Введение…………………………………………………...……..………………….…..…..3 1. Общая характеристика дознания в сокращенной форме в уголовном процессе..…..….6 1.1. Понятие дознания в сокращенной форме ……………..…………………………....6 1.2 Порядок осуществления дознания в сокращенной форме……….………………....9 2. Проблемы теории и практики осуществления дознания в сокращенной форме …...…15 2.1. Проблемы практики осуществления дознания в сокращенной форме ………….15 2.2 Проблемы теории осуществления дознания в сокращенной форме……………...21 Заключение………………..…...…………….……..…........................................................26 Список использованной литературы……………….………...………..............................29

Институт сокращенного дознания в российском уголовном судопроизводстве: нормативная модель, вопросы теории и правоприменения.

курсовая работа
Право
30 страниц
90% уникальность
2021 год
21 просмотров
Симсон Л.
Эксперт по предмету «Право»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение…………………………………………………...……..………………….…..…..3 1. Общая характеристика дознания в сокращенной форме в уголовном процессе..…..….6 1.1. Понятие дознания в сокращенной форме ……………..…………………………....6 1.2 Порядок осуществления дознания в сокращенной форме……….………………....9 2. Проблемы теории и практики осуществления дознания в сокращенной форме …...…15 2.1. Проблемы практики осуществления дознания в сокращенной форме ………….15 2.2 Проблемы теории осуществления дознания в сокращенной форме……………...21 Заключение………………..…...…………….……..…........................................................26 Список использованной литературы……………….………...………..............................29
Читать дальше
Актуальность настоящей темы обусловлена тем, что упрощенные производства, их формы и порядок регламентации в уголовно-процессуальном законодательстве России на протяжении длительного времени являются предметом острых научных дискуссий. Законодательное регулирование упрощенного дознания с учетом складывающейся правоприменительной практики неоднократно претерпевало существенные изменения, вплоть до полного его исключения из УПК РФ [1]. В научном сообществе отправной точкой становления дознания указываются раз-личные даты. Так, А. А.


Нужна курсовая на заказ недорого в Челябинске с гарантией? Поможет Work5.


. Дядченко в своей периодизации развития института дознания пер-вый этап определяет с IX века (издание Русской Правды) по 1756 год (Инструкция «главно-му сыщику воров, разбойников и беглых драгун») [2, c. 24]. Что же касается упрощенного дознания, то одним из первых его упоминаний явля-ется запись в Уставе уголовного судопроизводства (далее - УУС), принятом 20.11.1864 года, где отмечалось, что упрощенное производство могло применяться по уголовным делам по поручению судьи (ст. 47, 52 УУС); по просьбе потерпевшего (ст. 48 УУС); а также по иници-ативе полиции. В послереволюционный период органы милиции производили дознание «по не-сложным делам» и по результатам проведенного дознания составлялся протокол о соверше-нии преступления, после чего уголовное дело направлялось в суд для рассмотрения по су-ществу. Принятым в 1922 году УПК РСФСР был установлен круг органов дознания, к кото-рым отнесены, в том числе органы милиции, уполномоченные производить расследования в форме дознания сроком не более одного месяца. В случае, если дознание проводилось по преступлению, максимальное наказание за которое не превышало одного года лишения сво-боды, орган дознания при установлении лица, совершившего преступление, направлял дан-ный материал непосредственно в суд. Кроме того, Кодексом был установлен порядок, согласно которому дела о задержан-ных обвиняемых, не требующих, по мнению органов, произведших задержание, особого расследования или по которым обвиняемые признали себя виновными, должны доставлять-ся в дежурную камеру (имеется в виду, в суд) одновременно с вещественными доказатель-ствами, а также, по возможности, и свидетелями. В уголовно-процессуальном законодательстве с принятием 1923 году УПК РСФСР новой редакции, как отмечал М. С. Строгович, дознание и предварительное следствие суще-ственно сблизились как формы расследования преступлений, так как дознание производи-лось практически по тем же правилам, что и предварительное следствие. По мере дальнейшего развития уголовного судопроизводства дознание как форма предварительного расследования стала терять заложенный в нее законодателем смысл и по-ложительный потенциал. Причиной тому, по нашему мнению, стало как применение сурового наказания, так и недостаточная правовая регламентация сокращенных производств, что влекло за собой большое количество нарушений прав граждан [1, c. 24]. При подготовке УПК РФ ко второму чтению сокращенная либо протокольная фор-ма досудебного производства из его проекта была исключена. Вместе с тем, по сравнению с УПК РСФСР, срок дознания был значительно сокращен (с 30 до 15 суток), предъявление об-винения по уголовным делам, расследуемым в форме дознания, не предусматривалось, зако-нодательно ограничен перечень назначаемых по уголовному делу экспертиз (ст. 196 УПК РФ). Итоговым процессуальным документом, составляемым по результатам такого рас-следования, являлся обвинительный акт. Все это, по нашему мнению, было направлено на обеспечение гарантии конституционных прав граждан в ходе уголовного судопроизводства, при том, что производство расследования в форме дознания было приближено к упрощен-ному производству. Однако в последующем в УПК РФ вносились неоднократные изменения, касающи-еся производства дознания, в результате которых сроки дознания увеличены фактически до шести месяцев, а в ряде случаев - и до 12-ти, требования к обвинительному акту, как к ито-говому процессуальному документу, сегодня фактически ничем не отличаются от требова-ний, предъявляемых к обвинительному заключению. Можно согласиться, что различия между производством расследования в форме до-знания и предварительного следствия остались лишь в подследственности и фактически в отсутствии при расследовании в форме дознания института предъявления обвинения. Цель работы – анализ института сокращенного дознания в российском уголовном судопроизводстве: нормативная модель, вопросы теории и правоприменения. Задачи исследования: 1. Рассмотреть понятие дознания в сокращенной форме; 2. Раскрыть порядок осуществления дознания в сокращенной форме; 3. Выявить проблемы практики осуществления дознания в сокращенной форме; 4. Определить проблемы теории осуществления дознания в сокращенной форме. Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в рамках уго-ловного процесса. Предмет исследования – институт сокращенного дознания в российском уголовном судопроизводстве: нормативная модель, вопросы теории и правоприменения. Теоретическое и практическое значение работы заключается в возможности исполь-зования её результатов в дальнейших исследованиях по указанной проблематике. При написании курсовой работы были использованы следующие методы – анализ научной литературы или правовых документов; сравнительный анализ; синтез; абстрагиро-вание; исследование и обобщение. По структуре работа состоит из введения, основной части, заключения, списка ис-пользованной литературы.

