Введение……………………………………………………………………..3
1. Анализ рисков в деятельности органов государственной власти Московской области…………………………………………………...…………..5
1.1. Анализ видов рисков………....................................................................5
1.2. Особенности управления рисками…………………………………...11
2. Анализ управления отдельными видами рисков в деятельности органов государственной власти Московской области………………………...15
2.1. Исследование коррупционных рисков………………….……………15
2.2. Особенности цифровизации рисков……………………………….…21
Заключение……………………………………………………………....…30
Список использованной литературы……………………………………..32
Читать дальше
В связи с такими подходами в правотворческой и правоприменительной деятельности российскими специалистами активно исследуются коррупционные риски в различных сферах жизнедеятельности. Коррупционные риски ими усматриваются и оцениваются:
— в коммерческой (предпринимательской) деятельности;
— при лицензировании;
— при осуществлении государственных (муниципальных) закупок;
— при прохождении государственной (муниципальной) службы;
— при осуществлении уголовного и гражданского судопроизводства;
— в процессе осуществления образовательной деятельности;
— при исполнении наказаний за совершение преступлений;
— в процессе правотворческой деятельности;
— в сфере земельных отношений;
— сфере недропользования;
— в других сферах и направлениях деятельности.
Отечественными специалистами предложено множество определений коррупционного риска, которые дают разностороннее представление об этом социальном явлении и его содержании.
Однако вне научного интереса остаются вопросы исследования содержания правового термина «коррупционный риск», используемого в российских региональных и муниципальных нормативных правовых актах. Для устранения этого очевидного научного пробела нами и проведено данное исследование.
Громадные масштабы правотворческой и правоприменительной деятельности неизбежно сопровождаются отклонением от намеченных целей, ошибками, изменениями и поправками, вносимыми в правовые акты. Одним из основных источников таких процессов, событий и фактов является риск. Его изучение, выявление и предотвращение - важная практическая и теоретическая задача, которую надо решать в правовой сфере.
Риск — это вероятное неправомерное отклонение от правовых решений и актов, влекущее негативные последствия. И их надо предвидеть и предотвращать.
Рекомендуется разработать стратегию для управления критическими рисками, в которой:
а) выявить основные ресурсы, необходимые для охраны общественной безопасности, устойчивого экономического роста, защиты рынка и окружающей среды от вредного воздействия критических рисков;
б) уточнить роли в государственном управлении критическими рисками и определить субъектов ответственности за принятие мер по защите граждан и имущества;
в) закрепить универсальный подход к управлению критическими рисками, отражающий взаимозависимости между критическими системами;
г) обозначить цели для каждого этапа цикла управления рисками, определить приоритеты в профилактике, смягчении, реагировании, восстановлении и реабилитации и обеспечить, чтобы эти приоритеты были интегрированы в политику и программы министерств и ведомств.
Итак, риск - вероятное наступление события и совершения действий, влекущих негативные последствия для реализации правового решения и могущее причинить ущерб регулируемой им сфере. Для правового риска характерны причинная зависимость между нормативной моделью и реальностью, в виде каналов прямых и обратных связей, иными словами, опасное отклонение от норм права.
Таким образом, проведенное исследования указывает на то, что задачи и цель исследования достигнуты в полном объеме.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изм. и доп. // СПС «КонсультантПлюс».
2. Об утверждении Порядка осуществления Комитетом по конкурентной политике Московской области внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о признании утратившими силу некоторых распоряжений Комитета по конкурентной политике Московской области: распоряжение Комитета по конкурентной политике Московской области от 12 сентября 2017 г. № 28-0135/17 (в ред. от 13.03.2018 № 27-01-9/18)
3. Агамиров К.В. Юридическое прогнозирование как фактор совершенствования Российской правовой системы // Журнал российского права. 2018. №8 (260). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yuridicheskoe-prognozirovanie-kak-faktor-sovershenstvovaniya-rossiyskoy-pravovoy-sistemy (дата обращения: 22.03.2021).
4. Арабян М. С., Гильманова К. М. Цифровизация как приоритетный инструмент совершенствования таможенного администрирования на примере ЕАЭС // Таможенное дело. — 2019. — № 4. — С. 17—21.
5. Безруков А.В. Реализация идеи конституционализации правопорядка в условиях выявления, минимизации и устранения конституционных рисков // Актуальные проблемы российского права. 2018. №5 (90). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-idei-konstitutsionalizatsii-pravoporyadka-v-usloviyah-vyyavleniya-minimizatsii-i-ustraneniya-konstitutsionnyh-riskov (дата обращения: 22.03.2021).
6. Безруков А. В. Стабильность Конституции Российской Федерации и конституционные преобразования: возможности сочетания и реализации // Российская юстиция. — 2017. — № 3. С. 18
7. Белых В. С., Егорова М. А., Решетникова С. Б. Биткоин: понятие и тенденции правового регулирования // Юрист. — 2019. — № 3. — С. 4—11.
8. Биярсланова А.М. К вопросу о правовом регулировании представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных служащих // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-pravovom-regulirovanii-predstavleniya-svedeniy-o-dohodah-rashodah-ob-imuschestve-i-obyazatelstvah-imuschestvennogo (дата обращения: 21.03.2021).
9. Бондарь Н. С., Джагарян А. А. Правосудие: ориентация на Конституцию : монография. — М., 2018. – 170 с.
