По результатам проведенных в работе исследований можно сделать следующие выводы.
С момента развития современной банковской системы в России кредитные организации в первую очередь интересовались крупными клиентами. Прибыль от их услуг принесла банку стабильный и высокий доход при минимальных затратах. В результате через несколько лет в этом секторе началась ожесточенная конкуренция. Чтобы удержать клиентов, банк предложил более выгодные условия, чем сокращение прибыли. Таким образом, сложилась ситуация, когда банковскому сектору необходимо обратить внимание на другие источники доходов, такие как малый и средний бизнес, розничные рынки. Сейчас многие банки все активнее работают над кредитованием малого бизнеса. Они разрабатывают, легализуют и работают на текущих счетах. Еще один признак обострения конкуренции - присутствие на рынке все большего количества кредитных организаций. Особенности кредитования малого бизнеса в российской экономике следующие:
- проблемы, связанные с низкой прозрачностью МСП и отсутствием обеспечения по сделкам;
- зона кредитования малого бизнеса сама по себе очень рискованна. Здесь очевиден как повышенный уровень всех традиционных источников риска, так и наличие специфических зон риска у малого бизнеса;
- неразвитая система государственных программ поддержки МСП по сравнению с зарубежными странами.
К факторам, препятствующим кредитованию малого бизнеса, относятся неприемлемый уровень коэффициента «риска прибыльности», отсутствие данных о кредитных историях, отсутствие ресурсной базы и нормативные требования центральных банков по формированию резервов. Согласно мировой практике, малый бизнес не может развиваться без конкретных национальных предпочтений, в том числе финансовых. По мнению руководителей банков, развитие малого и среднего бизнеса в нашей стране должно приобрести статус национального проекта. В будущем кредитование МСП будет развиваться по двум направлениям. Что касается размера деятельности, кредитные продукты для малых и средних клиентов, близких к МСП, стандартизированы, а для растущего малого и среднего бизнеса, приближающегося к среднему, напротив, условия кредитования будут более гибкими и индивидуализированными. В то же время в 2020 году у всех банкиров наблюдалось усиление конкуренции за качественных среднестатистических заемщиков, на что указывало увеличение суммы и условий ссуд, снижение процентных ставок и сокращение времени обработки. Количество заявок (до 2-3 дней в разных банках). В краткосрочной и среднесрочной перспективе эта тенденция сохранится.
В статье рассматривается процесс кредитования малого и среднего бизнеса на примере Брянского филиала ОАО «ЮНИКОРБАНК».
2020 год был очень сложным для отечественной банковской системы. Основными последствиями кризиса стали снижение способности банков наращивать активы, снижение их способности привлекать разумное долгосрочное финансирование на глобальном и внутреннем рынках, а также резкое усиление межбанковской конкуренции в борьбе. Для корпоративных и розничных клиентов. Воздействие указанных негативных факторов, несомненно, отразилось на динамике развития Брянского филиала ОАО «ЮНИКОРБАНК». Однако, несмотря на неблагоприятную рыночную конъюнктуру, банк уверенно сохранял завоеванные позиции на протяжении всего 2018 года, что четко объясняется следующими фактами:
- за счет допэмиссии акций уставный капитал увеличился вдвое, достигнув 800 млн рублей;
- сумма чистой прибыли в 2020 году достигла 101,5 млн рублей, что более чем вдвое превышает аналогичный показатель 2020 года (48,7 млн рублей);
- внедрение корпоративной политики развития бизнеса позволило количественно и качественно увеличить количество клиентов и динамично расти в филиалах банка в этом направлении, особенно в 2018 году количество корпоративных клиентов увеличилось на 15% и приблизилось к 2000 клиентам;
- в 2020 году Брянский филиал ОАО «ЮНИКОРБАНК» непрерывно укреплялся;
- в 2020 году, когда он истек, Брянский филиал ОАО «ЮНИКОРБАНК» уверенно держал объем кредитного портфеля, несмотря на ухудшение возможностей ресурсной экспансии.
Доля кредитов малому бизнесу в Брянском филиале ОАО «ЮНИКОРБАНК» в общем кредитном портфеле составляет 65,69%, что соответствует основной стратегии развития ЮНИКОРБАНК, направленной на работу с МСБ как одно из приоритетных направлений будущей деятельности.
В целях повышения конкурентоспособности и финансовой устойчивости филиалов Брянское ОАО «ЮНИКОРБАНК» продолжает реализацию программ по укреплению деловой репутации в соответствии с принципами открытости и прозрачности для информации.
Анализируя опыт кредитования малого бизнеса в российских банках, их успех на этом рынке во многом зависит от навыков, используемых для предоставления кредитов, и уровня образования кредитных специалистов. В целом, по результатам фактической работы, организацию работы кредитного отдела Брянского филиала ОАО «ЮНИКОРБАНК» можно считать соответствующей действующему банковскому и гражданскому законодательству, директивам и постановлениям центрального банка.
Можно выделить следующие меры по совершенствованию кредитования малых и средних корпораций в Брянском филиале ОАО «ЮНИКОРБАНК»:
1) Ставка по кредиту увеличивается на срок до 6 месяцев. При увеличении процента краткосрочных кредитов (не менее 20% или 20 млн руб.) Со средней процентной ставкой при предложенной ставке 16,7% общая доходность составит:
- кредит на 1 год - 16,7 тыс. руб.
- по кредиту на 6 месяцев общая доходность за год составит 17,4 тыс. руб. Каждые 100000 руб. банки при оформлении на 6 месяцев получают 0,7 тыс. руб. Больше, чем при выдаче кредита на год. Так, кредит юридическому лицу сроком на ½ года от ориентировочной суммы (20 млн. руб.) увеличивает доходность банка на 144 000 руб.
2) При этом повышается процентная ставка более чем на 1%, увеличивая размер дохода банка на 82,2 тыс. руб. Для кредитов, выданных на срок более года.
3) Дополнительный доход от продажи дисконтированной задолженности дает дополнительный доход в размере 1 млн руб.
Так, в результате предлагаемой акции доходность Брянского филиала ОАО «ЮНИКОРБАНК» в 2020 году может увеличиться на 1222,2 тыс. руб. При этом для реализации предложенного мероприятия потребуются дополнительные затраты сотруднику банка на привлечение профессионального оценщика по ипотечным активам на 302,4 тыс. руб. Чистая прибыль банка составила 919,8 тыс. руб. Окупаемость 0,33 года.