Купить курсовые работы на заказ недорого на сайте Work5.
. Профессиональное выгорание-это синдром, развивающийся на фоне длительного стресса, в результате которого истощаются эмоциональные и энергетические ресурсы работающего человека. Изучению проблемы эмоционального выгорания у педагогов посвящены работы таких ученых, как В. Н. Козиев, Л. Ф. Колесникова, американский психиатр Фрейденберг, американский психолог Кристина маслах, профессор Е. Ф. Зеер, белорусский социолог и психолог В. П. Шейнов[10, с.66]. Изучение данной проблемы показывает достаточный объем научной, теоретической и методической литературы, но поиск путей снижения признаков эмоционального выгорания у педагогов, направлений, форм профилактической работы с педагогами остается недостаточно разработанным, поэтому необходимы дополнительные исследования по диагностике и профилактике синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Вышесказанное подтверждает актуальность данной темы. Объектом исследования является эмоциональное выгорание у педагогов. Предмет-профилактика эмоционального выгорания у педагогов. Целью работы является теоретическое обоснование и практическая реализация программы профилактики эмоционального выгорания у педагогов. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи: 1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы эмоционального выгорания у педагогов. 2.выявить особенности развития синдрома эмоционального выгорания у педагогов городской и сельской местности. 3. разработать и апробировать программу профилактики эмоционального выгорания педагогов. Гипотеза: профилактика эмоционального выгорания педагога будет успешной, если будет разработана специальная программа, включающая практические занятия проблемной направленности, групповые и индивидуальные творческие занятия, деловые игры, тренинговые упражнения, релаксацию. Методы исследования: анализ научной литературы по исследуемой проблеме, психодиагностическое тестирование; анализ, систематизация и обобщение результатов исследования. В качестве инструмента получения эмпирических данных использовались методы "диагностика уровня эмоционального выгорания" В. В. Бойко и оценка "эмоционального интеллекта" Н.Холла, кроме того, использовался метод беседы. Методологической основой исследования являются: теоретические представления о влиянии деятельности на психическое состояние человека (О. А. Прохоров); теория стресса (Селье, Л. А. Китаев-Смык); представления об эмоциональном выгорании (В. Е. Орел, Т. И. Ронгинская, Т. В. Форманюк), о развитии эмоционального выгорания В. В. Бойко, об эмоциональном интеллекте Г. Г. Харкавея и И. Н.Андреевой. Эмпирическая база исследования - Эмпирическое исследование проводилось среди педагогов МАОУ СОШ, г. Н в поселке К. Исследованием в общей сложности было охвачено 60- человек в возрасте от 20-58 лет со стажем работы от 3 лет до 40 лет. Теоретическая значимость исследования заключается в конкретизации основных подходов к изучению синдрома эмоционального выгорания у педагогов; в углублении представлений о детерминантах эмоционального выгорания педагога; получении новых данных о связях между синдромом эмоционального выгорания и особенностью индивидуально-психологических характеристик педагогов. Результаты исследования расширяют научные представления о месте и функциях синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога. Расширено представление о механизмах, лежащих в основе' возникновения и развития синдрома. Показана ведущая роль внутренних факторов (индивидуально-психологических характеристик личности педагога) в развитии эмоционального выгорания педагога. Практическая значимость заключается в выборе диагностического инструментария для выявления эмоционального выгорания у педагогов, разработке программы профилактики эмоционального выгорания у педагогов, которая способствует содержанию психологического сопровождения развития педагогов и дополняет систему профилактической работы по эмоциональному выгоранию у педагогов. Положения выносимые на защиту: 1. Синдром эмоционального выгорания есть симптомокомплекс характеристик психики педагога, отражающий взаимодействие с внешней средой и возникающий в ситуациях интенсивного профессионального общения под влиянием множества внешних (объективных) и внутренних -доминирующих (субъективных) факторов. Педагоги с синдромом выгорания обычно имеют сочетание психопатологических, психосоматических, соматических симптомов и признаков социальной дисфункции. Наблюдаются хроническая усталость, когнитивная дисфункция (нарушения памяти и внимания), нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями, личностные изменения. Симптомы соответствуют сферам личности педагога: интеллектуальной (уменьшение интереса к новым идеям в работе и в других областях деятельности); личностной (пессимизм, цинизм, пассивность и черствость в сферах общения педагога); и эмоционально-волевой сферы (недостаток эмоций, бесчувственность, эмоциональная сухость, неумение контролировать эмоции). 2. Эмоциональное выгорание обусловливается, прежде всего, индивидуально - личностными, психологическими особенностями, которые намного больше влияют на развитие выгорания не только по сравнению с демографическими характеристиками, но и факторами рабочей среды. Особенностями индивидуально-психологических характеристик личности педагога, влияющими на возникновение данного - синдрома, являются: низкий уровень эмоциональной устойчивости, повышенная тревожность, недостаточное развитие умений саморегуляции, эмоциональное напряжение, сдержанность, подчинённое поведение, расслабленность, стиль мышления, ригидность, способствующие развитию симптомов и фаз развития синдрома эмоционального выгорания. 3. Психолого-педагогическими условиями, обеспечивающими преодоление педагогом синдрома эмоционального выгорания являются: осуществление своевременной диагностики, выявляющей изменения уровня выраженности эмоционального выгорания и индивидуально-психологических характеристик личности педагога; определение стратегий преодоления синдрома эмоционального выгорания [в качестве путей, стратегий совладения с жизненными трудностями педагогов выявлены. преобразующие стратегии и стратегии приспособления (изменение своих характеристик и отношения к ситуации)]; разработка и реализация технологий преодоления синдрома эмоционального выгорания посредством психологического содействия и профилактики, развивающих технологий профессионального образования. 4. Преодоление педагогом синдрома эмоционального выгорания в образовательном процессе МОУ возможно осуществить посредством реализации программы: «Синдром эмоционального выгорания педагога: профилактика и преодоление». Программа включает в себя теоретический (знания проблемы синдрома эмоционального выгорания, стратегий и подходов преодоления), практический (семинары, диалоги, круглые столы и др.) и технологический (технологии преодоления) блоки. Структура выпускной квалификационной работы включает: введение, две главы, заключение и список использованных источников.