Введение 3 ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения влияния детско-родительских отношений на самооценку старших дошкольников 1.1. Общее понятие о самооценке в дошкольном возрасте 7 1.2. Исследование детско-родительских отношений в научной литературе………………………………………………………………………..11 1.3. Влияние стилей воспитания на формирование самооценки дошкольник 16 ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование по изучению влияния детско-родительских отношений на самооценку старших дошкольников 21 2.1. Организация исследования и методика диагностики влияния детско-родительских отношений на самооценку старших дошкольников 21 2.2. Обработка и анализ результатов исследования 25 Заключение 33 Список литературы 34 Приложение А………………………...…………………………………………37 Приложение Б…………………………………………………………………...44 Приложение В…………………………………………………………………...45 Приложение Г…………………………………………………………………...46

Влияние детско-родительских отношений на самооценку старших дошкольников

курсовая работа
Психология
35 страниц
89% уникальность
2021 год
49 просмотров
землянуха н.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения влияния детско-родительских отношений на самооценку старших дошкольников 1.1. Общее понятие о самооценке в дошкольном возрасте 7 1.2. Исследование детско-родительских отношений в научной литературе………………………………………………………………………..11 1.3. Влияние стилей воспитания на формирование самооценки дошкольник 16 ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование по изучению влияния детско-родительских отношений на самооценку старших дошкольников 21 2.1. Организация исследования и методика диагностики влияния детско-родительских отношений на самооценку старших дошкольников 21 2.2. Обработка и анализ результатов исследования 25 Заключение 33 Список литературы 34 Приложение А………………………...…………………………………………37 Приложение Б…………………………………………………………………...44 Приложение В…………………………………………………………………...45 Приложение Г…………………………………………………………………...46
Читать дальше
Актуальность исследования. Проблема изучения влияния детско-родительских отношений на самооценку старших дошкольников становится очень актуальной. Общеизвестно, что базовое становление самооценки происходит именно в дошкольном возрасте. А развитие самооценки, в свою очередь, в дошкольном возрасте во многом зависит от детско-родительских отношений. Дошкольное детство является объектом внимания для ученых разных областей науки как значительный период в жизни человека. В формировании личности ребенка, в его развитии очень важную роль играет семья и система детско-родительских отношений. Исследованию самооценки посвящены многие труды как зарубежных, так и отечественных авторов, таких как А.


Студентам интересна цена курсовой работы по теории государства. Для того чтобы рассчитать стоимость курсовой работы, заполняйте форму заказа.


