изучить особенности формирования комплексного подхода в коррекции речевых нарушений у старших дошкольников со зрительной патологией Гипотеза исследования. Предполагается, что педагогическая технология преодоления нарушений речевого развития у старших дошкольников с нарушением зрения в условиях логопедической группы будет эффективной, если она будет включать:  рациональную организацию комплексной помощи детям с сочетанным зрительно-речевым нарушением;  личностно-деятельностный подход - ориентация на ребенка, учет выявленных нарушений речи и зрительного дефекта (составление индивидуальной программы на ребенка);  координированную работу всех педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения и речи;  организацию эффективного взаимодействия с родителями детей с сочетанным зрительно-речевым нарушением. Исходя из цели и гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи: 1. Раскрыть проблему речевых нарушений у старших дошкольников со зрительной патологией в научной практической литературе. 2. Рассмотреть методики исследования и диагностики уровня развития словарного запаса у старших дошкольников с нарушением зрения и речи. 3. Изучить методики коррекционной работы по развитию зрительного восприятия и преодолению речевых нарушений у старших дошкольников с нарушениями зрения. Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической, научной и методической литературы по проблеме исследования). Важность данного исследования заключается в том, что формирование и развитие лексической структуры речи является одной из основных проблем современной логопедии. Хорошая и правильная речь является необходимым и важным условием, исключительно в развитии общения. Чем объемнее и правильнее речь ребенка, чем легче ему выражать свои мысли, чем больше знаний о предмете и окружающем мире, полнее и доброжелательнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем быстрее протекает и реализуется психическое развитие ребенка. Поэтому достаточно важно следить за своевременным развитием речи, ее правильностью и четкостью, исправляя и предупреждая различного рода нарушения. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников литературы, приложений.

Читать дальше
Изучение проблемы развития связной речи у дошкольников с нарушениями зрения в области коррекционной педагогики определило актуальность изучения особенностей недоразвития речи у старших дошкольников с патологией зрения и их нивелирования в условиях организации специальной коррекционно-педагогической работы (Новичкова И. В., Корнилова И. Г., Карпушина Е. Б. и др.). Проведенный теоретический анализ общей и специальной литературы по проблеме исследования показал, что особенности связной речи у детей с нарушениями зрения изучены недостаточно и требуют более тщательного рассмотрения в целях разработки специальных приемов ее развития. Практически отсутствуют целенаправленные исследования специфики организации коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи у таких детей. Теоретический анализ материалов по проблеме речевого развития детей с нарушениями зрения также показал, что в результате нарушений зрительного анализатора у детей с нарушениями зрения проявляется особенность речевого развития, которая выражается в системном нарушении всех структурных компонентов языка. Формирование речи у детей с нарушением зрения происходит в более сложных условиях, чем у детей с нормальным зрением, в результате чего дефект зрения становится первичным, влияющим на формирование речевых и неречевых функций. Зрительно-сенсорная недостаточность влияет на развитие речевой системы в целом и проявляется в особенностях накопления лексики, понимании смысловой стороны речи и функционального назначения слова, в овладении грамматическим строем речи, развитии связной речи, в усвоении выразительных средств. Специфическими особенностями связной речи дошкольников с нарушениями зрения являются неточность словаря, недостатки связной речи мотивационного, семантического и структурного характера. Сравнительный анализ связной речи детей с нарушениями зрения и их нормально видящих сверстников показал, что у детей со зрительной патологией отмечаются затруднения в составлении рассказов описательно-повествовательного характера. Уровень развития связной речи детей с нарушениями зрения зависит