В результате проделанной работы решены следующие задачи: рассмотрен метод наглядности. Значение средств наглядности в обучении, основные средства наглядности; описаны принципы применения наглядности на уроках ИЗО в начальной школе; представлено использование наглядных пособий на уроках ИЗО «Последовательность выполнения рисунков»; проанализировано использование репродукций художников в качестве примера.
1. Эстетическое воспитание – это воспитание способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в природе, в труде, в общественной жизни, в явлениях искусства и посильно проявлять себя в создании прекрасного в жизни и в искусстве. Из возрастных особенностей младших школьников видно, что этот возраст соответствуют выбранным нами критериям эстетической воспитанности. Младший школьный возраст благоприятен для эстетического воспитания, потому что: 1) Дети в этом возрасте познают много нового из школьных предметов, для них интересна познавательная деятельность. Но в этом возрасте следует учитывать, что внимание ещё не устойчиво, поэтому не стоит в 1-2 классе показывать и рассказывать много информации о произведениях искусства, детям этого возраста интереснее сам процесс творчества. Но уже в 3-4 классе дети более дисциплинированны и могут воспринимать и запоминать эстетические знания. Именно в этом возрасте формируется мировоззрение, устанавливаются идеалы. Так же дети способны судить о прекрасном и безобразном в жизни и искусстве, но ввиду неопытности детям будет тяжело судить о прекрасном и безобразном, поэтому вначале им должен помогать в этом учитель. Следовательно, и сама сформированность оценочных умений зависит от работы учителя.
2) Так же для младших школьников свойственна эмоциональная отзывчивость, то есть дети в этом возрасте осваивая новые знания, созерцая явления природы, рассматривая иллюстрации к книгам или картины на уроках изобразительного творчества ориентируются на эмоциональное отношение учителя к тому, что разбирается на уроке, то есть ребёнок помимо информации усваивает так же её оценку взрослым. Школьник, через внешнее подражание или внутреннее глубинное проникновение в явление, учится эмоционально-ценностному отношению к окружающему миру. В ходе обучения ученик узнает окружающий мир, и его чувства становятся более разнообразными и сложными.
3) У детей в младшем школьном возрасте активно развивается внимание, память, восприятие, мышление, воображение. Происходят биологические изменения. Благодаря чему ребёнок уже может ориентироваться в своих действиях, планировать самостоятельную работу, самостоятельно и оригинально выполнять художественные задачи.
Изобразительное творчество предлагает широкие возможности для эстетического воспитания младших школьников. Так же именно на этом предмете у ребёнка появляется возможность наблюдать и анализировать уже готовые произведения искусства, и так же творить самим Рисование требует творческой активности, стабильной работой мысли, воображения, самостоятельности, инициативы, а также занятию рисованием присуща ярко выраженная эстетическая направленность, как по форме, так и по содержанию.
Изобразительное творчество (в рамках рисунка) способствует формированию эстетических знаний. Каждый из авторов по своему вносит эстетические знания. Для удачного освоения критериев необходимо использовать групповую деятельность детей, предлагать картины интересующего их жанра, создавать лично значимую ситуацию.
В соответствии с критериями и показателями сформированности эстетической воспитанности детей младшего школьного возраста в художественном творчестве были подобраны и применены следующие диагностические задания.
Полученные данные после обработки результатов диагностических заданий подтвердили актуальность поставленной проблемы, увидели недостаточный уровень эстетической воспитанности (высокий уровень – 4 человека, средний уровень – 19 человек). Что дало нам основание для разработки комплекса уроков изобразительного искусства. Результаты диагностики были учтены при теоретическом обосновании, разработке комплекса уроков.
Разработан комплекс уроков «Времена года» состоящий из 10 уроков, 8 из которых рассматривают отдельно взятое время года, 2 рассматривают времена года вместе. Уроки построены на основе выбранных критериев эстетической воспитанности, результатов диагностических заданий, описанных нами методов и форм деятельности.
Тематика выбрана, потому что она близка детям. Младшие школьники непосредственно наблюдают изменения природы, что позволит заинтересовать младших школьников и сделать лично значимые для них уроки. На уроках по изобразительному искусству дети знакомятся с различными техниками рисования (штампорование, графика, граттаж, по- мокрому), репродукциями русских художников, классической музыкой, произведениями русских писателей, используются методические задания (создание цвета для времени года, путем смешения красок; составление картины из обрезков цветной бумаги; соотнесение себя с изображением, цветом, формой; воссоздание картин скульптурой).
Процесс развития эстетической воспитанности выстраивают при помощи следующих методов: методы наглядности – рассматривание репродукций картин художников и т.д.; словесные – беседа, объяснение и т.д.; практический – упражнения, рисование и т.д.
При организации процесса эстетического воспитания на уроках изобразительного искусства можно учитывать ряд принципов: научности, наглядности, сознательности и активности, систематичности и последовательности обучения, доступности обучения, прочности усвоения знаний, связи теории с практикой. Комплекс уроков по изобразительному творчеству является эффективным условием эстетического воспитания детей младшего школьного возраста. Так как комплекс уроков нацелен на каждую составляющую критериев, уроки строятся на основе дидактических принципов, а методы сменяются на протяжении урока, что пробуждает интерес детей.