. Грега, М.Кернис, Д. Кэмпбелл, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.В. Бороздина, В.В. Столин др. Исследования самооценки детей дошкольного возраста можно найти в работах М.И. Лисиной, О.А. Белобрыкиной, Е.Е. Кравцовой, Г.А. Урунтаевой, Т.А. Рептной и др. Самооценкой является умение переносить на себя, на умственные операции на поведение, движения, на свой облик, те оценки деятельности умственных операций, памяти, поступков и др., которые являются общественно принятыми [27]. Дошкольный возраст характеризуется как период, в котором зарождаются корни самооценки. Ребенок в это время находится на пороге новой социальной роли – роли школьника. Важнейшими качествами ребенка-школьника являются умение анализировать, самоконтроль, умение оценивать себя и других, способность воспринимать чужие оценки. А развитие самооценки в старшей дошкольном возрасте, зависит во многом от детско-родительских отношений. В связи с эти важно определить, как детско-родительские отношения могут повлиять на процесс формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста. Изучением детско-родительских отношений, в свою очередь, занимались такие отечественные и зарубежные психологи как А.Я. Варга, Р.А. Зачепицкий, А.С. Макаренко, А.И. Захаров, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, В.В. Столин и мн.др. Современная семья, как известно, включается в большое количество направлений жизнедеятельности общества. В связи с этим, на отношения внутри семьи много факторов, таких как политические, социально-экономические, психологические. Но, к сожалению, необходимость поиска разных источников дохода, стрессы, психологические перегрузки, наличия многих других неблагоприятных факторов способствуют развитию у родителей агрессивности, раздражительности, синдрома хронической усталости. Такие факторы определенно сказываются на эмоциональном самочувствии ребенка, в последствии это накладывает определенный отпечаток на личность ребенка [6]. В законе «Об образовании в Российской Федерации» можно проследить идею оказания педагогической помощи родителям. В этом законе сказано, что родители обязаны закладывать основы интеллектуального, физического и нравственного развития личности ребенка, а образовательные организации, при этом, должны оказывать помощь родителям в воспитании детей, укреплении здоровья и охране, развитии способностей и коррекции нарушения их развития [24]. Перед дошкольными учреждениями также ставит задачу ФГОС ДО. Эта задача состоит в обеспечении психологической поддержкой и повышении компетентности у родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Так же он ориентирует педагогов на продуктивное взаимодействие с семьями, поощряет участие родителей в образовательной деятельности детского сада [22]. Таким образом, в современном мире проблема детско-родительских отношений продолжает оставаться актуальной и острой проблемой. Проведенный анализ научной литературы позволил нам понять, что вопрос влияния детско-родительских отношений на самооценку ребенка старшего дошкольного возраста изучен недостаточно. Учитывая актуальность данной проблемы, было принято решение провести научное исследование. Тема курсовой работы была выбрана «Влияние детско-родительских отношений на самооценку старших дошкольников». Цель работы – исследование особенностей влияния детско-родительских отношений на развитие самооценки у ребенка старшего дошкольного возраста. Объект исследования – процесс формирования самооценки ребенка старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – особенности влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования – самооценка дошкольника напрямую зависит от стиля воспитания в семье. В частности, мы предположили, что низкая самооценка формируется у ребенка, в семейном воспитании которого применяются такие стратегии как чрезмерная авторитарность, непоследовательность, отвержение и враждебность и наоборот адекватная самооценка формируется в семье, где присутствует последовательность в воспитании, принятие ребенка и позитивный интерес к нему. Задачи: 1 Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования влияния детско-родительских отношений на самооценку старших дошкольников; 2 Подобрать методическое обеспечение исследования; 3 Провести эмпирическое исследование и выявить взаимосвязь детско-родительских отношений на самооценку старших дошкольников; 4 Проанализировать, обобщить и оформить полученные в ходе эмпирического исследования данные. Для решения поставленных задач, в исследовании мы использовали следующие методы: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, эмпирические методы исследования (тестирование, проективный метод), метод математического анализа. Практическая и теоретическая часть значимость исследования заключается в анализе психолого-педагогической литературы по проблеме влияния детско-родительских отношений ев самооценку старших дошкольников и статистическая обработка полученных данных. База исследования. Исследование проводили в течение 2019-2020 гг. на базе детского сада №550 г. Москвы. В исследовании приняли участие: 10 мальчиков и 10 девочек подготовительной группы детского сада, а также группа родителей, состоящая из 20 человек. Курсовая работа представлена введением, двумя главами теоретического и практического исследования, заключение, списком использованных источников и приложениями.

