Введение 3
Глава 1 Подходы к пониманию агрессивного поведения в педагогике и психологии 5
1.1 Понятия агрессии, агрессивности и агрессивного поведения 5
1.2 Формы и виды агрессивного поведения 9
Глава 2 Особенности агрессивного поведения в младшем школьном возрасте 15
2.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста 15
2.2 Причины и особенности проявления агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста 19
Глава 3 Изучение путей блокирования агрессивного поведения детей младшего школьного возраста 24
3.1 Средства и методы коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста 24
3.2 Направления профилактики агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста 27
Глава 4 Анализ педагогических ситуаций агрессивного поведения младших школьников и путей его блокирования 32
4.1 Изучение опыта использования средств и методов блокирования агрессивного поведения детей младшего школьного возраста 32
4.2 Анализ эффективности различных средств и методов блокирования агрессивного поведения детей младшего школьного возраста 35
Заключение 40
Список литературы 43
Читать дальше
Подводя итоги изучения агрессивного поведения младших школьни-ков и путей его блокирования, можно заключить следующее.
В рамках данной работы были рассмотрены теоретические подходы к пониманию агрессии как поведенческой характеристики и агрессивности как личностной черты. Рассмотрены теории агрессии: теория влечения (агрессия как врождённое побуждение); фрустрационная теория (потреб-ности, активируемые внешними стимулами); теория социального научения (актуальное проявление социального). Таким образом, можно отметить, что агрессия в трудах отечественных и зарубежных авторов понимается как сложный, многоуровневый феномен, в отношении которого к настоя-щему времени еще не сформировано общее представление. С помощью данного понятия обозначаются индивидуальные и групповые формы воз-действия на людей, разнообразные по целям, механизмам, методам и ре-зультатам.
Агрессивное поведение в младшем школьном возрасте нередко фор-мируется в качестве реакции на процесс адаптации к учебной деятельно-сти, неудовлетворённость своим положением в коллективе, сложности усвоения учебного материала. В психолого-педагогической литературе существует несколько типов классификаций характеристик агрессивности младших школьников. Одни исследователи считают необходимым в каче-стве основы проявления агрессии считать психофизиологические особен-ности, другие – особенности психосоциального развития, также агрессив-ное поведение может быть обусловлено нарушением взаимодействия с учителем и одноклассниками.
В младшем школьном возрасте агрессивность ребенка может быть вызвана трудностями адаптации к новой социальной ситуации развития. Поэтому педагогу важно помочь младшему школьнику адаптироваться к новому виду деятельности – учебной. Для этого необходимо создать ком-фортную обстановку в классе, поддерживать обучающихся, хвалить их, выражать надежду на успешность в учебе. При этом стоит не забывать, что успешность в жизни не всегда связана с высокими академическими дости-жениями. Поэтому, если ребенок испытывает трудности в овладении учеб-ным материалом, важно помочь найти ему оптимальные способы усвоения учебного материала и организации учебной деятельности. Также важно улучшать взаимодействие внутри ученического коллектива с помощью ре-гулярного проведения внеклассных мероприятий (творчество, спорт, об-щение).
Чтобы выстроить эффективную превентивную работу в общеобразо-вательной организации по блокированию агрессивного поведения обуча-ющихся, необходимо осознавать причины данного явления. Это связано с тем, что грамотная профилактическая или уже коррекционная работа ос-новывается на выявлении и возможном устранении факторов, провоциру-ющих агрессивное поведение у детей. Выделяют следующие основные формы и методы работы по коррекции агрессивного поведения учащихся младших классов: обучение детей социально приемлемым способам выра-жения агрессии и недовольства; обучение детей приемам самоконтроля, развитие умения владеть собой; формирование у детей навыков бескон-фликтного общения в различных провоцирующих ситуациях; формирова-ние благоприятного психологического климата в коллективе.
Профилактика агрессивного поведения младших школьников может осуществляться на нескольких уровнях, выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику. Мероприятия по первичной профилактике агрессивного поведения обучающихся включают в себя формирование благоприятного климата в коллективе педагогов и учащихся, так как именно комфортная среда является основанием для конструктивного об-щения. Кроме того, осуществление первичной профилактики агрессивного поведения младших школьников предполагает знание педагогами возраст-ных и индивидуальных особенностей детей позволит им выбрать соответ-ствие педагогические приемы взаимодействия. Если мероприятия первич-ной профилактики не предполагает затрагивания вопроса агрессивности, то мероприятия вторичной профилактики нацелены на проявление агрес-сии более адресно. Педагогом рассматриваются причины нарушения вза-имодействия в коллективе, знакомство учащихся со структурой конфликта, его динамикой и последствиями. Третичная профилактика агрессивного поведения представляет собой индивидуальную работу с обучающимися, демонстрирующими агрессивность. Это важно для предупреждения нега-тивных последствий агрессивного поведения для окружающих. Данный этап включает в себя беседы классного руководителя с родителями таких детей, при необходимости, подключается социальный педагог и психолог.
Применение перечисленных основных методов работы по коррекции и профилактике агрессивного поведения младших школьников должно быть комплексными, применяемые в работе методы должны быть макси-мально разнообразными и включаться в различные формы работы с уча-щимися на уроках и внеклассных мероприятиях.
