Реферат по естествознанию на заказ не будет содержать "воды". Рефераты, которые пишут наши авторы, получают высокие оценки! Обращайтесь в Work5!
. Проблемы формирования устойчивости и произвольности внимания у обучающихся на сегодняшний день относятся к наиболее актуальным. Специалисты отмечают увеличение количества обучающихся с синдромом дефицита внимания, что отрицательно сказывается на школьной успеваемости. Изучение данного психического процесса у детей младшего школьного возраста определяется, прежде всего, психическими и возрастными особенностями обучающихся, когда регулятивные функции еще находятся на этапе формирования и поддаются коррекции. Педагоги в своих практических наблюдениях, отмечают, что у детей с трудностями в обучении проявляется неустойчивость внимания и неумение сосредоточиться на предмете во время занятий. Особенности внимания у детей младшего школьного возраста. В учебной деятельности у детей младшего школьного возраста данный психический процесс активно развивается и совершенствуется. Интенсивное развитие происходит именно в первые годы обучения. Внимание оказывает положительное влияние не только на учебную деятельность, но также формирует черты личности у ребенка, такие как воля, целенаправленность и целеустремленность. Важнейшей характеристикой и условием развития ребенка как субъекта учебной деятельности является развитие у него произвольного внимания. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования предъявляет высокие требования к развитию познавательных процессов учащихся 1-4 классов, в том числе и развитию произвольного внимания. Произвольное внимание позволяет ребенку хорошо воспринять, запомнить, осмыслить материал, действовать в соответствии с указаниями учителя, причем те или иные компоненты деятельности могут и не вызывать непосредственного интереса, но при этом требовать самоорганизации, затраты волевых усилий. Развитие произвольного внимания у учащихся является одной из центральных проблем прикладной педагогической психологии. Однако, несмотря на большое количество литературы по проблеме, она остается недостаточно разрешенной. В частности, наибольшую сложность обучения в младшей школе представляет низкий уровень развития произвольного внимания (Л.И. Баскакова, С.В. Вахрушев, А.Л. Венгер, Ф.Н. Гоноболин, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, С.Л. Кабыльницкая и др.) В практике школьного обучения далеко не всегда реализуются потенциальные возможности развития произвольного внимания. Несмотря на доказанное положительное влияние школьного обучения на формирование свойств внимания (Г.М. Угарова) многие авторы (A.M. Прихожан; Н.В. Репкина и др.) констатируют стихийный характер формирования внимания в учебной деятельности. Цель исследования: изучить особенности произвольного внимания детей младшего школьного возраста. Объект исследования: произвольное внимание детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: особенности произвольного внимания детей младшего школьного возраста. Гипотеза исследования: особенности произвольного внимания детей младшего школьного возраста заключается в недостаточной развитости и несформированности, в слабости переключаемости концентрации внимания. Задачи: – раскрыть внимание как познавательный процесс; – выявить особенности проявления развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста; – выявить методы, приемы развития произвольного внимания детей младшего школьного возраста; – провести экспериментальное исследование особенностей произвольного внимания детей младшего школьного возраста. Теоретико-методологические основы исследования: проблемой развития внимания занимались Л.С. Выготский, П. Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, Н.Н.Ланге, В.С. Мухина, Т. Рибо, С. Л. Рубинштейн и другие психологи и педагоги. В арсенале науки накоплено множество общих рекомендаций и конкретных приемов для активного развития внимания детей разного возраста, большое количество способов, позволяющих исследовать и проводить диагностику разных свойств внимания. Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы; интерпретация, обобщение, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ); эмпирические (тестирование, количественный и качественный анализ данных). Научно-практическая значимость курсовой работы: разработанные рекомендации по развитию произвольного внимания детей младшего школьного возраста могут быть использованы учителями, психологами в работе с младшими школьниками. База исследования: Средняя общеобразовательная школа №34. В состав экспериментальной группы вошли 10 детей младшего школьного возраста, учащиеся 1 класса. Краткая характеристика структуры курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.