?>
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы исследования сенсорного развитие детей раннего возраста с задержкой речевого развития 6 1.1. Проблема сенсорного развития детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 6 1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста с задержкой речевого развития 14 1.3. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития 22 Глава 2. Исследование сенсорного развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития 31 2.1. Характеристика контингента детей раннего возраста экспериментальной группы 31 2.2. Задачи, организация и методики исследования сенсорного развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития 34 2.3. Результаты исследования сенсорного развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития 37 Глава 3. Основные направления сенсорного развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития 48 3.1. Система работы по сенсорному развитию детей раннего возраста с задержкой речевого развития 48 3.2. Анализ результатов исследования сенсорного развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития 53 Заключение 59 Литература 62 Приложения 67

Сенсорное развитие детей раннего возраста с задержкой речевого развития

дипломная работа
Педагогика
66 страниц
71% уникальность
2021 год
110 просмотров
Мирошникова И.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы исследования сенсорного развитие детей раннего возраста с задержкой речевого развития 6 1.1. Проблема сенсорного развития детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 6 1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста с задержкой речевого развития 14 1.3. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития 22 Глава 2. Исследование сенсорного развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития 31 2.1. Характеристика контингента детей раннего возраста экспериментальной группы 31 2.2. Задачи, организация и методики исследования сенсорного развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития 34 2.3. Результаты исследования сенсорного развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития 37 Глава 3. Основные направления сенсорного развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития 48 3.1. Система работы по сенсорному развитию детей раннего возраста с задержкой речевого развития 48 3.2. Анализ результатов исследования сенсорного развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития 53 Заключение 59 Литература 62 Приложения 67
Читать дальше
Актуальность исследования. Проблема сенсорного развития детей раннего возраста является актуальной, так как именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Важность сенсорного развития определяется тем, что познание окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущениях и восприятии.


Курсовая работа по химии на заказ это услуга, которую мы оказываем постоянно. Оставляйте заказ на сайте и мы подготовим работу в лучшем виде.


. Ребенок узнает об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, осязания, слуха и т. п., и лишь на этой основе могут в дальнейшем возникнуть такие более самостоятельные процессы, как память воображение, мышление. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего развития личности ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного развития ребенка в детском саду, школе и для многих видов труда. Современный этап развития образования характеризуется поиском новых подходов в педагогической теории и практике. В Федеральных государственных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) определено, что особого внимания требует развитие ребенка как личности, которая формируется путем усвоения всего многообразия достижений общества и способности использовать полученные знания, умения и навыки в самостоятельной познавательной и творческой деятельности, чем и обусловлена тема исследования «Сенсорное развитие детей раннего возраста с задержкой речевого развития». В последнее время отмечается рост числа детей с различными речевыми проблемами, особенно часто задержка речевого развития (ЗРР). Одной из причин задержки речевого развития может быть результат нарушений, связанных с переработкой сенсорной информации. Сенсорное воспитание активно начинает проходить у детей уже в раннем возрасте, который является сензитивным периодом в жизни ребенка, в этот период он учится говорить, обращаться и взаимодействовать с разными предметами. Сенсорное развитие у детей с задержкой речевого развития (ЗРР) имеет свои особенности. У таких детей зрение и слух физически сохранны, однако процесс восприятия несколько затруднен: снижен его темп, объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного). Дети затрудняются в выделении признаков предметов: формы, величины, цвета, допуская ошибки, в силу имеющихся нарушений в речевом развитии. Проблемой сенсорного развития занимались такие выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики как Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и другие. Сенсорное развитие в нашей стране опирается на теорию, разработанную Л.С. Выготским, Б.Г. Ананьевым, А.В. Запорожцем, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, Л.А. Венгером и другими. Для развития восприятия ребенок должен овладеть сенсорным опытом, который накоплен предшествующими поколениями, включающими в себя наиболее рациональные способы обследования предметов, сенсорные эталоны. Объект исследования: сенсорное развитие детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Предмет исследования: особенности сенсорного развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Цель исследования: изучить сенсорное развитие детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Задачи исследования: – рассмотреть проблему сенсорного развития детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе; – раскрыть психолого-педагогическую характеристику детей раннего возраста с задержкой речевого развития; – проанализировать особенности сенсорного развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития; – провести исследование сенсорного развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития; – разработать систему работы по сенсорному развитию детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Гипотеза исследования: сенсорное развитие детей раннего возраста с задержкой речевого развития будет проходить успешно, при соблюдении следующих условий: 1.Организация предметно-развивающей среды. 2. Образовательная деятельность с детьми в НОД. 3.Сотрудничество и взаимодействие с родителями. Методы исследования: 1. Теоретические: анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования, синтез, обобщение. 2. Эмпирические: наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент, оценка результатов, математическая обработка данных. База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5». Вторая младшая группа. Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Читать дальше
