Введение 3
ГЛАВА 1. ЦИФРОВАЯ ТОРГОВЛЯ В РОССИИ: НАЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ, ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ 5
1.1. Понятие и сущность электронной коммерции в российском и международном торговом праве 5
1.2.Анализ основных направлений развития цифровой торговли в Евразийском Экономическом Союзе 9
ГЛАВА 2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ 15
2.1.Организация таможенного регулирования цифровой торговли в странах Европы 15
2.2.Таможенное регулирование цифровой торговли в США: факторы и показатели роста рынка онлайн-торговли 18
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ В ОБЛАСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ТОРГОВЛИ В РФ НА ОСНОВЕ ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН 22
3.1. Анализ дискуссий и законотворческих инициатив в области повышения эффективности государственного регулирования Интернет-торговли 22
3.2.Рекомендации в области совершенствования таможенного регулирования цифровой торговли в РФ 27
Заключение 32
Список использованной литературы 35
Приложения 38
Читать дальше
Пандемия оказывает влияние на снижение темпов роста мировой экономики и международной торговли, а также на текущие интеграционные процессы в мире. В период пика пандемии страны откладывали решения о начале переговорных процессов по торговым соглашениям, приостанавливали уже инициированные переговоры и обсуждения, оказывались не в состоянии их ратифицировать, что в отдельных случаях привело к отсрочке даты вступления в силу интеграционных проектов. В некоторых случаях представители отраслей требовали перенести на более поздние сроки даты вступления в силу торговых соглашений по причине невозможности адаптации к новым правилам торговли между партнерами.
Сегодня главной повесткой для большинства стран мира, включая страны Евразийского экономического союза, является цифровая трансформация и создание гиперконкурентной цифровой экономики. Организационно-технологической основой функционирования структур и институтов цифровой экономики являются цифровые платформы (например, ИТ-платформа на основе блокчейн). Важную роль в них играют единая ИТ-архитектура, единые цифровые стандарты, ИТ-безопасность и защита данных. Цифровые платформы обеспечивают новые уровни сотрудничества между компаниями из разных отраслей промышленности и сфер экономики, что ведет к созданию новых продуктов и услуг, новых сетевых связей, а также новых глобальных цепочек создания добавленной стоимости и получения сетевых эффектов. В современных условиях создаются интегративно-распределенные сетевые платформы, характерные для нового нейро-сетевого технологического уклада.
Для динамичного развития цифровой экономики в Евразийском экономическом пространстве важное значение имеет «Цифровая повестка дня» Евразийского экономического союза. Успешная реализация цифровой повестки дня и национальных проектов «Цифровая экономика» в странах Евразийского экономического союза имеет решающее значение для повышения конкурентоспособности стран ЕАЭС на мировых рынках в условиях усиления глобальной инновационной гиперконкуренции. Евразийское сотрудничество в рамках реализации программ «Цифровая экономика ЕАЭС» и «Цифровая Евразия» направлено на создание условий для возникновения новых прорывных и перспективных сквозных нейро-цифровых технологий и платформ, включая технологии беспроводной связи, биометрии, виртуальной и дополненной реальностей, искусственного интеллекта, электронного правительства, сетевой безопасности, использование которых призвано обеспечить реализацию конкурентных преимуществ стран Евразийского экономического пространства.
Электронная торговля – осуществление торгово-закупочной деятельности через Интернет. Электронная торговля включает в себя передачу информации, товаров или услуг через онлайн-платформы, организацию онлайн-методов обычной торговли. Среди преимуществ электронной торговли можно выделить следующие: возможность вести бизнес и заказывать товары (услуги) удаленно, использование различных виртуальных платежных систем, доставка товаров в любую точку мира.
Основные направления реализации цифровой повестки формируются исходя из следующих принципов: равноправное партнерство, развитие интеграции и сотрудничества государств-членов в ходе реализации цифровой повестки; синергия в процессе решения государствами-членами совместных задач в рамках Союза; расширение включенности в цифровую повестку и преодоление всех форм цифрового разрыва; развитие открытой и благоприятной деловой среды в государствах-членах; обеспечение взаимной выгоды для государств-членов, в том числе расширение цифровой интеграции; использование предоставленной информации только в заявленных целях без ущерба для государства-члена, ее предоставившего; сопряжение национальных информационных систем государств-членов; развитие национальных цифровых повесток, обозначенных в стратегических документах и связанных с цифровой трансформацией в государствах-членах; экономическая обоснованность актов, принимаемых органами Союза; равный доступ государств-членов к информационным ресурсам Союза; органическое развитие информационных ресурсов государств-членов с обеспечением необходимого уровня технологической открытости.