Читать дальше
Таким образом, по итогам проведенного исследования, можно сделать следующие выводы: В последующем Федеральным законом «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» № 23-Ф3 от 04.03.2013 в УПК РФ введена Глава 321 - «Дознание в сокращен-ной форме», по смыслу содержания которой для производства дознания в сокращенной форме необходимо соответствующее ходатайство подозреваемого; возбуждение уголовного дела в отношении конкретного лица по преступлению (преступлениям), отнесенным к под-следственности дознавателя; признание подозреваемым вины, характера и размера причи-ненного преступлением вреда, а также иные обстоятельства, в том числе исключающие про-изводство дознания в сокращенной форме (ст. 2262 УПК РФ). Следует отметить, что к особенностям доказывания при сокращенной форме дозна-ния также относятся сокращенный срок расследования, составляющий 15 суток. Продление срока дознания допустимо прокурором до 20-ти суток (ст. 2266 УПК РФ). При этом дознава-тель вправе собирать лишь те доказательства и в том объеме, который достаточен для уста-новления события преступления, характера и размера причиненного вреда, а также винов-ности лица, совершившего преступление (ст. 2255 УПК РФ). Итоговым процессуальным до-кументом по результатам сокращенного дознания является обвинительное постановление, которое составляется в течение 10 суток со дня начала его производства и должно содержать обстоятельства и факты, указанные в п. 1-8 ч. 2 ст. 255 УПК РФ. Вместе с тем дознаватель обязан провести все следственные и процессуальные дей-ствия, производство которых направлено на предупреждение фактов утраты следов пре-ступления или иных доказательств. Анализируя приведенные выше основания производства дознания в сокращенной форме, считаем необходимым отметить, что нет необходимости получать согласие подозре-ваемого либо потерпевшего на производство расследования в указанном порядке. В данном случае, по нашему мнению, будет достаточным разъяснение правовых последствий приме-нения такого порядка расследования. Кроме того, в законе должны быть четко указаны ос-нования применения сокращенного дознания, при которых дознаватель обязан применить подобную форму расследования. Прозрачность в подобного рода вопросах позволит избе-жать каких-либо необоснованных процессуальных решений и манипуляций. Кроме того, считаем необходимым перечень обстоятельств, исключающих произ-водство дознания в сокращенной форме, дополнить наличием у дознавателя обоснованных оснований полагать, что подозреваемый совершает самооговор, что позволит исключить любые возможные сомнения в причастности определенного лица к совершенному преступ-лению и объективности проведенного им расследования. Вместе с тем в первоначальный период применения дознания в сокращенной форме отмечалась ее неэффективность в связи с незначительным применением. Одна из причин заключалась в том, что изначально при возвращении уголовного дела, расследованного в форме сокращенного дознания, в случае, например, отказа потерпевшего или подсудимого от такого порядка, в статистических показателях данное уголовное дело учитывалось как возвращенное для производства дополнительного расследования, что негативно сказывалось на общих показателях результативности работы подразделения дознания. Однако после вне-сения соответствующих изменений в ведомственные нормативные документы МВД России этот недостаток был устранен. Одновременно нельзя не согласиться с мнением В. Е. Дейко, что упрощение как на стадии досудебного производства, так и судебной стадии может повлиять на возможность допущения судебной ошибки «ввиду отсутствия взаимосвязанных процессуальных меха-низмов, позволяющих обеспечить процессуальные права и гарантии лицам, привлекаемым к уголовной ответственности». Еще одной особенностью дознания в сокращенной форме является наличие полно-мочия у начальника органа дознания вернуть уголовное дело дознавателю с письменными указаниями о производстве дознания в общем порядке (п. 9 ч. 1 ст. 402 УПК РФ), если им не будут усмотрены основания для подобного рода расследования. Наличие такого полномочия у начальника органа дознания, как и полномочия по утверждению обвинительного акта или обвинительного постановления, по нашему мнению, не совсем обоснованно. Считаем целесообразным наделение такими полномочиями началь-ника подразделения дознания, в чьи должностные обязанности входит исключительно осу-ществление процессуального и непроцессуального (ведомственного) контроля за деятельно-стью правомочных дознавателей. Наличие процессуальных и иных управленческих полно-мочий у начальника органа внутренних дел, а также его заместителя - начальника полиции, которые и являются начальниками органа дознания, фактически лишает их возможности осуществлять процессуальный контроль за деятельностью дознавателей