10. Воронцов С.А. О предупреждении коррупционных рисков в процессе правотворческой деятельности // Вестник юридического факультета Южного федерального университета. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-preduprezhdenii-korruptsionnyh-riskov-v-protsesse-pravotvorcheskoy-deyatelnosti (дата обращения: 21.03.2021).
11. ВасяевА. А. Диджитализация адвокатуры // Адвокатская практика. — 2019. — № 3. — С. 49—53.
12. Губина А.О. Конституционно-правовые риски // Юридическая техника. 2019. №13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionno-pravovye-riski (дата обращения: 22.03.2021).
13. Добрынин Н. М. Конституционная юстиция как гарант очевидности политико-правовой модернизации государства // Государство и право. — 2017. — № 11. – с. 22
14. Жаворонкова Н. Г., Шпаковский Ю. Г. Цифровизация в сфере экологической безопасности: административно-правовые аспекты // Юрист. — 2019. — № 4. — С. 14—19.
15. Запольский С. В. Рецензия на книгу: Тихомиров Ю. А. Право. Прогнозы и риски. М., 2015 // Государство и право. — 2016. — № 6. – с. 20
16. Зорькин В. Д. Конвенция о правах человека в российской правовой системе: проблемы имплементации // Журнал конституционного правосудия. — 2016. — № 1. – с. 12
17. Зорькин В. Д. Конституционный Суд России: доктрина и практика : монография. — М., 2017. – 180 с.
18. Зубарев С. М. Правовые риски цифровизации государственного управления // Актуальные проблемы российского права. 2020. №6 (115). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-riski-tsifrovizatsii-gosudarstvennogo-upravleniya (дата обращения: 21.03.2021).
19. Ищенко П. П. Современные подходы к цифровизации досудебного производства по уголовным делам // Lex russica. — 2019. — № 12. — С. 68—79.
20. Козырев А. Н. Цифровая экономика и цифровизация в исторической ретроспективе // Цифровая экономика. — 2018. — № 1. — URL: http://digital-economy.ru/arkhiv-zhumala/pervyj-nomer-zhurnala-tsifrovaya-ekonomika (дата обращения: 21.03.2021).
21. Кравец И. А. Конституционное право как метаотрасль : Роль конституции и основ конституционного строя в межотраслевой гармонизации // Конституционное и муниципальное право. — 2017. — № 11. – с. 15
22. Кравец И. А. Конституционная телеология и основы конституционного строя : научно-практическое издание. — [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 180 с.
23. Крусс В. И. Конституционализация права: основы теории. — М., 2016. – 200 с.
24. Кузьмин А. Г. Конституционализация правосудия и арбитражная судебная практика в Российской Федерации : дис. ... д-ра юрид. наук. — Челябинск, 2016. – 88 с.
25. Липень С. В. Законы о нормативных правовых актах стран СНГ — индикаторы процессов информатизации и цифровизации системы законодательства // Актуальные проблемы российского права. — 2019. — № 8. — С. 22—33.
26. Лексин И. В. Конституционное право и конституционный судебный процесс в свете представлений о конституционализации отраслей российского права // Развитие российского права: новые контексты и поиски решения проблем. III Московский юридический форум. Х Международная научно-практическая конференция (Кутафинские чтения) : материалы конференции : в 4 ч. — М., 2016. — Ч. 1. – с. 20-30
27. Масловская Т.С. Риски в конституционном праве // Журнал российского права. 2016. № 12. С. 12
28. Малюгина, Т. В. Риски: понятие, общая классификация, виды и методы анализа / Т. В. Малюгина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 23 (261). — С. 269-272. — URL: https://moluch.ru/archive/261/60387/ (дата обращения: 21.03.2021).
29. Масловская Т. С. Цифровая сфера и конституционное право: грани взаимодействия // Конституционное и муниципальное право. — 2019. — № 9. — С. 18—22.
30. Протасовицкий С.П. Понятие и юридическая природа риска // Юридические исследования. 2017. № 9. С. 60-73
31. Ромашов Р.А. Субъекты правового риска // Юридическая техника. 2019. №13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/subekty-pravovogo-riska (дата обращения: 22.03.2021).
32. Ромашов Р.А. Теория государства и права: учебник и практикум для академического бакалавриата. М., 2018. – 480 с.
33. Смоляров М.В. Прогнозирование законотворческих рисков // Юридическая техника. 2019. №13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prognozirovanie-zakonotvorcheskih-riskov (дата обращения: 22.03.2021).
34. Тихомиров Ю.А. Риски в правовом пространстве // Юридическая техника. 2019. №13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/riski-v-pravovom-prostranstve (дата обращения: 22.03.2021).
35. Федорова М. Ю. Конституционная коррекция правового механизма управления социальными рисками // Российский юридический журнал. — 2016. — № 6. – с. 17
36. Халин В. Г., Чернова Г. В. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски // Управленческое консультирование. — 2018. — № 10. — С. 46—63.
37. Юридическая концепция роботизации : монография / Н. В. Антонова, С. Б. Бальхаева, Ж. А. Гаунова [и др.] ; отв. ред. Ю. А. Тихомиров, С. Б. Нанба. — М. : Проспект, 2019. — 240 с.
38. Ягофарова И. Д. Теоретико-методологические подходы к правовому обеспечению трансформации агропромышленного комплекса в условиях цифровизации // Государственная власть и местное самоуправление. — 2019. — № 11. — С. 11—15.
Читать дальше