ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМАНТИЧЕСКОЙ ДЕРИВАЦИИ 5
1.1 Понятие семантической деривации в современной лингвистике 5
1.2 Способы и механизмы семантической деривации 8
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИНГВО-КОГНИТИВНЫХ МОДЕЛЕЙ СЕМАНТИЧЕСКОЙ ДЕРИВАЦИИ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ 12
2.1 Лингво-когнитивные модели субстандартной деривации в субсфере «Природа» 12
2.2 Анализ семантической структуры субстандартных глаголов умственной деятельности современного английского языка 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21
Читать дальше
Данная работа была посвящена изучению лингво-когнитивных моделей семантической деривации в современном английском языке. Данная тема всегда остается актуальной, так как язык всегда находится в движении. Семантическая деривация является одним из способов словообразования. Лингвисты по сей день проводят исследования в данной сфере.
В работе были выполнены все поставленные задачи. В теоретической части были освещены вопросы касательно основ семантической деривации в современной лингвистике. Было указано, что данной проблемой занимались и до сих пор исследуют данную область как отечественные, так и зарубежные лингвисты. Основоположниками семасиологии и последующих трудов в данной сфере были М. Бреаль, Э. Рейзинг, А.А. Потебня, Г. Пауль.
Также в теоретической части была дана трактовка термину семантическая деривация, которая говорит о том, что это процесс образования новых значений лексемы. Хотя многие лингвисты говорили о том, что слово не может быть многозначным. К таким лингвистам и относился А.А. Потебня. Было установлено, что семантическая деривация является самым активным способом словообразования.
В работе были представлены основные типы и механизмы семантической деривации. К таким типам относятся номинация, аналогия, субституция, выравнивание, регулярный процесс. Г. Стерн выдвинул несколько способов:
- сходство между смыслами нескольких слов;
- контакт между несколькими словами;
- сходство между несколькими именами;
- контакт между несколькими именами.
В практической части было проведено исследование по выявлению семантической деривации и анализу лингво-когнитивных моделей. Были представлены модели субстандартной деривации на примере лексики субсферы «природы», где были представлены слова, например, насекомые, животные, рыба. Также были проанализированы глаголы умственный деятельности, где был сделан вывод о том, что семантическая деривация является самым активным способом словообразования.
Когнитивное моделирования и установление статуса семантических дериватов вносит значительный вклад в освещение таких сложных проблем семантики языка, в уточнение самого понятия языкового значения слова и его неразрывной связи с человеческими знаниями и опытом, а также осмыслением окружающей действительности. Методика профилирования композиционной семантики находят применение в попытках концептуализации и актуализации человеческого мира. Субстандартная лексика дает богатый материал для изучения понимания и восприятия действительности, менталитета разных социальных и национальных групп, дополняет культурную и национальную концептосферу всей нации в целом. Высокая продуктивность данного вида словообразования объясняется способность человеческого мышления находить сходства или смежность между элементами физически воспринимаемой действительно и отражать все это в языке.
Читать дальше
1. Глазунов, С.А. Новый англо-русский словарь современной разговорной лексики./С.А. Глазунов. – М.: Русский язык, 1998. – 776 с.
2. Звегинцев, В. А. История языкознания XIX - XX веков в очерках и извлечениях / В. А. Звегинцев. – М., 1964. – 466 с.
3. Зеленский, A. Л. Теория немецкого языкознания: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. учеб. заведений / A. Л. Зеленский, О. В. Новожилова. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 400 с.
4. Марков, В. М. Избранные труды по русскому языку / Под ред. проф. Г. A. Николаева / В. М. Марков. — Казань: Изд-во ДAС, 2001. – 275 с.
5. МС – Молодежный сленг//Никитина Т.Г. Молодежный сленг. Толковый словарь. М., «Астрель», АСТ, 2004. – с. 271
6. Никитин, М. В. Курс лингвистической семантики: уч. пособие для студентов, аспирантов и преподавателей лингвистических дисциплин в школах, лицеях, колледжах и вузах /М.В. Никитин. – СПб.: Научный центр проблем диалога, 1996. – 756 с.
7. Пархоменко, Т.Н. К вопросу о семантической деривации./Т.Н. Пархоменко//Вестник КемГУ. - №4. – 2012. – с. 87 – 94
8. Потебня, A. A. Из записок по русской грамматике /А.А. Потебня. – М.: Учпедгиз, 1958. – 536 с.
9. Тодосиенко, З.В. Семантическая деривация как важнейший механизм содержательной динамики языка (на материале английского и русского языка)/З.В. Тодосиенко//Фундаментальные исследования. –№5. – 2014. – с. 634 – 642
10. Тратникова, А. В. Понятие семантической деривации/А.В. Тратникова//Актуальные вопросы филологических наук. – Казань: Бук, 2015. – с. 45 – 54
11. Трубачев, О. Н. Приемы семантической реконструкции / О. Н. Трубачев // Сравнительно-историческое изучение языков разных семей. Теория лингвистической реконструкции. – М., 1988. – с. 197–222
12. Чудинов, А.П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование метафоры/А.П. Чудинов. – Екатеринбург, 2001. – 238 с.
13. Щерба, Л. В. Опыт общей теории лексикографии / Л. В. Щерба // Избранные работы по языкознанию и фонетике. – Л., 1958. – с. 54 – 91
14. Altman, G.T.M. Cognitive models of speech processing: An introduction // Cognitive models of speech processing. Cambridge (Mass), 1990. P. 47-68
15. DAS — Dictionary of American Slang. Ed. by H. Wentworth & S. B. Flexner. New York: Thomas Y. Crowell Company, 1975, 1991. – 766 p.
16. SAS – Slang American Style. Richard A. Spears. Chicago: NTC Publishing Group, USA, 1997. – 530 p.
17. Ullmann, S. Descriptive semantics and linguistic typology/S. Ullmann. – Word, 1953, p. 225 - 240
Читать дальше