от имеющегося у них чувственного опыта, а также от степени овладения ими образной и композиционной стороной связного высказывания. Развитие связной речи детей с нарушениями зрения требует обогащения и активизации словаря, формирования специального алгоритма последовательного анализа изображений, формирования навыка построения предложений и связного текста (рассказа) с использованием в коррекционно-педагогическом процессе комплекса методических приемов. Нарушения устной речи у детей с патологией зрения рассматриваются как сложный дефект, который по-разному обусловлен влиянием ряда факторов, в том числе дефекта зрения и времени его появления. Многообразие уровней формирования речи, структуры ее нарушений, а также факторов, вызывающих эти нарушения, объясняет многообразие динамики совершенствования речи слабовидящих детей в процессе обучения. Учитывая, что у многих дошкольников с недостатками зрения и недоразвитием речи отмечаются различные особенности в психофизическом развитии (расстройства двигательной сферы, снижение динамики развития познавательных процессов, незрелость эмоционально-волевых качеств личности и др.) возникает перспектива по дальнейшему, более углубленному исследованию их влияния на развитие разных сторон речи данного контингента детей в онтогенезе их возрастного становления. Цель такого рода исследования может быть связана с проблемами профилактики недостатков речевого развития, подготовки к школе - усвоению грамоты, развитию коммуникативных навыков и дальнейшей интеграции детей с недостатками зрения в общество. Логопедическое обследование этой категории детей является специфическим и комплексным, дифференцированным и многосторонним. В таких условиях компенсаторная роль речи возрастает и обеспечивает более прочную основу для подготовки детей к школе. Раннее выявление речевых нарушений и организация коррекционной работы способствуют профилактике дальнейших отклонений в речевом развитии детей, в том числе в формировании письменной речи. Совершенствование речи стимулирует высокое личностное развитие слабовидящего ребенка на самых ранних этапах его воспитания. Однако развитие детей с сочетанными нарушениями зрения и речи протекает по тем же закономерностям, что и развитие нормально развивающегося ребенка. Из этого следует, что дети с нарушениями зрительного и речевого развития имеют большой потенциал для коррекции этих нарушений при условии их включения в специальное коррекционно - развивающее обучение и воспитание. Логопедия проводится комплексом общепринятых методов-практических, наглядных, вербальных. Чтобы избежать формирования вербальных представлений, вербальные методы используются в сочетании с визуальными и практическими. В связи с более поздним формированием этой категории детской игровой деятельности логопедические занятия строятся в игровой форме и на игровом материале. Дидактический и наглядный материал подбирается с учетом зрительной патологии детей. Отношение к работе логопедов-незрячих позволяет медицинским работникам обучать детей получать информацию об окружающем мире с привлечением неповрежденных анализаторов, в результате чего речь этих детей наполняется конкретным содержанием, становится более яркой и насыщенной. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что гипотеза была доказана, задачи выполнены.
Читать дальше
1. Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии [Текст] : материалы X Международной научно-практической конференции в рамках Объединенной научно-практической конференции "Современные тенденции, опыт и перспективы образования особых групп детей" (г. Череповец, 6 декабря 2017 года) / Министерство образования и науки Российской Федерации, Череповецкий государственный университет, Институт педагогики и психологии, Ресурсный учебно-методический центр Северо-Западного федерального округа по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ЧГУ (РУМЦ СЗФО ЧГУ), Кафедра дефектологического образования ; [научный редактор: О. А. Денисова]. - Череповец : Череповецкий государственный университет, 2018. - 186 с. 2. Взаимодействие участников педагогического процесса в обучении, коррекции, развитии и воспитании детей, имеющих нарушения зрения, в рамках ФГОС ДОУ : сборник методических материалов. /О. Н. Шпигарева. - Санкт-Петербург : Среда, 2020. - 171 с. 3. Вестник Шадринского государственного педагогического университета. № 2 (46). - 2020. - 283 с. 4. А. М. Витковская. Формирование предметно-игровых действий у слепых детей раннего возраста : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.03. - Санкт-Петербург, 1992. - 18 c. 5. Л. С. Волкова. