Психологический парадокс, получивший название «Эффект Даннинга-Крюгера», известен очень давно. Еще древнегреческий философ Сократ в V в. до н.э. сказал крылатую фразу: «Я знаю только то, что я ничего не знаю». В дальнейшем многие известные мыслители и ученые обращали внимание на данное явление.
Актуальность исследования особенно возрастает в настоящее время, когда в связи с появлением большого количества ресурсов, дающих легкодоступное и поверхностное образование, отсутствием глубокой систематической работы по дополнительному просвещению молодежи, свободным доступом к любой (не всегда корректной) информации в Интернете, появилось большое количество «псевдоэкспертов», считающих себя специалистами в той или иной области, но не имеющих на самом деле ни нужных знаний, ни необходимого опыта. Это приводит к снижению уровня профессионализма и к повышению количества ошибок в работе.
Цель работы: реферат содержит анализ эффекта Даннинга-Крюгера как часто встречающегося в обществе явления. Оценены положительные и отрицательные стороны «синдрома глупца», их последствия в личной и профессиональной сфере. Рассмотрены основные рекомендации, помогающие сгладить нежелательные последствия данного явления.
Структура работы строилась в соответствии с поставленными задачами и состоит из введения, 2 основных глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе планируется раскрыть сущность и содержание понятия «Эффект Даннинга-Крюгера», историю его возникновения и процесс исследования. Во второй главе - определить его влияние на различные сферы личной и профессиональной жизни, привести примеры его проявления, а также спрогнозировать и найти пути выхода из данной ментальной ловушки.
Читать дальше
Введение
Глава I
Глава 2
Заключение
Список литературы
Читать дальше
Мы видим, что эффект Даннинга-Крюгера оказывает существенное влияние практически на все сферы повседневной жизни. Людям постоянно приходится сталкиваться с теми областями, знания о которых у них недостаточны или вовсе отсутствуют – как в личной сфере, так и в профессиональной.
Если не предпринимать никаких мер по борьбе с данным явлением, люди с эффектом Даннинга-Крюгера могут провести большую часть своей жизни в заблуждении насчет своего невежества. Это грозит отсутствием всякого карьерного роста и консервацией тех знаний и умений, которые были изначально. Отсутствие постоянного самосовершенствования ведёт к снижению уровня IQ. Человек рискует так никогда и не раскрыть свой потенциал и не применить его в реальной жизни.
Более того, нежелание признать свою некомпетентность и необходимость ее преодоления может негативно сказаться на работе всего коллектива в целом. В таком случае необходима разработка системы обновления знаний сотрудников. [3] Таким образом решается одна из проблем организаций, когда работники не справляются с работой, не видя дальнейших перспектив, не зная зоны своего ближайшего развития и не имея возможности оценить, могут ли они добиться большего.
Для преодоления эффекта Даннинга-Крюгера людям, стремящимся стать профессионалами, необходимо постоянно находиться в процессе обучения и развития. «Данный феномен означает, что при постоянной тренировке своих способностей индивид может избежать влияния эффекта на свои действия». [3]
Также родителям с детства полезно приучать детей к тому факту, что приобретение любого знания является посильным для каждого, а именно новое знание чрезвычайно увлекательно. Известно, что студенты, которые хотят максимально глубоко постичь изучаемую науку, лучше воспринимают знания и лучше предсказывают собственные успехи.
Чем больше у человека практики и опыта, тем объективнее он себя оценивает. В процессе работы над собой, человек постепенно начинает замечать свои недостатки и улучшать свои навыки. И напротив, чем меньше у человека навыков, практики и опыта, тем труднее ему себя оценить. Поэтому следует почаще обращаться к тем, кто действительно квалифицирован в данной области для оценки собственной компетентности. Своевременное и точное определение слабых мест может помочь в профессиональном росте.
В заключении приведем выражение Конфуция, которое рекомендует, как избежать или хотя бы смягчить это когнитивное искажение: «Настоящее знание - это знать степень своего невежества».
Читать дальше
1. Кашапова Э.Р., Рыжкова М.В. Когнитивные искажения и их влияние на поведение индивида // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – Томск. – 2015. – С.12-18.
2. Kruger, Justin; David Dunning (1999). Unskilled and Unaware of It: How Difficulties in Recognizing One's Own Incompetence Lead to Inflated Self-Assessments // Journal of Personality and Social Psychology, N 77(6). – P.1121-1134.
3. Сергеева Е.К. Эффект Даннинга-Крюгера как одно из метакогнитивных искажений и его влияние на действие индивида // Журнал Academy, N 8(59). – С.46-47.
4. Ehrlinger, J. Why the Unskilled Are Unaware : Further Explorations of (Absent) Self-Insight Among the Incompetent / J. Ehrlinger, K. Johnson, M. Banner … [et al.] // Organizational behavior and human decision processes. – 2008. – Vol. 105, no. 1. – P. 98-121.
5. Dunning, David; Kerri Johnson, Joyce Ehrlinger and Justin Kruger (2003). «Why people fail to recognize their own incompetence // Current Directions in Psychological Science. – Vol. 12, N. 3. – P. 83-87.
6. Katherine A. Burson, Richard P. Larrick, Joshua Klayman. Skilled or unskilled, but still unaware of it: How perceptions of difficulty drive miscalibration in relative comparisons // Journal of Personality and Social Psychology – 2006 – Vol. 90, iss. 1. – P. 60-77.
7. Steven Novella. Misunderstanding Dunning-Kruger // The New England Skeptical Society (8 January 2019).
6. Mark Murphy. The Dunning-Kruger Effect Shows Why Some People Think They’re Great Even When Their Work Is Terrible // Forbes, January, 2017
8. Парушин Е.Б. Математическая модель и интерпретация эффекта Даннинга-Крюгера // Журнал «Молодой ученый», N.19 (123) – Казань – 2016
Читать дальше