Читать дальше
1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. посо-бие/Г.С. Абрамова. – М.: Академия, 2011. –320 с.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология /Г.С. Абрамова. – М.: Ака-демия, 2012. –700 с.
3. Абульханова К.А. Психология и сознание личности. Избранные психологические труды /К.А. Абульханова. –М.:МОДЭК, 2012. – 224 с.
4. Бандура А. Детская и подростковая агрессия /А. Бандура, Р.Уолтерс. – М.: Владос, 2010.–512 с.
5. Беличева С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева.–М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2014. –305 с.
6. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие агрессии/ О.А. Белобрыкина. – М.: Медицина, 2010. –125 с.
7. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Бер-ко-виц. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2011. – 512 с.
8. Бернс Р. Развитие Я концепции и воспитание /Р. Бернс. – М.: Ака-де-мия, 2010. – 420с.
9. Бордовская Н.В. Педагогика: учебник для ВУЗов / Н.В. Бордов-ская, А.А. Реан.– СПб: Питер, 2010.–299с.
10. Браун Д.Ж. Психология Фрейда и постфрейдисты /Дж. Браун. – М.: АСТ, 2007.–304 с.
11. Бэрон Р. Агрессия / Р.Бэрон, Д.Ричардсон. – СПб.: Питер, 2000. –336 с.
12. Вишневская В.И. Психология и педагогика / В.И. Вишневская. – СПб: АЛЬФА, 2011.–315 с.
13. Джеймс У. Психология /У.Джеймс. – М.: АСТ, 2008. – 305 с.
14. Долгова В.И. Исследование агрессивного поведения учащих-ся/В.И. Долгова, Н.И. Аркаева, А.В. Смолин // Научно-методический элек-тронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 121-125.
15. Дроздов А.Ю. Агрессивное поведение детей молодежи в кон-тексте социальной ситуации / А.Ю. Дроздов// Социологические исследова-ния. – 2016. – № 4. – С.31-34.
16. Еремеев Б.А. К феноменологии социальной перцепции / Б.А. Еремеев // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга /общ.ред. Н. Конрадова. – М.: Мир, 2011. –С. 129-134.
17. Жигинас Н.В. Гендерные особенности социализации: Дис.... канд. психол. наук. – Томск, 2012. –151 c.
18. Журавлев В.С. Почему агрессивны дети/ В.С. Журавлев // Со-циологические исследования. – 2017. – № 2. – С.18-19.
19. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) / учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В. Зманов-ская. – М.: Изд. центр Академия, 2013.–288 с.
20. Иванова Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношения младших школьников к их проявлениям/Л.Ю. Иванова.– М.: Изд. центр Академия, 2003.–133 с.
21. Каменская, В.Г. Психология общения /В.Г.Каменская. – СПб.: Образование, 2013. –226с.
22. Князева М.Л. Ключ к самосозиданию /М.Л. Князева. – М.: Изд. центр Академия, 2010.–253с.
23. Ковалев В.В. Социально-психиатрический аспект девиантного поведения у детей и подростков / В.В. Ковалев // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2003 (3). – №1. – С. 15-20.
24. Козырев Г.И. Феномен враждебности в общественных и полити-ческих отношениях // Социологические исследования. – 2008. – № 1. – С. 43-47.
25. Колеченко А.К. Развивающаяся личность и педагогические тех-нологии: методические рекомендации /А.К. Колеченко. – СПб.:УПМ, 2012. –103с.
26. Коупленд Н. Психология враждебности /Н. Коупленд. – М.: Вое-низдат, 2009. –96 с.
27. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет /И.Ю. Кулагина. – М.: РОУ, 2006. –180с.
28. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики /А.Н. Леонтьев. –Спб.: Питер, 2011.– 584 с.
29. Мильчина, В.Н. Образ врага в культуре XIX—XX века // Новое литературное обозрение. – 2012. – № 118. – С. 13-15.
30. Мотков О.И. Психология самопознания личности /О.И. Мот-ков.–М: Изд-во РОУ, 2003.– 96 с.
31. Мудрик A.B. Социальная педагогика и образование /А.В. Муд-рик.– М.: Изд. центр Академия, 2012.– 294 с.
32. Реан А.А. Гендерные различия структуры агрессивности / А.А. Реан, Н.Б. Трофиммова //Актуальные проблемы деятельности практиче-ских психологов. –2009. – №3. – С.5-6.
33. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию: становление человека /К.Р. Роджерс. – М.: Прогресс-Универс, 2008. – 263 с.
34. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии /С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2013.– 720 с.
35. Румянцева Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной фило-софии и науке/Т.Г. Румянцева. – М: МОДЭК, 2010.–С.89-133.
36. Сатир В. Психотерапия семьи /В. Сатир. – М.: Речь, 2010.– 284 с.
37. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного пове-дения и условия его коррекции / Л.М.Семенюк. – М.: Московский психоло-го-социальный институт, 2013.–233 с.
38. Якимович А.К. «Свой-чужой» в системах культуры / А.К.Якимович// Вопросы философии. – 2008. – № 4. С. 22-26.
Читать дальше