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей [Текст]: учеб.-метод. пособие. / Л. С. Волкова. -- Л.: Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, 1991. - 44 с. 6. Л. С. Волкова. Коррекция нарушений устной речи у детей с глубокими дефектами зрения : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.03. - Ленинград, 1983. - 249 c. 7. Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии : Учебное пособие / Н. А. Борисова, И. А. Букина, Г. М. Галактионова; Н. А. Борисова, И. А. Букина, Г. М. Галактионова . – Череповец : Череповецкий государственный университет, 2017. – 236 с. 8. В. П. Глухов. Практикум по психолингвистике [Текст] : Учебное пособие / В. П. Глухов ; Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет». - Москва : МПГУ, 2017. - 178, [1] с. 9. Дети с нарушениями зрения // Специальная психология [Текст]: Учебное пособие / под ред. В. И. Лубовского. - М.: Академия, 2003. - С.194-365. 10. В. П. Ермаков. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения [Текст]: Учебное пособие для ВУЗов. / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин - М.: Владос, 2000. - 240 с. 11. З. В. Ефанова. Развитие речи. Дополнительные материалы. Музыка вокруг нас / З. В. Ефанова. – М.: Корифей, 2018. – 112 c. 12. Н. В. Жолудева. Особенности логопедической работы с детьми с нарушениями зрения / Н. В. Жолудева, Н. Б. Цепина //Дошкольная логопедическая служба. - М.: ТЦ Сфера, 2006. 13. Игровые технологии в инклюзивном образовании дошкольников [Текст] : Учебно-методическое пособие / [Л. Н. Волошина, М. В. Садовски, Г. Е. Воробьева, О. Г. Галимская] ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Белгородский государственный национальный исследовательский университет". - Белгород : Белгород : НИУ "БелГУ", 2018. - 102 с. 14. В. К. Иванова. Работа логопеда в детском саду для детей с нарушением зрения // М. Р. Гусева, В. Г. Дмитриев, Л. И. Плаксина. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения. - М.: Просвещение, 1978. - С.77-79. 15. И. А. Космачева. Особенности работы учителя-логопеда с детьми с нарушениями зрения / И. А. Космачева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - № 1. - С.18-22. 16. О. А. Козырева. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: старшая группа специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреж. / О. А. Козырева, Н. Б. Борисова. - М.: Владос, 2016. - 119 c. 17. О. И. Криницкая. Влияние зрительной депривации на развитие моторной сферы и речи детей дошкольного возраста / О. И. Криницкая // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - М., 2010. - №2. -- С.229-232. 18. О. И. Криницкая. Педагогическая технология преодоления задержки речевого развития у детей раннего возраста с нарушением зрения: Автореф. дисс. … канд. пед. наук / О. И. Криницкая. - Екатеринбург, 2010. 19. А. Г. Литвак. Тифлопсихология слепых и слабовидящих [Текст]: учебное пособие. / А.Г. Литвак - СПб: КАРО, 2006. - 340 с. 20. Е. А. Логинова. Общее недоразвитие речи. Алалия: Учебно-методическое пособие / Е. А. Логинова, О. В. Елецкая. - М.: Форум, 2017. - 24 c. 21. Логопедия. Методическое наследие [Текст]: Пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов: В 5 книгах. Т.5: Фонетико-фономатическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью / Авт.-сост. Л. С. Волкова, Т. В. Туманова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина; Под ред. Л. С. Волковой. - М.: Владос, 2003. - 480 с. 22. Л. В. Лукашова. Особенности логопедической работы с детьми с нарушениями зрения. / Л. В. Лукашова // Специальное образование, №4, 2009. - С.41-48. 23. Е. М. Мастюкова. