В ходе выполнения данной работы была поставлена следующая основная цель: изучение последствий цифровой антропологии и киберантропологии: этическая и юридическая легитимация норм человеческого существования. Для достижения данной цели были решены следующие основные задачи:
- рассмотрено понятие цифровой антропологии и киберантропологии;
- изучены философские и социо-антропологические проблемы конвергентного развития киберфизических систем;
- описано исследование взаимодействия человека с технологиями: киберантропология и ее проблемное поле;
- рассмотрена информационная антропология и киберантропология как отображение информационной цивилизации;
- изучены этические аспекты цифровизации общества;
- рассмотрена легитимация норм человеческого существования при цифровизации общества.
По результатам выполнения данной работы можно сделать следующие основные выводы:
Можно принять во внимание основные особенности меняющегося мира:
- начало эпохи прорывных технологий и цифровой трансформации - повсеместное проникновение цифровых технологий в связи с общественностью большинства видов;
- появление новых возможностей для человека и государства;
- появление принципиально новых методов ведения бизнеса, влияющих на активное развитие цифровой экономики;
- Конкуренция между странами и регионами за приоритет в развитии среды, которая делает возможной цифровую трансформацию и привлекает мобильные интеллектуальные ресурсы и капитал;
- углубляющийся «цифровой разрыв» («цифровое неравенство») в обществе, поскольку миллиарды людей потенциально покидают строящуюся цивилизацию;
- рост геополитических противоречий и возврат к идеологии прямого противостояния государств, регионов и культур.
Социальные институты находятся на своего рода перекрестке. Им необходимо определить, как они будут существовать в новых технологических реалиях в качестве «констант», на которых ранее была основана вся система их концепций и принципов (пространство, время, воля и т. д.), И традиционных подходов к взаимосвязи изменений. , меняют материальное и нематериальное, причинно-следственные связи между явлениями теряют свою актуальность.
В силу своего объективного консерватизма закон был авторитетным на протяжении веков и был одним из самых мощных социальных институтов. Ожидается, что из-за него закон будет медленно реагировать на быстрое развитие технологий за последние несколько десятилетий. Это привело к увеличению разрыва между потребностями общества в регулировании принципиально новых правоотношений и возможностями закона.
Этот разрыв был заметен уже на рубеже веков на этапе развития информационных технологий и глобального Интернета и был связан, с одной стороны, с недооценкой важности информации в общественных отношениях и во всем информационном праве. промышленности и, с другой стороны, нереализованным государствам возможность заключения международно-правовых соглашений.
Очевидно, что на нынешнем этапе развития информационного общества использование инфокоммуникационных технологий и информационных ресурсов приобретает все большее значение. Информация, конвергентный и обратный ресурс, «обеспечивает все процессы общества, обогащает и гармонизирует отношения во всех сферах его жизни». Стоит согласиться с глубокой аналогией М.А. Кудрявцева, который сравнивал право на информацию с «дирижером оркестра» правовой системы, то есть одним из основных принципов ее организации.
Роль информационного права в рассматриваемых процессах могла бы стать системообразующей, но этого пока не произошло, и, похоже, эта отрасль права недооценена на современном этапе развития права. Отрасли права были не готовы к технологической глобализации, что привело к конфликту юрисдикций. Российское законодательство и международные договоры об использовании Интернета до сих пор не согласованы, и маловероятно, что это произойдет в сегодняшних геополитических условиях, хотя государства имели возможность сделать это за последнее десятилетие, но не воспользовались ею для имеют.
В результате перед правоохранительными органами России и любого развитого государства встает вопрос о том, какие законы государства следует применять к информационным правоотношениям, которые «начинаются» на территории другого и «заканчиваются» на территории другого государства. . Нерешенная проблема юрисдикции информационного пространства ведет к "гонке законов", поскольку государства начинают распространять действие своих собственных законов на любые отношения в области информационных прав, в которых присутствует национальный элемент, например, житель страны, которому информация может быть направлена или может быть направлена на размещение информационного сервера в пределах государственных границ.
Если проанализировать действующее законодательство, можно сделать вывод, что нормативное описание цифровых процессов сильно отстает от реального развития цифровых институтов. Можно только согласиться с В.А. Вайпаном в том, что необходимо правильно легализовать цифровые деловые отношения. Отсутствие эффективного правового обеспечения цифровой экономики может привести к тому, что ее потенциал не будет использоваться должным образом. Как отмечают исследователи, «правовое регулирование сегодня не работает« в долгосрочной перспективе », поскольку законодатели могут лишь реагировать на факты негативного воздействия современных информационных технологий на жизнь общества, не зная, какое влияние это окажет в будущем. . "
Важным фактором, определяющим необходимость правовой реформы, является также гарантия безопасности государственной системы в самом широком смысле, поскольку неэффективные или устаревшие правовые решения негативно влияют на развитие государства и общественной безопасности. О.А. Степанов пишет, что «правовые факторы, такие как статус правовых норм, качество отдельных правовых норм, эффективность правовых санкций и т. д., Должны играть важную роль, среди которых решающее значение имеют следующие: степень соблюдения правовые нормы с общественными отношениями, интересами и потребностями общества; Полнота регулирования общественных отношений; степень ясности, ясности и доступности юридических требований наличие (отсутствие) противоречий между нормами права и моралью».
Таким образом, задачи данной работы можно считать решенными, цель достигнутой.