Введение 3
1. Понимание сущности сознания в античной, христианской, классической европейской философии 4
2. Современная философия о проблемах интерпретации понятия сознание 6
Заключение 10
Список использованной литературы 11
Читать дальше
Проблема сознания является одним из самых неразрешимых философских вопросов. Античная философия сконцентрировалась на внешнем аспекте сознания – познании окружающего мира.
Философы античности воспринимали процесс сознания как направленный на внешний мир, не интересуясь внутренними, духовными процессами.
Христианские теологи, наоборот, сосредоточились на понимании внутренних духовных процессов, на происходящем внутри человеческого сознания, на осознании им Божественной сущности.
Антропоцентризм философии Нового времени разорвал связи человеческого духа и человеческого тела, сделав человека продуктом природного развития, центром Космоса, выдвинув понятие человеческого сознания как имманентно присущего ему явления.
Проблема сознания в современной философии остается нерешенной, поскольку ни одно из философских течений не в состоянии раскрыть условия существования сознания.
Но попытки объяснения сущности понятия сознания предпринимают различные концепции, в частности неоэзотерика, которая пытается объяснить феномен сознания на основе естественнонаучных данных, привязывая их выводы к философским концепциям и интерпретируя фактологический материал в нужном для себя ракурсе.
Основной недостаток всех современных натуралистических и эзотерических концепций сознания можно охарактеризовать так: для понимания сознания необходимо рассматривать его не через него самого, как виртуальную составляющую, а через некое реальное ощущение (познание, связь с действительностью, ощущения, нейроны).
Читать дальше
1.Баранец Н.Г.., Ершова О.В., Кудряшова Е.В. Конвенции и коммуникация в научном и философском сообществах. - Ульяновск : издатель Качалин Александр Васильевич, 2012. – 180с.
2.Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция / пер. О.А. Печенкина. - Тула : Тульский полиграфист, 2013. – 204с.
3.Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук : в 3 т. Т. 2. Философия природы. - М. : Мысль, 1975. – 695с.
4.Кундин А.В., Любушкина Н.М. NeoEsoteric. современная эзотерическая наука. - Киев : Альбион, 2011. -
5.Плужникова Н.Н. Рецензия на монографию: Баксанский О.Е., Кучер Е.Н. Когнитивные науки: от познания к действию // Социология знания и философия науки : сб. материалов Пятой науч. конф. (Ульяновск, 14–15 мая 2013 г.) / под ред. н.г. Баранец. - Ульяновск: издатель Качалин Александр Васильевич, 2013. - с. 212–215.
6.Рокмор Т. Натурализм как антикантианство // Эпистемология и философия науки. - 2009. - Т. XXII. - № 4. - с. 14–29.
7.Сухачев В.Ю. От идентичности сознания к семиотической связанности // Натуралистические концепции сознания : рабочие материалы конф. 24 – 25 мая 2013 г. г. Санкт-Петербург. - СПб. : СПбГУ, 2013. с. 66–67.
8.Целиков Д. Откуда берутся видения при отключенном мозге? URL : http://compulenta.com- puterra.ru/chelovek/neirobiologiya/10006491.
9.Философская афористика. – М.: Издательство Остожье, 1996. – 575с.
10.Юм Д. О человеческой природе. - СПб.: Азбука, 2001. – 314с.
11.Searle J.R. The Construction of Social Reality. - N.Y. : Free Press, 1995. – 241p.
Читать дальше