Введение 3
1 Теоретико-правовые основы концепции разделения властей 5
1.1 Идея разделения властей: возникновение и историческое развитие 5
1.2 Принципы единства и разделение властей: понятие, сущность 10
1.3 Проблема оптимизации разделения властей 14
2 Принцип разделения властей в России и в странах Запада 19
2.1 Законодательная, исполнительная и судебная власти в России 19
2.2 Президент и контрольно-надзорные органы как самостоятельные ветви власти 23
2.3 Разнообразие взглядов на теорию разделения властей на Западе 30
Заключение 35
Список использованных источников и литературы 37
Читать дальше
Доктрина разделения властей прошла долгий путь от своего теоретического зарождения. Сегодня доктрина в ее абсолютной форме признается только буквально, поскольку она совершенно неосуществима и непрактична для использования в оперативной практике правительства. С течением времени государства эволюционировали от минимализма и невмешательства к ориентированности на благосостояние, играя разнообразные роли защитника, арбитра, контролера и поставщика людям.
С одной стороны, существует разделение властей, а с другой требуется решение многочисленных проблем, которые являются общими для нескольких ветвей власти. Поэтому государственные орган в процессе осуществления своих обязанностей объединяются и действуют консолидировано, сообща. При этом существует понимание, что данной консолидации необходим границ, а именно разумные пределы власти. Если одна ветвь власти сменит другую, это приведет к диктатуре государственной власти, к тоталитарному государству. Поэтому разделение властей предусматривает взаимный контроль одних органов государственной власти над другими при осуществлении ими своих функций. Причем этот взаимный контроль друг над другом зачастую осуществляется даже в процессе совместного решения одной и той же задачи различными ветвями власти.
Впоследствии для недопущения монополии какой-либо ветви власти принцип разделения властей дополняется механизмом, нацеленным на нормальное взаимодействие ветвей власти, именуемым системой сдержек и противовесов. При этом основная цель данной системы – это все три ветви власти и контролируют, и зависят друг от друга, а их независимость проявляется только в своей области компетенции.
В настоящее время политическая система РФ реализована большой совокупностью государственных социально-ориентированных правовых институтов законодательной, исполнительной и судебной власти и все они имеют сложные структуры в соответствии со сложным территориально-социальным устройством государства.
Согласно Конституции РФ предусмотрено разделение функций и компетенций органов власти, а на региональном уровне локальными нормативными актами. На практике каждый институт государственной власти выполняет колоссальную работу по регулированию как деятельности общества в целом, так и узконаправленных сфер ее жизни.
Единство государственной власти олицетворяет Президент РФ, так как обеспечивает взаимодействие ветвей и составляющих их органов государственной власти. Проведенное исследование установленных в основном законе норм, определяющих круг полномочий главы государства и показывающих его место в системе разделения властей, дает основание полагать, что Президент РФ напрямую не отнесен Конституцией РФ ни к одной из существующих ветвей государственной власти России.
При этом Президент РФ не ставит органы власти под полную зависимость от главы государства, но он имеет некоторые рычаги влияния на ветви власти, а именно контрольно-надзорные органы. Указанные органы власти осуществляют координацию в наиболее приоритетных отраслях деятельности государства и населения России.
Таким образом, существующие современные конституционные системы демонстрируют большое разнообразие механизмов законодательных, исполнительных и судебных процессов, и поэтому в своем классическом понимании доктрина во многом утратила свою жесткость и догматическую чистоту. Под разделением полномочий понимается разделение обязанностей правительства на различные ветви с целью ограничения выполнения одной из ветвей власти функций другой, недопущения концентрации власти и обеспечения сдержек и противовесов.
Читать дальше
1. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 09.11.2020) «О Конституционном Суде РФ» // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 13. – Ст. 1447.
3. Указ Президента РФ от 21.01.2020 № 21 (ред. от 20.11.2020) «О структуре федеральных органов исполнительной власти» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_343385/ (дата обращения: 20.02.2021).
4. The Constitution Of The United States [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://constitutionus.com (дата обращения: 21.02.2021).
5. Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс: Том 2 / Авакьян С.А., - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва: Норма, ИНФРА-М, 2020. – 928 с.
