Введение…………………………………………………………………………...3 1 Теоретические основы исследования школьной дезадаптации детей младшего школьного возраста…………………………………………………..6 1.1 Сущность и факторы возникновения школьной дезадаптации…….6 1.2 Возрастные особенности школьной дезадаптации первоклассников…………………………………………………………………15 1.3 Семейные факторы формирования школьной дезадаптации младших школьников……………………………………………………………25 2 Эмпирическое исследование школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста под влиянием семейных факторов……………………..31 2.1 Методы и результаты диагностики школьной дезадаптации младших школьников……………………………………………………………31 2.2 Влияние семьи на формирование школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте…………………………………………………...48 3 Практические рекомендации по профилактике школьной дезадаптации младших школьников, возникающей под влиянием семейных факторов….52 Заключение……………………………………………………………………….56 Список использованных источников………………………………………….58 Приложение А Методика исследования интеллекта у детей Д. Векслера…61 Приложение Б Опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина…………………………………………………………………………..63 Приложение В Проективная методика «Рисунок семьи»……………………65

Семейные факторы формирования школьной дезадаптации детей младшего школьного возраста

курсовая работа
Педагогика
60 страниц
51% уникальность
2021 год
23 просмотров
Мирошникова И.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение…………………………………………………………………………...3 1 Теоретические основы исследования школьной дезадаптации детей младшего школьного возраста…………………………………………………..6 1.1 Сущность и факторы возникновения школьной дезадаптации…….6 1.2 Возрастные особенности школьной дезадаптации первоклассников…………………………………………………………………15 1.3 Семейные факторы формирования школьной дезадаптации младших школьников……………………………………………………………25 2 Эмпирическое исследование школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста под влиянием семейных факторов……………………..31 2.1 Методы и результаты диагностики школьной дезадаптации младших школьников……………………………………………………………31 2.2 Влияние семьи на формирование школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте…………………………………………………...48 3 Практические рекомендации по профилактике школьной дезадаптации младших школьников, возникающей под влиянием семейных факторов….52 Заключение……………………………………………………………………….56 Список использованных источников………………………………………….58 Приложение А Методика исследования интеллекта у детей Д. Векслера…61 Приложение Б Опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина…………………………………………………………………………..63 Приложение В Проективная методика «Рисунок семьи»……………………65
Читать дальше
Актуальность исследования. Понятие «школьной дезадаптации» стало использоваться в последние годы для описания проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе. С этим процессом связывают отклонения в учебной деятельности – затруднение в учебе, конфликты с одноклассниками и т.д. Эти отклонения могут быть у психически здоровых детей или у детей с разными нервно-психическими расстройствами.


Чтобы заказать кандидатскую диссертацию в Тюмени , обратитесь к надёжному помощнику - Work5.


. Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии [15, с. 213]. В основе вышеперечисленных ситуаций лежит сложное взаимодействие индивидуальных и социальных факторов, неблагоприятных для гармоничного развития, а пучковым механизмом формирования самих проблем в подавляющем большинстве случаев становится несоответствие предъявляемых к ребенку педагогических требований его возможностям. К числу факторов, отрицательно влияющих на развитие ребенка относят следующие: - несоответствие школьного режима санитарно-гигиеническим условиям обучения, ориентированным на средневозрастные нормы, психофизиологическим особенностям физически и психически ослабленных детей; - несоответствие этим особенностям темпа учебной работы в гетерогенном классе; - экстенсивный характер учебных нагрузок; - преобладание отрицательной оценочной ситуации и, возникающие на этой почве «смысловые барьеры» в отношениях ребенка и педагогами; - повышенный уровень респектации родителей в отношении своего ребенка, невозможность ребенка оправдать их ожидания и надежды и, в связи с этим возникающая психотравмирующая ситуация в семье. Несоответствие требований, предъявляемых к ребенку, его возможностям является разрушительной силой для растущего человека. В школьные годы особенно уязвимым в этом отношении является период начального обучения. И, хотя проявления школьной дезадаптации на этом возрастном этапе имеют наиболее мягкие формы, ее последствия для социального роста личности оказываются наиболее губительными. Особым, наиболее важным фактором, влияющим на формирование школьной дезадаптации, особенно на первом году обучения, является, прежде всего, межличностные отношения и психологический климат в семье, преобладающий тип воспитания. Объект исследования: школьная дезадаптация детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: влияние семьи на формирование школьной дезадаптации младшего школьного возраста. Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что уровень школьной дезадаптации выше у детей младшего школьного возраста, в семьях которых присутствуют негативные факторы. Цель исследования: выявить влияние семьи на формирование школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте. Задачи исследования: 1) определить сущность и факторы возникновения школьной дезадаптации; 2) выявить возрастные особенности школьной дезадаптации первоклассников; 3) рассмотреть семейные факторы формирования школьной дезадаптации младших школьников; 4) определить методы диагностики школьной дезадаптации младших школьников; 5) выявить влияние семьи на формирование школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте; 6) разработать практические рекомендации по профилактике школьной дезадаптации младших школьников, возникающей под влиянием семейных факторов. Методы получения данных: – теоретические: анализ литературы; – эмпирические: тестирование, формирующий эксперимент. Методики исследования: 1) Методика исследования интеллекта у детей Д. Векслера; 2) Опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина; 3) Проективная методика «Рисунок семьи»; 4) Проективная методика «Рисунок школы». База и выборка исследования: МКОУ СОШ №5, 1 класс, 27 учеников. Методологические и теоретические основания исследования: фундаментальные положения психологии о деятельностной сущности человека, отраженные в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.П. Рубинштейна, положения о том, что личность формируется и проявляется в процессе деятельности, а также труды Л.И. Божович и Д.Б. Эльконина. Практическая значимость исследования: результаты позволяют определить основные направления деятельности учителей начальных классов по оптимизации процесса адаптации школьников. Курсовая работа состоит из введения, трех глав: теоретической и эмпирической, заключения, списка использованных источников, приложения.