Актуальность работы сенсорного развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития актуальна, так как формирование сенсорной сферы обеспечивает овладение ими различными видами деятельности. В конечном итоге, это обеспечивает максимально возможную компенсацию дефекта и социальную адаптацию лиц с ЗРР. Актуальность проблемы сенсорного развития с детьми ЗРР заключается в том, что познание ребенком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с восприятия и ощущения в целом предметов и явлений окружающего мира, а дети с ЗРР не проявляют интереса к окружающему миру, поэтому необходимо обогащать и накапливать чувственный опыт ребенка, учить быть внимательным к тому, что его окружает. Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений его жизни. Дети всегда и везде соприкасаются с предметами и явлениями природы: живой и неживой, естественной и созданной человеком. Выводы: 1. Рассмотрена проблема сенсорного развития детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе. Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны – усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиям, позволяющими более полно и расчленено воспринимать окружающий мир. Сенсорное развитие – это одно из условий успешного познания различной практической деятельности. Начало сенсорных способностей положено в основном уровне сенсорного развития, которое достигается в младшем дошкольном возрасте. На данном периоде при определенных условиях у ребенка развиваются различные способности, пополняющие сенсорный навык ребенка при помощи зрения, органов чувств, осязания. Ребенок начинает понимать различия предметов по величине, по форме и цвету. 2. Раскрыта психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Задержка речевого развития имеет широкое распространение среди детей до четырёх лет. Выраженные нарушения речи отрицательно сказываются на познавательной функции, сроком овладения теми или иными навыками, вызывают негативное отношение к общению и в дальнейшем из–за позднего выявления и появления вторичных нарушений, может отрицательно сказываться на успеваемости в дошкольной и школьной образовательной программе. Но, при раннем выявлении у детей речевого дизонтогенеза, профилактики и логопедической работе, способствует избежать вторичных нарушений и развития речевых нарушений в дошкольном периоде. Уровень развития познавательной сферы у этих детей практически не отличается от нормы. Дети правильно соотносят величину и цвет. Внимание устойчивое, удерживается на протяжении всей игры. Память у отдельных детей отличается ситуативностью, небольшим промежутком между запоминанием и воспроизведением. Об этом говорят затруднения в припоминании отсутствующих объектов и прошедших событий. Мышление имеет высокую степень развития, сформированы орудийные действия, появляются зачатки осознания причинно–следственных связей. Предметная деятельность детей характеризуется целенаправленностью, желанием сотрудничать со взрослым и стремлением воспроизвести образец. Однако воспроизведение образца вызывает затруднения и требует совместных со взрослым действий. Объем движений общей моторики достаточный. Движения точные, скоординированные. Мелкая моторика отличается неполным объемом, неточными движениями и слабой скоординированностью. Мимическая мускулатура развита нормально, однако затруднения вызывают упражнения, подразумевающие втягивание и надувание щек. Проанализированы особенности сенсорного развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития. В большой степени снижена скорость выполнения перцептивных операций. Затрудняется исследовательно-ориентировочная деятельность, которая направлена на исследование и фиксацию свойств и качеств предметов. Анализирующее восприятие ослаблено, дошкольник затрудняется в выделении основных составных частей предмета, определении их пространственного взаимного расположения. Недостаточность тактильно-двигательного восприятия оказывает влияние на формирование способности воспринимать целостный образ предмета, оно происходит в более медленном темпе и находит свое выражение в затруднении определять и узнавать предметы на ощупь. 3.Проведено исследование сенсорного развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития. – описание трудностей, выявленных в ходе проведения эксперимента: мы выявили, что в основном дети младшего дошкольного возраста имеют средний и низкий уровень сенсорного развития; – дети с низким уровнем стремились обследовать предметы, но после обучения не переходили к самостоятельному способу действия, были безразличны к результату своей деятельности или совсем не понимали задание и не стремились его выполнить. Дети со средним уровнем выполняли задания методом перебора вариантов и после обучения переходили к самостоятельному выполнению задания. 4.Использование творческих видов деятельности в дошкольном образовательном учреждении позволяет поднять на более высокий уровень сенсорного развития, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения. Доступность использования творческой деятельности также определяется возрастными особенностями детей. Именно творческие продуктивные виды деятельности создают атмосферу непринужденности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности, развивают творческие способности.
