ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА 8 1.1 Основные теоретические подходы к изучению адаптации в зарубежной и отечественной литературе 8 1.2 Психологические аспекты адаптации детей дошкольного возраста 13 1.3 Педагогические условия адаптации детей дошкольного возраста в условиях детского сада 17 ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА 23 2.1 Диагностическое исследование адаптации детей дошкольного возраста к условиям детского сада 23 2.2 Проведение опытно-экспериментальной работы по адаптации дошкольников в условиях детского сада 31 2.3 Оценка и анализ результатов опытно-экспериментальной работы 38 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 52 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 54 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 56 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 58 ПРИЛОЖЕНИЕ 5 59 ПРИЛОЖЕНИЕ 6 61

Психологические особенности адаптации детей дошкольного возраста в условиях детского сада

дипломная работа
Психология
51 страниц
83% уникальность
2021 год
39 просмотров
Максимов Д.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА 8 1.1 Основные теоретические подходы к изучению адаптации в зарубежной и отечественной литературе 8 1.2 Психологические аспекты адаптации детей дошкольного возраста 13 1.3 Педагогические условия адаптации детей дошкольного возраста в условиях детского сада 17 ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА 23 2.1 Диагностическое исследование адаптации детей дошкольного возраста к условиям детского сада 23 2.2 Проведение опытно-экспериментальной работы по адаптации дошкольников в условиях детского сада 31 2.3 Оценка и анализ результатов опытно-экспериментальной работы 38 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 52 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 54 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 56 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 58 ПРИЛОЖЕНИЕ 5 59 ПРИЛОЖЕНИЕ 6 61
Читать дальше
Начальным звеном в системе непрерывного образования является дошкольное образование. Сложно переоценить его значение, ведь основная задача дошкольного образования – гармоничное всестороннее развитие ребенка и создание фундаментальной базы для его дальнейшего обучения и личностного развития. Исходя из этого, поступление в детский сад является одним из ответственных этапов в жизни каждого ребенка младшего возраста. Однако смена ситуации социальных отношений представляет для него ряд трудностей, ведь начальный период нахождения ребенка детском саду характеризуется существенными изменениями окружающей среды, образа жизни и деятельности. Данный период способен вызвать у дошкольника ряд негативных последствий: эмоциональный стресс, снижение сопротивляемости организма инфекциям и частые болезни. Проблема адаптации детей к условиям детского сада возникла с самого начала существования дошкольных учреждений и сейчас остается актуальной в нашем современном мире. Практически каждая семья сталкивается с этой проблемой, когда приходит время отдавать ребенка в детский сад.


Дипломная работа по политологии на заказ - это лучшее решение, если вы не хотите писать ее самостоятельно.


. В этот период дети особенно чувствительны к разлуке с близкими, очень боятся новизны. Адаптация к новым условиям зачастую проходит весьма болезненно. Перед педагогами и воспитателями стоит серьезная задача - организовать адаптационный период так, чтобы в меньшей степени травмировать ребенка. Незнакомые дети, взрослые, новая обстановка вокруг себя – все это вызывает у ребенка сильнейший стресс. Правильно организованная деятельность воспитателя с детьми может стать залогом успешного прохождения процесса адаптации детей в условиях детского сада. При установлении контакта со своими воспитанниками, возникает своего рода сотрудничество, которое может помочь детям безболезненно перенести разлуку с семьей, снизить уровень тревожности, стабилизировать эмоциональное состояние. Основные проблемы адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения в отечественной психологии исследовали А.Н. Леонтьев, А.С. Галанов и др. Авторы раскрыли особенности адаптации детей в детском саду, адаптационные возможности личности, индивидуально-психологическими характеристиками адаптационного потенциала. Автор педагогических исследований А.Г. Маклаков охарактеризовал роль индивидуально-психологических особенностей детей, психологические особенности адаптационного потенциала личности. А.