Читать дальше
Так, период 6-8 лет – один из самых трудных периодов жизни ребенка. Здесь происходит возникновение сознания своего места в системе отношений с взрослыми, стремление к осуществлению общественно-значимой общественно - оцениваемой деятельности. Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительным изменением места ребенка в системе отношений и всего образа его жизни. Все эти условия приводят к тому, что школа становится центром жизни, наполненной интересами, взаимоотношениями и переживаниями. Следовательно, вопросы школьного обучения – это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребенка, но и формирования его личности. Таким образом, период начального обучения является одним из самых важных периодов формирования личности. Школьная дезадаптация, выраженная в педагогической запущенности, неврозах, различных эмоционально-поведенческих реакциях может наблюдаться на всех ступенях школьного обучения. Но наиболее важным является период начального обучения в школе. Своеобразным микроколлективом, играющим существенную роль в воспитании личности, является семья. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности – все эти качества личность приобретает в семье. Они проявляются и закрепляются у ребенка задолго до поступления в школу и оказывают продолжительное влияние на его адаптацию в учебном поведении. Причины дезадаптации чрезвычайно многообразны. Они могут быть вызваны несовершенством педагогической работы, неблагоприятными социально-бытовыми условиями, отклонениями в психическом развитии детей. Проблема школьной дезадаптации является еще недостаточно изученной, и требуется дальнейшая ее разработка. Произведенное целенаправленное сравнительное исследование двух групп дезадаптированных детей (с хорошим уровнем интеллекта и низкой интеллектуальной нормой) с контрольной группой того же возраста хорошо адаптировавшихся в школе детей позволило выявить основные психологические аспекты школьной дезадаптации у детей первого класса. Изучая особенности познавательной интеллектуальной деятельности детей всех трех групп, было обнаружено, что дети одной из дезадаптированных групп имеют практически такие же интеллектуальные способности, как и дети контрольной группы. Это позволяет сделать вывод о недостаточности внимания со стороны родителей к обучению таких детей. Был установлен повышенный фон агрессивности и тревожности в дезадаптированных группах по сравнению с контрольной группой, особенно ярко эти факторы проявлялись во второй группе детей с хорошим уровнем интеллекта, что может говорить скорее о социальных причинах школьной дезадаптации этих детей. Исследование учебной мотивации показало, что преобладает негативное отношение к школе. Так, отсутствие учебной мотивации у детей начальной школы может выступать одним из критериев школьной дезадаптации. Это может быть использовано, в первую очередь, для диагностики школьной дезадаптации. Таким образом, поставленная цель достигнута, задачи решены, а гипотеза доказана.
Читать дальше
1 Александровская, Э. М. Социально-психологические критерии адаптации к школе / Э. М. Александровская. - М., 2015. - 153 с. 2 Андрева, А. Д. Человек и общество / А. Д. Андреева. - М., 2010. – 231 с. 3 Артемов, С. Д. Социальные проблемы адаптации / С. Д. Артемов. - М., 2010. – 180 с. 4 Артюхова, И. С. В первом классе - без проблем / И. С. Артюхова. - М.: Чистые пруды, 2018. – 32 с. 5 Березин, Ф. Б. Психическая и психофизическая интеграция. Бессознательное / Ф. Б. Березин. - Новочеркасск: Изд-во УРАО, 2019. – 321 с. 6 Битянова, М. Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / М. Р. Битянова.- Мн., 2007. – 145 с. 7 Божович, Л. М. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. М. Божович. - М., 2015. – 267 с. 8 Бурменская, Т. В. Возрастно-психологическая консультация / Т. В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидерс. - М., 2015. – 193 с. 9 Вершинина, Т. И. Производственная адаптация рабочих кадров / Т. И. Вершинина. - Новосибирск, 2007. – 354 с. 10 Выготский, Л. С. Собрание сочинений. Т.6. / Л. С. Выготский.