Читать дальше
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с. 2. Аванесова, В. Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе / В.Н. Аванесова – М.: Просвещение, 2009. – 177 с. 3. Аксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аксарина, Г.В.Пантюхина – М.: Просвещение, 2014. – 252 с. 4. Безруких, М. М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству / М. М. Безруких – М.: Владос, 2011. – 130 с. 5. Белкина, В. Л. Психология раннего и дошкольного детства / В. Л. Белкина – М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2015. – 120 с. 6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Психологическое исследование / Л. И. Божович – М.: Просвещение, 2008. – 464 с. 7. Варламова, О. И. Изучение ориентировочно-исследовательских действий как основа психолого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития: дис.... канд. психол. наук / О. И. Варламова. – М., 2007. – 143 с. 8. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский – М.: Педагогика, 2007. – 344 с. 9. Вайнерман, С. М. Сенсомоторное развитие дошкольников / С. М. Вайнерман, А.С. Большев – М.: Владос, 2013. – 159 с. 10. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер – М.: Просвещение, 2013. – 139 с. 11. Венгер, Л. А. Сенсорное воспитание дошкольников / Л. А. Венгер // Дошкольное воспитание, 2014. – № 13. – С.14–15. 12. Гербова, В. В. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. Сада / В. В. Гербова– М.: Просвещение, 2012. – 130 с. 13. Глушкова, Г. Игра или упражнение / Г. Глушкова // Дошкольное воспитание. – 2014. – №12. – С.29 – 34. 14. Григорьева, Л. П. Развитие восприятия у ребенка / Л. П. Григорьева – М.: Школа Пресс, 2011. – 257 с. 15. Громова, О. Е. Методика формирования начального детского лексикона / О. Е. Громова,– М.: ТЦ Сфера, 2013. – 176 с. 16. Грибова, О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? Пособие для родителей, воспитателей, логопедов / О.Е. Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2014. – 48 с. 17. Губанова, Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада / Н. Ф. Губанова – М.: Мозаика–Синтез, 2014. – 140 с. 18. Дворова, И. В. Упражнения и занятия по сенсорно–моторному воспитанию детей 2–4–го года жизни / И. В. Дворова – М.: Модэк, 2016. – 130 с. 19. Дубровская, Н. В. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста / Н. В. Дубровская // Дошкольная педагогика. – 2013. – №6. – С. 21–26. 20. Давидчук, А. Н. Индивидуально-ориентированное обучение детей / А. Н. Давидчук. – М. : Мозаика-синтез, 2016. – 213 с. 21. Ефремова, Н. Учимся различать цвета и запоминать их названия / Н. Ефремова// Дошкольное воспитание. – 2012. – №12. – С. 20–21. 22. Жукова, Н.С. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С. Жукова. – М.: Эксмо, 2014. – 137 с. 23. Запорожец, А. В. Сенсорное воспитание дошкольников / А. В. Запорожец – М.: Академия педагогических наук, 2013. – 150 с. 24. Зворыгина, Е. В. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Е. В. Зворыгина – М.: Просвещение, 2012. – 144 с. 25. Ильина, М. Н. Развитие ребёнка от первого дня жизни до шести лет: тесты и развивающие упражнения / М. Н. Ильина – СПб.: Дельта, 2011. – 150 с. 26. Кислюк, Г.А. Изучение наличного уровня развития восприятия формы у детей дошкольного возраста / Г.А. Кислюк, Л.А. Пеньевская // Сенсорное воспитание дошкольников / под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. - М.: 2013. – 181 с. 27. Кирпичникова, Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику / Н. Кирпичникова // Дошкольное воспитание. – 2011. – №2. – С.6–28. 28. Краснощёкова, Н. В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста / Н.В. Краснощёкова,– Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 140 с. 29. Киселева, Т. С. Формирование смысловых представлений о цвете и форме у дошкольников в процессе обучения изобразительной деятельности: дис. … канд. псих. наук / Т. С. Киселева. – М., 2013. – 287 с. 30. Леушина, А. М. Математические знания и их роль в умственном развитии / А. М. Леушина // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. 2 / сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. – СПб., 2016. – С. 65–75. 31. Левитов, Н. Д. Детская и педагогическая психология / Н. Д. Левитов. – М.: Просвещение, 2014. – 478 с. 32. