ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ 6
1.1 Теоретические аспекты содержания социальной компетенции: подходы, сущность, структура 6
1.2 Психолого-педагогические условия развития социальной компетенции учащихся высшей школы в процессе межличностного общения 13
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА ПРИМЕРЕ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ С.Ю. ВИТТЕ 21
2.1 Диагностика уровня сформированности социальной компетенции учащихся на примере Московского университета имени С.Ю. Витте 21
2.2 Организация процесса развития социальной компетенции учащихся на примере Московского университета имени С.Ю. Витте 29
2.3 Оценка и анализ результатов проведенного исследования 34
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ 43
3.1 Рекомендации участникам образовательного процесса по развитию социальной компетенции учащихся в процессе межличностного общения 43
3.2 Построение модели развития социальной компетенции учащихся высшей школы 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 . БЛАНК ВОПРОСОВ МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Т. ЛИРИ (МОДИФИКАЦИЯ Л.Н. СОБЧИК) 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 . МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Т. ЛИРИ (МОДИФИКАЦИЯ Л.Н. СОБЧИК) 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 . БЛАНК-ОПРОСНИК ДИАГНОСТИКИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. БЛАНК-ОПРОСНИК ТЕСТА УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ (В.Г. РОМЕК) 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. ТЕСТ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ (В.Г. РОМЕК) 64
Читать дальше
Данная работа посвящена теме психолого-педагогических условий развития социальной компетенции студентов Московского института С.Ю. Витте. Подведем итоги работы, выделив ключевые ее моменты:
Проанализировав состояние проблемы социальной компетенции в психологической, педагогической и научно-методической литературе и выявив понятийно-категориальный аппарат проблемы, удалось конкре-тизировать понятие «социальная компетентность». Результатом рас-смотрения теоретических концепций стало выделение психолого-педагогических условий развития социальной компетенции учащихся высшей школы: обеспечение «избыточности» социализирующих ресур-сов; осуществление психолого-педагогического сопровождения; органи-зация «включенности» студентов в образовательный процесс.
Была проведена опытно-экспериментальная работа по развитию социальной компетенции студентов. На констатирующем этапе экспери-мента был выявлен низкий уровень социальной компетенции студентов. Для развития данной компетенции студентов в экспериментальной груп-пе на формирующем этапе эксперимента были реализованы психолого-педагогические условия развития социальной компетенции. После фор-мирующего этапа эксперимента в контрольной и экспериментальной группах была проведена повторная диагностика уровня социальной компетенции, показавшая целесообразность применения психолого-педагогических условий для развития социальной компетенции. Гипоте-за исследования подтвердилась.
В результате выполнения работы были сформулированы реко-мендации участникам образовательного процесса и разработана модель развития социальной компетенции студентов высшей школы. Эти ре-зультаты могут найти практическое применение у психологов и педаго-гов высшей школы.
Цель работы достигнута, задачи решены в полном объеме.
Читать дальше
1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 2020. – 360с.
2. Базина, Н.В. Социальная компетенция специалистов-международников в структуре иноязычной коммуникативной компетенции / Н.В. Базина // Мир науки, 2017. Т.5 №6. – С. 1-8.
3. Борисенко, Е.Г. Сущностная характеристика феномена «социальная компетентность студента» / Е.Г. Борисенко // Вестник КемГУ, 2011. №1(45). – С. 53-59.
4. Глушкова, Е.О. Модель развития социальной компетенции студентов вуза / Е.О. Глушкова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова, 2012. Т.18 №2. – С.151-154
5. Григорьева, М.Ю. Факторы успешной социализации подростков в современном обществе / М.Ю. Григорьева // Образование личности, 2018. 2. – С. 104-110.
6. Жукова, М.А. Социально-правовая компетентность: содержание и структура понятия / М.А. Жукова // Проблемы современного педагогического образования, 2016. №52(3). – С.85-93.
7. Ильина, И.В. Социальная компетенция как условия социализации студентов / И.В. Ильина // Профессиональное образование и рынок труда, 2015. №4. – С.28-30.
8. Коржова, Е.Ю. Психологи личности / Е.Ю. Коржова. – Спб.: Питер, 2020. – 544с.
9. Красношлыкова, О.Г., Кошевая О.Г. Понятие «социальная компетенция» как научная категория / О.Г. Красношлыкова, О.Г. Кошевая // Профессиональное образование в России и за рубежом, 2019. №3(35). – 20-26.
10. Сухов, А.Н. Социальная психология / А.Н. Сухов. – М.: Бук-60, 2019. – 367с.
Читать дальше