Н. Леонтьев разработал целостную модель организации адаптационного периода при поступлении ребенка в группу раннего возраста, давая теоретическое обоснование процесса адаптации детей дошкольного возраста, предложила эффективные формы работы с детьми и родителями в данный период. Однако, несмотря на большое количество работ в этой области, в большинстве из них рассматривается процесс школьной адаптации и адаптации детей раннего возраста. К сожалению, теоретически обоснованных исследований по адаптации детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада недостаточно. Проблемы, связанные с адаптацией этих детей остаются на уровне теории, а их решение сводится к рекомендации перед поступлением ребенка в детский сад максимально приблизить домашний режим дня к режиму дошкольного учреждения. Исходя из вышесказанного, отметим, что проблема адаптации до сих пор остается актуальной, что и определило актуальность темы исследования. Цель данной работы заключается в рассмотрении психологических особенностей адаптации детей дошкольного возраста в условиях детского сада. Для достижения поставленной цели работы необходимо решить ряд задач: 1. Рассмотреть основные теоретические подходы к изучению адаптации в зарубежной и отечественной литературе. 2. Определить психологические аспекты адаптации детей дошкольного возраста. 3. Сформулировать педагогические условия адаптации детей дошкольного возраста в условиях детского сада. 4. Провести диагностическое исследование адаптации детей дошкольного возраста к условиям детского сада. 5. Провести опытно-экспериментальную работу для повышения уровня адаптации детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада. 6. Оценить результаты эксперимента по повышению уровня адаптации детей. Объект исследования: психологические особенности адаптации детей дошкольного возраста. Предмет исследования: условия повышения уровня адаптации детей дошкольного возраста к детскому саду. Гипотеза исследования: разработанный и апробированный проект повысит уровень адаптации детей дошкольного возраста в условиях детского сада. Этапы исследования: • констатирующий этап – диагностика уровня адаптации детей к условиям детского сада; • формирующий этап – разработка и апробация проекта по повышению уровня адаптации детей дошкольного возраста в условиях детского сада; • контрольный этап – повторная диагностика, сравнение и анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента. В соответствии с целью исследования и поставленными задачами в работе использовались следующие методы исследования: 1. Теоретические: анализ научной и психолого-педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы. 2. Эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент. 3. Количественный и качественный анализ результатов исследования. Методологическую базу исследования составили • исследования в области адаптации А.В. Филиппова, Г. Гартманна и других). • исследования по проблемам адаптации детей к ДОУ А.Н. Леонтьева, А.Г. Маклакова и других; • методические разработки по организации адаптационного периода Г. Мида, А.С. Галанова и других. База исследования: Исследование проводилось на базе МДОУ ДЕТСКИЙ САД №3 г. Калязин. В исследовании приняли участие 10 дошкольников в возрасте 3 лет, из них 4 мальчика и 6 девочек. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе выполнения данной работы, могут быть использованы воспитателями дошкольных образовательных учреждений, родителями с целью оказания помощи детям в адаптации к условиям детского сада. Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный проект может быть применен дошкольными образовательными учреждениями с целью повышения уровня адаптации детей дошкольного возраста в условиях детского сада. Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения. Первая глава работы посвящена теоретическим аспектам адаптации детей дошкольного возраста в условиях детского сада. В данной главе рассмотрены основные понятия адаптации, мнения и теоретические подходы отечественных и зарубежных исследователей в данной области. Исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста, определены психологические аспекты их адаптации в условиях детского сада. Выявлены виды адаптации дошкольников, а также сформулированы факторы, влияющие на процесс адаптации детей в условиях детского сада. Исходя из психологических особенностей для адаптации детей дошкольного возраста к новым условиям в детском саду, сформулирована и представлена организация направлений педагогического взаимодействия: • работа с ребенком; • работа с родителями; • работа с воспитателями. Вторая глава работы посвящена организации опытно-экспериментальной работы по повышению уровня адаптации детей дошкольного возраста в условиях детского сада. Проведены констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперименты. В результате исследования апробирован проект повышения уровня адаптации детей дошкольного возраста в условиях детского сада. 