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев – М., 2015. – 134 с. 33. Логинова, В. И. Дошкольная педагогика / В.И. Логинова, П.Г. Саморукова– М Просвещение, 2014. – 167 с. 34. Люблинская, А. А. Детская психология / А. А. Люблинская – М.: Просвещение, 2014. – 157 с. 35. Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / М. Монтессори – М.: Карапуз, 2003. – 270 с. 36. Мухина, B.C. Детская психология / В. С. Мухина – М.: Апрель Пресс : ЭКСМО–Пресс, 2016. – 352 с. 37. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре / Д. В. Менджерицкая – М., 2015. – 140 с. 38. Микерина, А. С. Познавательное развитие детей дошкольного возраста в интегрированном образовательном процессе: дис. …канд. пед. наук / А. С. Микерина. – Челябинск, 2013. – 218 с. 39. Мурашко, В. П. Роль дидактической игры в умственном развитии ребенка / В. П. Мурашко // Детский сад от А до Я. – 2012. – № 6. – С. 4–65. 40. Нищева, Н. В. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. Из опыта работы / Н. В. Нищева – СПб: Детство–Пресс, 2012. – 128 с. 41. Пилюгина, Э. Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников / Э. Г. Пилюгина – М.: Просвещение, 2012. – 139 с. 42. Поддъяков, Н. Н. Сенсорное воспитание в детском саду / Николай Николаевич Поддъяков – М.: Просвещение, 2011. – 140 с. 43. Печора, К. Л. Психолого–педагогическое обследование детей от 1 года 3 мес. до 6 лет. Реабилитационные игры и задания / К. Л. Печора, Э.Л. Фрухт– М., 2014. – 140 с. 44. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста / Э. Г. Пилюгина– М., 2017. – 120 с. 45. Пилюгина, Э. Г. Сенсорные способности малыша. Игры на развитие цвета, формы, величины у детей раннего возраста: кн. для воспитателей детского сада и родителей / Э. Г. Пилюгина. – М.: Изд–во Просвещение, АО Учебная литература, 2016. – 150с 46. Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко – Ростов–на–Дону.: Феникс, 2012. – 130 с. 47. Самоукина, Н. В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы / Н. В. Самоукина. М.: Просвещение, 2013, – 215 с. 48. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду / А. И. Сорокина – М.: Просвещение, 2014. – 154 с. 49. Стребелева, Е. А. Обучение дошкольников / Е. А. Стребелева,– М., 2012. – 123с. 50. Сеченов, И.М. Элементы мысли / И.М. Сеченов. – СПб.: Питер, 2011. – 416 с. 51. Тихеева, Е. И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности / Е. И. Тихеева // Дошкольное воспитание. – 2012. – №10. – С.10–53. 52. Урунтаева, Г. А. Детская психология / Г. А. Урунтаева – М.: Академия, 2014. – 320 с. 53. Хохрякова, Ю. М. Занятия в группах раннего возраста: зачем и как мы их проводим / Ю. М. Хохрякова // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 8. – С. 15-46. 54. Хохрякова, Ю. М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста / Ю. М. Хохрякова – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128 с. 55. Хватцев, М.Е. Логопедия. Работа с дошкольниками : пособие для студентов педагогических институтов, методистов и воспитателей детских садов / М.Е.Хватцев – М.: Просвещение, 2016. – 290 с. 56. Шереметьева, Е. В. Педагогические подходы к выявлению задержки речевого развития в раннем возрасте: дис. … канд. пед. наук: 13.00.03 / Е. В. Шереметьева. МПГУ. – Москва, 2017. –285 с. 57. Шемякина, О.В. Преодоление задержки речевого развития у детей 2-3 лет. Диагностическая и коррекционно-воспитательная работа логопеда ДОУ / О.В.Шемякина. – М.: Издательство ГНОМ, 2016. – 149 с. 58. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 384 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Определить рыночную стоимость трехкомнатной квартиры в многоэтажном жилом доме
Количество страниц:
30
Оригинальность:
73%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Экономика недвижимости
реферат
Современная внешняя политика Российской Федерации: оценка, перспективы, рекомендации
Количество страниц:
11
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Международные отношения
курсовая работа
Глобальные системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС)
Количество страниц:
21
Оригинальность:
70%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Экология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image