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция [Текст]. / Е. М. Мастюкова - М.: Просвещение, 1992. - 95 с. 24. Методы обследования речи детей [Текст]: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с. 25. Л. Н. Мочалова. Языковые механизмы у детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] : монография / Л. Н. Мочалова, Е. В. Шлай ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. авт. образовательное учреждение высш. образования "Северный (Арктический) федеральный ун-т им. М. В. Ломоносова". - Архангельск : САФУ, 2016. - 158, [1] с. 26. В. Л. Нападовская. Коррекция речевых нарушений и формирование творческих способностей у детей с нарушенным зрением [Текст]: Пособие для логопедов. / В. Л. Нападовская. - М.: Классикс Стиль, 2003. - 48 с. 27. Г. В. Никулина. Оценка готовности к школьному обучению детей с нарушениями зрения [Текст]: Учебное пособие / Г. В. Никулина, И. П. Волкова, Е . К. Фещенко; Под ред. Г. В. Никулиной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. - 84 с. 28. И. В. Новичкова. Коррекция недостатков развития речи у дошкольников с косоглазием и амблиопией: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И.В. Новичкова; Ин-т коррекц. педагогики РАО. - М., 1997. - 16 c. 29. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением [Текст]: Методическое пособие / под. ред. проф. Л. М. Шипицыной. - СПб.: Образование, 1995. - 99 с. 30. Особенности логопедической работы при нарушениях зрения // Логопедия [Текст]: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М.: Владос, 1998. - С.503-508. 31. Особенности психологической помощи детям с нарушением зрения [Текст]: Методич. рекомендации / Под ред. Л. И. Солнцевой. - М., 2001. - 96 с. 32. Открытый мир: объединяем усилия : материалы всероссийской научно-практической конференции (07-08 ноября 2018 г., г. Пермь, Россия) / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (Минобрнауки России), Министерство образования и науки Пермского края, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет", Государственное казенное учреждение Пермского края "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" ; [редакционная коллегия: О. Р. Ворошнина, Л. В. Коломийченко]. - Пермь : ПГГПУ, 2018. - 331 с. 33. Открытый мир : материалы всероссийского (с международным участием) форума (12-14 декабря 2017 г., г. Пермь, Россия) : [форум проводится в рамках юбилейных мероприятий, посвященных празднованию 15-летия кафедры специальной педагогики и психологии, 10-летия кафедры логопедии ФГБОУ ВО "Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет"] / Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство образования и науки Пермского края, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет" [и др. ; редакционная коллегия: О. Р. Ворошнина (ответственный редактор) и др.]. - Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2017. - 385 с. 34. Л. И. Плаксина. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения [Текст]: Учебное пособие / Л. И. Плаксина. - М.: РАОИКП, 1999. - 143 с. 35. Л. И. Плаксина. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения : Дидакт. материал / Л. И. Плаксина; Всерос. о-во слепых. - М. : ВОС, 1985. - 118 с. 36. Е. Н. Подколзина. Тифлопедагогическая диагностика дошкольника с нарушением зрения [Текст] : методическое пособие / Е. Н. Подколзина - Москва : Обруч, 2014. - 71 с. 37. Проблемы современного педагогического образования. Серия "Педагогика и психология" [Текст] : журнал : [12+] / Министерство образования и науки Российской Федерации, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) "Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского" (г. Ялта). - Ялта : РИО ГПА, 2016-. 2019, вып. 65, ч. 4. - 2019. - 339 с. 38. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л. И. Плаксиной. - М.: Экзамен, 2003. - 256 с. 39. Психология воспитания детей с нарушением зрения [Текст]: научно-методическое пособие / под ред. Л. И. Солнцевой ; В. З. Денискиной. - М. : Налоговый вестник, 2004. - 320 с. 40. Т. В. Пятница. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах [Текст] : [0+] / Т. В. Пятница. - Изд. 9-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2017. - 173, [1] с. 41. Разработка и реализация адаптированных программ дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] : методические рекомендации / [Л. И. Александровна, Е. В. Вдовичева, Н. Н. Разгуляева] ; Череповецкий государственный университет, Институт педагогики и психологии, Кафедра дефектологического образования. - Череповец : Череповецкий государственный университет, 2018-. Ч. 1 [Текст]. - 2018. - 357 с. 42. З. А. Репина. Особенности сенсомоторного и речевого развития детей раннего возраста с нарушением зрения и задержкой речевого развития / З. А. Репина, О. И. Криницкая // Специальное образование №2, 2010. - С.34-43. 