6. Айбатов М.М. Принцип разделения властей в государственно-политической системе России: историко-правовой анализ / М.М. Айбатов // Юридический вестник ДГУ. – 2020. – Т. 33. – № 1. – С. 9-14.
7. Бреус Д.А. Осуществление законодательной, исполнительной и судебной власти в политико-правовых институтах России / Д.А. Бреус // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей XXXVIII Международной научно-практической конференции. – 2020. – С. 127-129.
8. Будаев А.М. Президент и Председатель Правительства РФ в системе органов государственной власти России / А.М. Будаев // Актуальные проблемы российского права. – 2019. – № 1 (98). – С. 45-65.
9. Быстрянцев А.Ф. К вопросу об обеспечении единства государственной власти при реализации принципа разделения властей / А.Ф. Быстрянцев // NovaUm.Ru. – 2018. – № 12. – С. 189-191.
10. Валуйсков Н.В. Сущность государства в статусе органов государственной власти / Н.В. Валуйсков // Молодой ученый. – 2017. – №3. – С. 435-437.
11. Власова Т.В. Теория государства и права / Т.В. Власова. – М.: Книга по Требованию, 2018. – 226 c.
12. Воронов С.А. Разделение властей: развитие и становление теории / С.А. Воронов // Modern Science. – 2019. – № 5-1. – С. 195-198.
13. Воронченков О.С. Проблемы реализации народовластия в РФ / О.С. Воронченков // Синергия наук. – 2017. – № 18. − С. 1368-1373.
14. Дарвина А.В. Судебная власть, ее правовая природа и соотношение с другими ветвями государственной власти / А.В. Дарвина // Правовой порядок и современный мир. Сборник научных статей студентов, магистрантов, аспирантов II Национальной научно-теоретической конференции. – 2020. – С. 664-673.
15. Демченко И.А. Принцип разделения властей как основа построения и функционирования системы органов публичной власти в РФ / И.А. Демченко // E-Scio. – 2020. – № 5 (44). – С. 625-630.
16. Исмаилова Х.Ч. Президентская власть как самостоятельная ветвь государственной власти / Х.Ч. Исмаилова // Государственная власть и местное самоуправление. – 2020. – № 3. – С. 22-25.
17. Костанян Г.С., Казанчян Л.А. Сравнительный анализ различных форм современного принципа разделения властей / Г.С. Костанян, Л.А. Казанчян // Юридический факт. – 2020. – № 116. – С. 39-42.
18. Качарьян В.И., Денисенко Е.В. Единство и разделение современной государственной власти / В.И. Качарьян, Е.В. Денисенко // Неделя науки СПбПУ. Материалы научной конференции с международным участием, В 3 ч.. отв. ред. А.В. Рубцова, М.С. Коган. Санкт-Петербург. – 2020. – С. 9-12.
19. Кириллов В.И. Логика. 6-е издание. Учебник для юридических вузов / В.И. Кириллов. – М.: Проспект, 2020. – 425 c.
20. Мельникова А.К. Разделение властей: теория и практика / А.К. Мельникова // Проблемы и перспективы становления гражданско-правового общества. сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 38-40.
21. Миряева Ж.А. Исследование доктринальных подходов в теории разделения властей / Ж.А. Мирева // Наука. Общество. Государство. – 2020. – Т. 8. – № 1 (29). – С. 37-44.
22. Молочков А.А. Проблемные аспекты регламентации и реализации принципа разделения властей в современной России / А.А. Молочков // Вестник Белгородского юридического института МВД России. – 2018. – № 3. – С. 30–34.
23. Мухлынина М.М. К вопросу о становлении категории «конституционализм» в науке конституционного права / М.М. Мухлынина // 3акон и право. – 2019. – № 7. – С. 63.
24. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства: учебник для вузов / В.С. Нерсесянц. – Москва: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2018. – 560 с.
25. Нудненко Л. А. Конституционное право России: учебник для вузов / Л. А. Нудненко. – 7-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 531 с.
26. Павлова Н.Г. Курс лекций по сравнительному правоведению / Н.Г. Павлова. – М.: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2017. – 465 c.
27. Писарев А.Н. Российская модель формы правления в свете конституционной реформы 2020: президентская или полупрезидентская республика / А.Н. Писарев // Образование и право. – 2020. – № 9. – С. 20-28.