- М., 2011. – 215 с. 11 Гуткина, И. И. Психологическая готовность к школе / И. И. Гуткина. - М.: Академический проект, 2016. – 184 с. 12 Диагностика психологической готовности ребенка к школе / под ред. Н. Я. Кушнир. - Мн., 2006. – 281 с. 13 Дорожевец, Т. В. Изучение школьной дезадаптации / Т. В. Дорожевец. - Витебск, 2015. – 182 с. 14 Зобков, В. А. Психология отношения и личности учащегося / В. А. Зобков. - Казань, 2008. – 245 с. 15 Зотова, О. И. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности / О. И. Зотова, И. К. Кряжева. - М., 2015. – 243 с. 16 Колесов, Д. В. Адаптация организма подростков к учебным нагрузкам / Д. В. Колесов. - М., 2019. – 176 с. 17 Коломинский, Я. Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. - М., 2010. – 265 с. 18 Кон, И. С. Социология личности / И. С. Кон.- М., 2014. - 352 с. 19 Кончанин, Т. К. К вопросу о социальной адаптации молодежи / Т. К. Кончанин. - Тарту, 2015. – 163 с. 20 Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. - СПб.: Питер, 2015. – 904 с. 21 Кулагина, И. Ю. Возрастная психология / И. Ю. Кулагина.- М.: Изд-во УРАО, 2017. – 176 с. 22 Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика: учеб. пособие для вузов / Л. В. Мардахаев. - М., 2016. – 234 с. 23 Менчинская, Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьника / Н. А. Мечинская.- М., 2015. – 143 с. 24 Милославова, И. А. Роль социальной адаптации / И. А. Милославова. - Л., 2009. – 284 с. 25. Мухина В.С. Детская психология [Текст] / В.С. Мухина. - М.: ООО АПРЕЛЬ Пресс, 2000. – 352 с. 26 Немов, Р. С. Психология: учеб. для студентов в высш. Пед. учеб. завед. / Р. С. Немов.- М., 2014. – 576 с. 27 Никитина, И. Н. К вопросу о понятии социальной адаптации / И. Н. Никитина. - М., 2010. – 85 с. 28 Обухова, Л. В. Возрастная психология / Л. В. Обухова.- М., 2016. – 72 с. 29 Общая психология: учеб. пособие для вузов / под ред. А. В. Петровского. - М., 2007. – 480 с. 30 Общая психология: учеб. пособие для вузов / под ред. В. В. Богословского. - М., 2011. – 383 с. 31 Особенности психического развития детей 6-7 лет / под ред. Д. Б. Эльконина, А. А. Венгера. - М., 2018. – 321 с. 32 Парыгин, Б. Д. Основы социально-психологической теории / Б. Д. Парыгин. - М., 2010. – 541 с. 33 Платонов, К. К. Система психологии и теории отражения / К. К. Платонов.- М., 2012. – 309 с. 34 Социально-педагогические теории, методика, опыт исследования / под ред. А. И. Новикова.- Свердловск: Изд-во уральского университета, 2011. – 148 с. 35 Флейвелл, Дж. Генетическая психология Жана Пиаже / Дж. Флейвелл. - М., 2015. – 623 с. 36 Фролова, О. П. Психологический тренинг как средство адаптации студентов к обучению в вузе: О. П. Фролова, М. Г. Юркова. - Иркутск, 2014. – 293 с. 37 Чиникайло, С. И. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации младших школьников / С. И. Чиникайло. - Мн., БГМУ, 2015. – 56 с. 38 Шинтарь, З. Л. Введение в школьную жизнь: пособие для студентов пед. Вузов. / З. Л. Шинтарь.- Гродно: ГРГУ, 2017. – 263 с. 39 Шпак, Л. Л. Социокультурная адаптация в обществе / Л. Л. Шпак.- Красноярск, 2016. – 232 с. 40 Яницкий, М. С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики: учеб. пособие для вузов / М. С. Яницкий. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2009. – 184 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Участие РФ в международных валютно-финансовых организациях
Количество страниц:
35
Оригинальность:
77%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Финансы
курсовая работа
Развитие творческий способностей учащихся внеклассной работе
Количество страниц:
25
Оригинальность:
78%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Педагогика
курсовая работа
Происхождение государства
Количество страниц:
40
Оригинальность:
90%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Теория государства и права
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image