43. Т. П. Свиридюк. Подготовка слабовидящих детей к школе / Т. П. Свиридюк. - Киев : Рад. шк., 1984. - 95 с 44. Создание специальных условий образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве: результаты, опыт, перспективы [Текст] : сборник научно-практических материалов межрегиональной конференции, г. Иркутск, 2 ноября 2018 г. / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования "Иркутский государственный университет", Педагогический институт ; [редакционная коллегия: О. В. Пашинова, Р. А. Афанасьева]. - Иркутск : Изд-во ИГУ, 2018. - 283 с. 45. А. В. Соболева. Особенности работы логопеда в детском саду с глазной патологией (косоглазием и амблиопией) // Актуальные проблемы изучения и обучения детей и подростков с нарушениями развития: материалы межрегион. науч.-практ. конф. - М.; Новокузнецк, 2003. - C.99-103. 46. Т. В. Соколова. Формирование связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи, имеющих нарушения зрения : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.03 / Соколова Татьяна Вячеславовна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. - Москва, 2019. - 22 с. 47. Л. И. Солнцева. Психология детей с нарушениями зрения (детская тифлопсихология) [Текст]: учебное пособие / Л. И. Солнцева. - М.: Классик Стиль, 2006. - 256 с. 48. Е. А. Стребелева. Специальная дошкольная педагогика [Текст]: Учебное пособие. / Е. А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова; Под ред. Е. А. Стребелевой. - М.: Академия, 2002. - 312 с. 49. Теоретические и методические основы обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями зрения [Текст] : учебное пособие / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Иркутский государственный университет", Педагогический институт ; составитель О. В. Пашинова. - Иркутск : Изд-во ИГУ, 2019. - 207 с. 50. Е. Л. Тинькова. Анатомо-физиологические и нейропсихологические основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения [Текст]: Учебное пособие. / Е. Л. Тинькова, Г. Ю. Козловская -- Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. - 137 с. 51. Б. К. Тупоногов. Содержание и методы обучения детей с нарушениями зрения [Текст]: науч.-метод. пособие / Б. К. Тупоногов. - М. : АПКиППРО, 2005. - 72 с. 52. В. А. Феоктистова. Развитие навыков общения у слабовидящих детей : учеб. пособие / В. А. Феоктистова ; [под ред. Л. М. Шипицыной]. - СПб. : Речь, 2005 (ГУП Тип. Наука). - 128 с. 53. Т. Б. Филичева и др. Основы логопедии [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. "Педагогика и психология (дошк.)" / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989. - 223 с. 54. Л. И. Фильчикова. Нарушения зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция [Текст]: Методическое пособие. / Л. И. Фильчикова, М. Э. Вернадская, О. В. Парамей - М.: Экзамен, 2004. - 192 с. 55. Е. В. Хлыстова. Специальная психология. Работа психолога в дошкольной образовательной организации : учебное пособие : [для студентов вуза, обучающихся по направлениям подготовки 37.03.01 "Психология", 37.05.01 "Клиническая психология"] / Е. В. Хлыстова, Л. В. Токарская ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, [Уральский гуманитарный институт]. - Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2018. - 139 с. 56. Г. Р. Шашкина. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст]: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. - М.: Академия, 2003. - 240 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Анализ деятельности предприятия на основе данных финансовой отчетности
Количество страниц:
38
Оригинальность:
78%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Экономический анализ
дипломная работа
Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) и её торгово-экономические отношения с Россией
Количество страниц:
60
Оригинальность:
89%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Мировая экономика
курсовая работа
Место теории предпринимательства в истории экономической мысли
Количество страниц:
40
Оригинальность:
83%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История экономических учений
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image