В ходе исследования были выявлены проблемы и вызовы, с которыми евразийские участники цифровой торговли сталкиваются на внутреннем рынке и при выходе на рынки третьих стран. Это проблемы как точечного характера, требующие гармонизации регулирования, снижения барьеров или упрощения административных процедур, так и системного характера, связанные с глобальной конкурентоспособностью систем и процессов, реализуемых на пространстве ЕАЭС, с риском усиления перетока добавленной стоимости в процессе торговли в третьи страны.
В данном исследовании рассмотрены основные направления развития цифровой торговли. Определены их преимущества. Сделан вывод о высоких темпах цифровизации сферы ритейла и новых инструментах продаж, возникающих благодаря развитию цифровой экономик.
Читать дальше
1.Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11 октября 2017 г. № 12 «Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 г.» // СПС КонсультантПлюс. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 10.12.2020).
2. Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле (Принят в г. Нью-Йорке 28.05.1996 - 14.06.1996 на 29-й сессии ЮНСИТРАЛ) // СПС КонсультантПлюс. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 10.12.2020).
3.Директива 2000/31/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О некоторых правовых аспектах информационных услуг на внутреннем рынке, в частности, об электронной коммерции (Директива об электронной коммерции)» (Вместе с «Исключениями из статьи 3») (Принята в г. Люксембурге 08.06.2000) // СПС КонсультантПлюс. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 10.12.2020).
4.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 27.11.2018) // Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
5.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. - № 25. - ст. 2954.
6.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ. - 03.12.2001. - № 49. - ст. 4552.
7.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002. - № 1 (ч. 1). - ст. 1.
8.Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 10.12.2020).
9.Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 N 381-ФЗ (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 10.12.2020).
10.Федеральный закон «Об электронной подписи» от 06.04.2011 N 63-ФЗ (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 10.12.2020).
11.Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 N 289-ФЗ (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 10.12.2020).
12.Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 08.12.2020) «О защите прав потребителей» // СПС КонсультантПлюс. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 10.12.2020).
13.Постановление Правительства РФ от 21 июля 1997 г. N 918 «Об утверждении Правил продажи товаров по образцам» // СПС КонсультантПлюс. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 10.12.2020).
14.Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 (ред. от 16.05.2020) «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» // СПС КонсультантПлюс. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 10.12.2020).
15.Указ Президента РФ от 22.02.1992 N 179 (ред. от 17.03.2020) «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» // СПС КонсультантПлюс. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 10.12.2020).
16.Воронова О.В., Ильин И.В. Совершенствование бизнес-модели сетевого FMCG-ритейла на основе процессного подхода // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2019. № 2 (116). С. 74-82.
17.Гладков А.Р. «Интернет-торговля как перспективное направление таможенного регулирования». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lomonosovmsu.ru/archive/spa.msu.2013/2359/3967_e608.p (дата обращения 10.12.2020).
18.Авдошин, С.М. Информатизация бизнеса. Управление рисками / С.М. Авдошин. - М.: Книга по Требованию, 2016. - 176 c.
19.Пластинина Н. В. Дистанционные покупки. Порядок приобретения товаров и юридическая защита потребителей / Н.В. Пластинина. - М.: Дашков и Ко, Ай Пи Эр Медиа, 2015. - 160 c.
20.Международный научно-исследовательский журнал. Оценка развития электронной коммерции. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://research-journal.org/economical/ocenka-razvitiya-elektronnoj-kommercii-vmezhdunarodnoj-torgovli-na-primere-ssha-stran-es-i-rossii/ (дата обращения 10.12.20).
21.Amazon Spark. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.amazon.com/Spark/b?ie=UTF8&node=16907772011 (дата обращения 10.12.2020).
22.Council Regulation (EC) № 1186/2009 от 16 ноября 2009 г.
23.The economic impact of the U.S. retail industry. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nrf.com/retails-impact (дата обращения: 10.12.2020).
Читать дальше