Чтобы заказать кандидатскую диссертацию в Тюмени , обратитесь к надёжному помощнику - Work5.
. Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии [15, с. 213]. В основе вышеперечисленных ситуаций лежит сложное взаимодействие индивидуальных и социальных факторов, неблагоприятных для гармоничного развития, а пучковым механизмом формирования самих проблем в подавляющем большинстве случаев становится несоответствие предъявляемых к ребенку педагогических требований его возможностям. К числу факторов, отрицательно влияющих на развитие ребенка относят следующие: - несоответствие школьного режима санитарно-гигиеническим условиям обучения, ориентированным на средневозрастные нормы, психофизиологическим особенностям физически и психически ослабленных детей; - несоответствие этим особенностям темпа учебной работы в гетерогенном классе; - экстенсивный характер учебных нагрузок; - преобладание отрицательной оценочной ситуации и, возникающие на этой почве «смысловые барьеры» в отношениях ребенка и педагогами; - повышенный уровень респектации родителей в отношении своего ребенка, невозможность ребенка оправдать их ожидания и надежды и, в связи с этим возникающая психотравмирующая ситуация в семье. Несоответствие требований, предъявляемых к ребенку, его возможностям является разрушительной силой для растущего человека. В школьные годы особенно уязвимым в этом отношении является период начального обучения. И, хотя проявления школьной дезадаптации на этом возрастном этапе имеют наиболее мягкие формы, ее последствия для социального роста личности оказываются наиболее губительными. Особым, наиболее важным фактором, влияющим на формирование школьной дезадаптации, особенно на первом году обучения, является, прежде всего, межличностные отношения и психологический климат в семье, преобладающий тип воспитания. Объект исследования: школьная дезадаптация детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: влияние семьи на формирование школьной дезадаптации младшего школьного возраста. Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что уровень школьной дезадаптации выше у детей младшего школьного возраста, в семьях которых присутствуют негативные факторы. Цель исследования: выявить влияние семьи на формирование школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте. Задачи исследования: 1) определить сущность и факторы возникновения школьной дезадаптации; 2) выявить возрастные особенности школьной дезадаптации первоклассников; 3) рассмотреть семейные факторы формирования школьной дезадаптации младших школьников; 4) определить методы диагностики школьной дезадаптации младших школьников; 5) выявить влияние семьи на формирование школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте; 6) разработать практические рекомендации по профилактике школьной дезадаптации младших школьников, возникающей под влиянием семейных факторов. Методы получения данных: – теоретические: анализ литературы; – эмпирические: тестирование, формирующий эксперимент. Методики исследования: 1) Методика исследования интеллекта у детей Д. Векслера; 2) Опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина; 3) Проективная методика «Рисунок семьи»; 4) Проективная методика «Рисунок школы». База и выборка исследования: МКОУ СОШ №5, 1 класс, 27 учеников. Методологические и теоретические основания исследования: фундаментальные положения психологии о деятельностной сущности человека, отраженные в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.П. Рубинштейна, положения о том, что личность формируется и проявляется в процессе деятельности, а также труды Л.И. Божович и Д.Б. Эльконина. Практическая значимость исследования: результаты позволяют определить основные направления деятельности учителей начальных классов по оптимизации процесса адаптации школьников. Курсовая работа состоит из введения, трех глав: теоретической и эмпирической, заключения, списка использованных источников, приложения.