28. Прокофьева А.Д., Кузнецов И.А. Президентский контроль в РФ / А.Д. Прокофьева, И.А. Кузнецов // Modern Science. – 2020. – № 5-3. – С. 365-369.
29. Саушкин И.Г. Теория разделения властей: современные подходы и интерпретации / И.Г. Савушкина // Идеи конституционализма в отечественном законодательстве. материалы Всероссийского студенческого юридического форума. Ответственный редактор Т.А. Сошникова. – 2019. – С. 160-164.
30. Смикалов Р.А., Дегтярева Л.Н. Сравнительная характеристика системы разделения властей в РФ и отдельных зарубежных странах / Р.А. Смикалов, Л.Н. Дягтерева // Актуальные проблемы публичного права: вопросы теории и практики. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. кафедра государственно-правовых дисциплин Центрального филиала «Российского государственного университета правосудия». – 2018. – С. 108-115.
31. Стэллман И.Ю. К вопросу о единстве государственной власти / И.Ю. Стэллман // Евразийский юридический журнал. – 2020. – № 10 (149). – С. 404-405.
32. Тихонова Е.С. К вопросу о конституционно-правовом статусе государственного совета РФ / Е.С. Тихонова // Гуманитарные и политико-правовые исследования. – 2020. – № 4 (11). – С. 53-62.
33. Федорова С.В. Принцип разделения властей: теория и практика / С.В. Федорова // Молодой исследователь: вызовы и перспективы. Сборник статей по материалам CXCI международной научно-практической конференции. Москва. – 2020. – С. 169-173.
34. Федюнина А.С. Специфика реализации принципа разделения властей в современной России / А.С. Федюнина// Преступность в СНГ: проблемы предупреждения и раскрытия преступлений. Сборник материалов международной научно-практической конференции. – 2020. – С. 69-71.
35. Чепурнова Н. М. Сущность и содержание конституционного принципа разделения властей в РФ / Н.М. Чепурнова // Вестник Московского университета МВД России. – 2019. – № 2. – С. 86–92.
36. Шкатулла В.И., Надвикова В.В. Правоведение / В.И. Шкатулла, В.В. Надвикова. – Учебник. М.: Юстиция, 2017. – 486 с.
37. Эбзеев Б.С. Актуализация конституции России: собирательный образ поправок президента В.В. Путина и новые смыслы основного закона / Б.С. Эбзеев // Государство и право. – 2020. – № 4. – С. 7-24.
38. Юрасова О.В. Конституционно-правовой статус президента РФ: особенности и проблемы совершенствования / О.В. Юрасова // Аллея науки. – 2020. – Т. 1. – № 10 (49). – С. 362-366.
39. Shaikhutdinova G.R. Enhanced Cooperation in Federal States: Democracy through Asymmetry / G.R. Shaikhutdinova // Public Administration Issues. – 2017. – Vol. 5. – pp. 72–82.
40. Belgian Federal Government [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://federal-government.be/en (дата обращения: 24.02.2021).
41. European Court of Human Rights [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.echr.coe.int/Pages/home.aspx?p=home (дата обращения: 22.02.2021).
42. European Union [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://europa.eu/european-uniоn/index_en (дата обращения: 24.02.2021).
43. Germany Government [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://worldpopulationreview.com/governments/germany (дата обращения: 24.02.2021).
44. Government of Canada [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cic.gc.ca/english/department/laws-policy/agreements/index.asp (дата обращения: 24.02.2021).
45. Separation of powers [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.britannica.com/topic/separation-of-powers (дата обращения: 24.02.2021).
46. Separation of Powers Examples in Government and Life [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://examples.yourdictionary.com/separation-of-powers-examples.html (дата обращения: 24.02.2021).
47. Separation of Powers [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.encyclopedia.com/social-sciences-and-law/political-science-and-government/political-science-terms-and-concepts/separation-powers (дата обращения: 22.02.2021).
48. Taiwan - United States Department of State [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.state.gov/countries-areas/taiwan/ (дата обращения: 24.02.2021).
49. The Republic of Costa Rica [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://costarica.org/facts/government/ (дата обращения: 24.02.2021).
50. W. Kenton. Separation of Powers [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.investopedia.com/terms/s/separation-powers.asp (дата обращения: 24.02.2021).
Читать дальше