Читать дальше
Изучение психолого-педагогической и методической литературы показало, что несмотря большое количество работ по данной проблеме, в большинстве из них рассматривается процесс школьной адаптации и адаптации детей раннего возраста. Теоретически обоснованных исследований по адаптации детей дошкольного возраста недостаточно. При изучении мнений зарубежных и отечественных исследователей по вопросам процесса адаптации дошкольников в условиях детского сада, нами были проанализированы различные подходы и концепции в исследовании данной проблемы. Следует отметить, что мы придерживаемся позиции, что адаптация - это процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. В ходе данного процесса индивидом приобретаются новые качества и свойства. Адаптация может привести, как к позитивным результатам, так и к негативным. Негативные стрессовые ситуации у дошкольников могут привести к ухудшению сна, отказу от еды, проявлению истерии и агрессивности. Исходя из этого, под адаптацией ребенка в условиях детского сада будет понимать процесс активного приспособления к новым условиям с сохранением способности детского организма к полноценному развитию. Адаптация ребенка дошкольного возраста представляет собой сложный процесс, зависящий от многих физиологических и личностных особенностей, возраста, уровня развития, умения общаться в коллективе. Исходя из этого, у ребенка дошкольного возраста адаптационный период может происходить на различных уровнях: • легком, • среднем, • низком. Автор работы считает, что в основу педагогической технологии по адаптации детей дошкольного возраста должны лечь три направления: • работа с родителями - сбор информации о потенциальных воспитанниках, максимальное приближение режима дня ребенка в семье с режимом детского сада, социально-гигиенический скрининг семьи. • работа с детьми направленная на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, формирование у детей чувства уверенности, приобщение к нормам и правилам; • работа с воспитателями – психологические тренинги, моделирование различных ситуаций, систематизация имеющихся знаний и умений, новый опыт практической деятельности. Исходя из указанных направлений, способных сохранить и укрепить психологическое состояние дошкольника в адаптационный период, нами была проведена опытно-экспериментальная работа. На констатирующем этапе работы была проведена первичная диагностика уровня адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада. По результатам анализа, у 20% детей выявлен средний уровень адаптации, у 40% - высокий уровень адаптации, у 40% детей - низкий уровень. Результаты диагностики указали на существование в данной группе проблемы адаптации детей к условиям детского сада. Исходя из этого, нами был разработан проект, который предполагает три направления взаимодействия: • работа с родителями; • работа с детьми; • работа с воспитателями. Рассмотрим кратко состав проекта: 1. Работа с родителями предполагала проведение мероприятий на территории детского сада с привлечением родителей, такие как: «День открытых дверей», детско-родительский проект, «День семьи», создание библиотеки для родителей. 2. Работа с детьми предполагала создание стенда «Моя семья», организацию праздника знакомства и также совместные адаптационные игры. 3. Работа с воспитателями предполагала проведение ряда тренингов, таких как «Приемы, облегчающие адаптацию», «Признаки того, что ребенок адаптировался», круглый стол «Адаптация и ее виды» и др. На контрольном этапе исследования была проведена повторная диагностика уровня адаптации дошкольников. На основании полученных результатов диагностики, можно сделать следующие выводы: низкий уровень адаптации не был выявлен в группе дошкольников, средний уровень адаптации выявлен у 20% дошкольников, у 80% детей выявлен высокий уровень адаптации в условиях детского сада. На основании вышеизложенного, можно отметить, что реализованные проект помог повысить уровень адаптации детей. Следовательно, гипотеза исследования подтвердилась. Опираясь на полученные знания и реализованный проект, сформулируем рекомендации по проблеме психологических особенностей адаптации детей дошкольного возраста: 1. Адаптация детей дошкольного возраста должна носить комплексный характер, с вовлечением в нее не только детей, но и родителей. 2. Необходимо повышать компетенцию воспитателей в работе с детьми, проходящими адаптационный период в детском саду. 3. Дети в период адаптации к детскому саду переживают большие психологические нагрузки, исходя из этого, родители, педагоги и воспитатели должны создать подходящие комфортные условия для снижения риска негативных последствий адаптации. Цель работы достигнута, задачи решены в полном объеме. 