Читать дальше
При изучении научной литературы, мы пришли к выводу, что развитие самооценки у ребенка дошкольного возраста напрямую зависит от детско-родительских отношений. Самооценка нам не дана от рождения, она формируется у ребенка уже при жизни. Самооценка, как своеобразный психологический механизм, который представляет собой ряд сменяющихся этапов, тесно связанных между собой и показывающий динамику превращения потенциального в актуальное. При изучении проблемы детско-родительских отношений мы увидели, что практически в каждом подходе можно различить некую двойственность родительского отношения. Это заключается в том, что с одной стороны, необходимой характеристикой родителя по отношению к ребенку является любовь, радость от общения с ним и безусловное принятие, но с другой стороны, родительское отношение должно характеризоваться требовательностью к ребенку и контролю над ним. Ведь воспитывать ребенка, это не значит, что нужно только любить его и говорить хорошие слова. Воспитание более сложный процесс. Родитель, прежде всего, должен содействовать развитию личности, отличающейся своей мудростью и самостоятельностью. Мы проанализировали научную литературу по проблеме исследования влияния детско-родительских отношений на самооценку старших дошкольников и пришли к выводу, что данная проблема актуальна, но исследована недостаточно. Учитывая важность влияния детско-родительских отношений на самооценку старших дошкольников было принято решение провести научное исследование. Для исследования детско-родительского отношения мы использовали тест-опросник родительского отношения (ОРО) А.Я. Варна и В.В. Столина. Он отражает эмоциональный, рациональный и поведенческий компоненты детско-родительских отношений. При исследовании самооценки ребенка мы использовали методику «Лесенка» (С.Г. Якобсон, В.Г. Щур). Результаты исследования нам показали, что ярко выраженная авторитарная модель детско-родительских отношений способна повлиять на формирование заниженной самооценки у ребенка старшего дошкольного возраста. Но встречаются случаи, когда эмоциональное отвержение и строгий контроль, оказывают противоположное действие и ребенок демонстрирует завышенную самооценку. Эмпирическое исследование показало нам, что дети с демократическим стилем общения в семье имеют достаточную самооценку. Дети же с заниженной самооценкой чаще всего имеют или авторитарный стиль воспитания или же родители наоборот пытаются сделать все за своего ребенка, потому что не верят в его силы. Анализ полученных нами результатов в ходе эмпирического исследования показал, что выдвинутая в начале исследования гипотеза, что самооценка дошкольника напрямую зависит от стиля воспитания в семье подтвердилась. Благоприятное родительское отношение к детям, которое характеризуется эмоциональным принятием и корпоративными формами взаимодействия способствует формированию нормальной самооценки у детей старшего дошкольного возраста. Эффективное взаимодействие с ребенком должно строиться с учетом его индивидуальных особенностей. Таким образом, у ребенка старшего дошкольного возраста самооценка еще находится в стадии формирования, она еще легко поддается коррекции. Особенности влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста, которые выявлены нами в ходе исследования, можно использовать в консультационной практике.
Читать дальше
1 Бабынина, Т. Ф. Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи / Т. Ф. Бабынина, Л. В. Гильманова, В. Э. Головенко. – Москва : ТЦ Сфера, 2016. – 128с. 2 Белобрыкина О.А. Развитие самосознания в детском возрасте. / Монография. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2003. - 215 с. 3 Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. / Прогресс. М.:2000 424 с. 4 Бранден, Н. Мощь самооценки / Н. Бранден. - Киев, 2005. – 396 с. 5 Бусловская М.А. Булгакова В.Н. Детско-родительские отношения. / Обучение и воспитание. Методики и практика №1/2016 – C 88-93. 6 Бутина-Гречная С.В. Теоретические основы к анализу детско-родительских отношений./ Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия педагогические науки. 2010/№2 – С.244-247. 7 Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Автореф. канд. дис. – М., 1986. 8 Выготский. Л.С. Исторический смысл психологического кризиса.// Вопросы теории и истории психологии. - Книга по требованию 2012. – 485с. 9 Гарибашвили Т.И. Исследование детско-родительских отношений в отечественной психологии./ Известия Южного федерального университета. Прикладные вопросы психологии и педагогики 2006. 10 Гиппенрейтер, Ю. Б. Как Общаться с ребѐнком? / Ю. Б. Гиппенрейтер. – Москва : Педагогика, 2006. – 305 с. 11 Годовиков, Д. Б. Общение и познавательная активность у дошкольников / Д. Б. Годовиков // Вопросы психологии. - 2010. - № 1. – С. 34 - 56. 12 Голубева Е.В. Истратова О.Н. Диагностика типов детско-родительских отношений./ Российский психологический журнал 2009 том /№1. – С. 25-34. 13 Гордон А. Популярная педагогика. – М: АРД ЛТД., 2004. – 406 с. 14 Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: Проспект, 2009. 15 Киркина М.М. Взаимосвязь самооценки детей дошкольного возраста и детско-родительских отношений. / Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания 2013. 16 Ковалерова Е.А. Особенности самооценки детей дошкольного возраста из полных и неполных семей./ Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «studNet» №12/2020. – С.1957-1962. 17 Коваль В.В. Развитие эффективных коммуникаций в детско-родительских отношениях посредством программы гармонизации родительских позиций // Мир науки, культуры, образования. – 2012. – № 2. – С. 182–183. 18 Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1984. - 335 с. 19 Минияров В. М. Психология семейного воспитания. Воронеж: МОДЭК 2000. 256с. 20 Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / под редакцией Д. Б. Эльконина, Л. А. Венгера. – Москва : Владос, 2006. – 470 с. 21 Попцова, Р. В. Семейный клуб выходного дня в детском саду / Р. В.Попцова // Воспитатель. – 2017. - № 3. – С. 84-90. 22 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования 23 Спиваковская, А. С. Психотерапия: игра, детство, семья / А. С. Спиваковская. Москва : Владос, 2010. – 296 с. 24 Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года. 25 Федотова А.А Романова Е.О. Предупреждение конфликтов детско-родительских отношений./ Инновационная наука №5 / 2018. – С. 149-150. 26 Фельдштейн Д.И, Психология становления личности. — М.: МПА, 1994.-192 с. 27 Якобсон, С. Г. Образ себя и моральное поведение дошкольников / С. Г. Якобсон, Г. И. Морева // Вопросы психологии. – 2007. - № 6. – C. 36-49
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Рынок капитала: особенности функционирования и ценообразования.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
87%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Микроэкономика
курсовая работа
Заработная плата:удержания и выплаты.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
54%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Управление персоналом
курсовая работа
Московское государство в конце 80-х гг. XVII века в сочинениях иностранцев
Количество страниц:
30
Оригинальность:
66%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image