на должном уровне. Проведенное выборочное анкетирование должностных лиц органа дознания показало, что в 85 % случаев начальник органа дознания «доверяет» начальнику подразделения дознания и попросту, не читая материалов уголовного дела, ставит свою подпись на итоговом процес-суальном документе. Полномочия же начальника органа дознания по отношению к иным (кроме дознавателя) должностным лицам органа дознания следует оставить в полном объеме и частично дополнить. Например, в части отмены незаконных и (или) необоснованных по-становлений должностных лиц органа дознания, так как расследование уголовных дел ука-занной категорией лиц осуществляется крайне редко. Профессор А. В. Победкин обращает внимание, что дознаватели подчиняются должностному лицу, отвечающему за работу оперативных подразделений, в связи с чем предлагает в случае отказа от идеи унификации процессуальной формы предварительного расследования последовательное движение к созданию наряду с единым следственным ор-ганом - единого органа, осуществляющего предварительное расследование в форме дозна-ния. При этом в качестве паллиатива он рассматривает один из вариантов, при котором подразделения дознания выводятся в самостоятельную вертикаль при соответствующих ор-ганах с лишением начальников таких органов процессуальных возможностей, что, по наше-му мнению, могло бы стать эффективным этапом развития органа дознания. Резюмируя вышесказанное, считаем необходимым отметить, что производство до-знания в сокращенной форме должно быть усовершенствовано законодателем как в части порядка начала данного производства, так и исключения обязательности получения согласия у сторон уголовного процесса на производство такого дознания.
Читать дальше
1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный за-кон от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 18.02.2020) // "Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921 2. Антонович Е. К. Требования, предъявляемые к содержанию и форме запроса о производстве процессуальных действий, и последствия их несоблюдения / Е.К. Антонович // Международное публичное и частное право. 2016. № 5. С. 24—27. 3. Бессмертная А. И. Проблемы и перспективы использования электронных до-казательств в уголовном процессе / А.И. Бессмертная // Обеспечение прав и свобод человека в уголовном судопроизводстве: организационные, процессуальные и криминалистические аспекты : сборник статей по материалам международной студенческой научно-практической конференции. — Новосибирск, 2017. С. 32—35. 4. Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный ко-декс Российской Федерации" от 06.06.2007 N 90-ФЗ // СПС КонсультантПлюс 5. Приказ МВД России от 16.10.1992 № 368 «О мерах по укреплению подразде-лений дознания и совершен-ствованию раскрытия преступлений, по которым предвари-тельное следствие не обязательно» // СПС Кон-сультантПлюс 6. Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного ко-декса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 04.03.2013 N 23-ФЗ // СПС Консультант-Плюс 7. Влезько Д. А. Значение личности преступника в криминалистике / Д.А. Влезь-ко // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2016. № 4 (87). С. 22 8. Науменко О.А. Некоторые проблемные вопросы защиты прав потерпевшего при сокращенной форме дознания / О.А. Науменко // Адвокатская практика. 2015. № 6. С. 12-16. 9. Стельмах В. Ю. Электронная информация в доказывании по уголовным делам: способы получения и ме-сто в системе доказательств // Библиотека криминалиста. Научный журнал. — 2018. — № 3. — С. 93—100. 10. Обзор судебной практики ВС РФ по уголовным делам за 2019 год // СПС Кон-сультантПлюс 11. Определение КС РФ № 457-О-О // СПС КонсультантПлюс 12. Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федера-ции» от 4 марта 2013 г. № 23-Ф3 // СПС Консуль-тантПлюс 13. Гирько С.И. Правовая регламентация процессуального статуса участников уголовного судопроизводства нуждается в уточнении / С.И. Гирько // Colloquium-journal. 2019. №7 (31). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovaya-reglamentatsiya-protsessualnogo-statusa-uchastnikov-ugolovnogo-sudoproizvodstva-nuzhdaetsya-v-utochnenii (дата обращения: 18.02.2021).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
теория государства и права
Количество страниц:
30
Оригинальность:
73%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Юриспруденция
реферат
Метафора и метонимия в экономическом дискурсе. Подходы к рассмотрению терминов
Количество страниц:
27
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Лингвистика
реферат
Политическая и правовая мысль США конца XVIII в.: Т. Пэйн, А. Гамильтон, Дж. Мэдисон
Количество страниц:
16
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История политических и правовых учений
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image