Читать дальше
1. Богаткина О.В. Адаптация детей дошкольного возраста: проблемы и поиск решений. Современные формы работы с детьми ФГОС ДО / О.В. Богаткина, Е.А. Долженко, А.А. Долженко. - Воронеж: Учитель, 2016. –124 с. 2. Боровик А.М. Специфика социально-психологической адаптированности воспитанников к условиям детской школы-интерната / А.М. Боровик, автореф. канд. псих наук. – М.: РосНУ, 2015. – 28с. 3. Волкова, А.С. Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада / А.С. Волкова, В.В. Болкунова // Педагогическое мастерство. - 2014. - №1. – С. 149-151. 4. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Галигузова. – М.: Юрайт, 2016. –284 с. 5. Гатманн Г. Эго-психология и проблема адаптации личности / Г. Гартманн. – М.: Ин-т общегуманит. Исслед, 2013. –160 с. 6. Горшкова, В.В. Cоциокультурная адаптация субъекта в условиях изменяющегося российского общества / В.В. Горшкова, О.В. Дутова, Е.Б. Скачкова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. - № 1. – С. 13-16. 7. Давыдова О.И. Адаптационные группы в ДОУ / О.И. Давыдова, А.А. Майер. – М.: Сфера, 2016. –128 с. 8. Дарвин Ч.Р. Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь/ Ч.Р. Дарвин; пер. с англ. К.А. Тимирязев, М.А. Мензбир, А.П. Павлов, И.А. Петровский. – М: АСТ, 2017. - 608 с. 9. Заиченко, М.А. Возможно ли легко и безболезненно адаптировать ребенка к ДОУ? / М.А. Заиченко // Молодой ученый. –2017. - № 34.1. –С. 23-25. 10. Иохим, Л.С. Артпесочница для малышей / Л.С. Иохим, Е.С. Плитина // Наука и образование: новое время. –2016. - №1. - С.259-263 11. Крысько, В.Г. Социальная психология: учебник для бакалавров / В.Г. Крысько. - М.: Юрайт, 2016. –553 с. 12. Лапина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия / И.В. Лапина. – Волгоград: Учитель, 2016. –127 с. 13. Макова, А.В. Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к ДОУ / А.В. Макова // Молодой ученый. - 2020. - № 25 (315). - С. 397-399. 14. Овчинникова, Г.Г. Особенности формирования Я-образа у подростков, испытывающих проблемы средовой адаптации / Г.Г. Овчинникова // Молодежь будущее России. - 2016. - №2. – 47-49. 15. Огородник, С.И. Использование игр с кинетическим песком в период адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ/ С.И. Огородник, К.В. Ширенина //Вопросы дошкольной педагогики. –2018. - №1. –С. 12-14. 16. Печора К.Л. Диагностика развития детей раннего возраста. Развивающие игры и занятия / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина. – М.: Сфера, 2017. –80 с. 17. Пистун, Ю.В. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка и его семьи к условиям дошкольного образовательного учреждения / Ю.В. Пистун, К.И. Григорян, Г.П. Ковачева // Молодой ученый. - 2014. - №4. - С. 1064-1066. 18. Савина, Л.Б. Музыкотерапия как фактор сохранения и укрепления психологического здоровья детей дошкольного возраста / Л.Б. Савина, Т.И. Калинина, Л.В. Подолякина // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. – Казань: Бук. - 2015. – С. 75-77. 19. Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь / А.Л. Свенцицкий. – М.: Проспект, 2017. –511с. 20. Спицына, В.В. Особенности психологической адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду / В.В. Спицына, Т.Н. Ковылина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –2015. –Т. 11. - №1.– С. 56–60. 21. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения детства и актуализация психолого-педагогических проблем развития образования / Д.И. Фельдштейн. – СПб.: СПбГУП, 2011. –36 с. 22. Фрейд А. Норма и патология в детстве. Оценка детского развития / Фрейд А. –М.: ИОИ, 2016. –203 с. 23. Чухонцева, Л. В. В первый раз в детский сад /Л. В. Чухонцева // Игра и дети. – 2017. – № 5. – С. 10-11. 24. Шайхутдинова, Н. «В детский сад - без слез!»: работа адаптацион. группы / Н. Шайхутдинова // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 5. – С. 109-110. 25. Шибутани Т. Социальная психология / Т. Шибутани; пер. с англ. В. Б. Ольшанского. –Ростов н/Д: Феникс, 2013. –538 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Юридическое обеспечение светского характера российского государства. Порядок создания и деятельности религиозных объединений в Российской Федерации.
Количество страниц:
28
Оригинальность:
67%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Конституционное право
курсовая работа
Задачи и принципы уголовного законодательства.
Количество страниц:
30
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Уголовное право
курсовая работа
Государственное стимулирование развития экспортного производства в РФ.
Количество страниц:
33
Оригинальность:
79%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Внешнеэкономическая деятельность
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image