Коррупция является одной из основных проблем эффективного функционирования государственного управления в России. Коррупция имеет обширный ряд негативных последствий – моральную деградацию общества, неэффективность мер социально-экономической поддержки населения, ухудшение международных отношений и другие.
В настоящее время в России борьбе с коррупцией посвящены многие законы и меры, которые постоянно множатся и развиваются. Несмотря на это, Россия по-прежнему занимает высокие места в рейтинге коррумпированных стран. Основной причиной считаются личностные качества служащих, игнорирующих суть государственной службы, законодательство, благосостояние других людей и т.д. Хотя сама суть гражданской службы предполагает служение интересам государства, и не «работу на должности», а ее замещение, объемы украденных средств практически не падают.
Коррупция выступает в качестве неизбежного элемента любой властной структуры. В СССР коррупция также процветала, несмотря на сильную идеологическую составляющую. Вообще, коррупция присуща всем современным государствам, поэтому борьба с ней сводится к минимизации негативных последствий. В определенной мере современная российская система коррупции была унаследована от СССР, в котором партийная принадлежность, служение определенным идеалам (не обязательно реальное, даже просто номинальное) могло служить серьезным катализатором продвижения по карьерной лестнице и, как следствие, получения различных благ.
Борьба с коррупцией должна концентрироваться не только на выявлении и наказании правонарушителей, но и предотвращении преступлений. Такой вывод говорит о комплексном характере борьбы с коррупцией, что находит отражение в разработках современных исследователей. Грамотное предупреждение коррупции возможно только за счет понимания природы данного явления, на основании чего можно создать меры эффективного предупреждения данной проблемы.
По мнению специалистов, одной из причин возникновения коррупции в российском государственном управлении может являться несогласованность новых условий и унаследованных от прежнего режима механизмов функционирования государственного аппарата. Возможно, с момента трансформации государственного устройства прошло слишком мало времени, и приход «новой крови», обладающей другими ценностями, способен сама по себе решить проблему коррупции в стране.
В результате анализа нормативно-правового регулирования борьбы с коррупцией были выявлены следующие проблемы6
1. Отсутствие системности в контроле над движением денежных средств и распределением ресурсов;
2. Сильная роль неформальных отношений между гражданскими служащими и иными лицами и структурами, что ведет к конфликтам интересов, нецелевому расходованию бюджетных средств и т.п.;
3. большое количество и постоянный рост гражданских служащих, что увеличивает число потенциальных правонарушителей;
4. отсутствие необходимости гражданских служащих отчитываться о происхождении средств ближайших родственников.
В качестве мер, которые помогут искоренить данные проблемы, можно предложить:
1. Создание электронной открытой системы, в которой будут отражены все аспекты и этапы принятия управленческих решений;
2. Создание системы ротации служащих, что будет препятствовать созданию и реализации неформальных связей, способных вызвать конфликт интересов;
3. Сокращение числа гражданских служащих путем создания органов государственного управления не по территориальному, а по отраслевому принципу;
4. Включить в декларации о доходах и расходах служащих детализацию доходов и их источники, а также включить в список иных близких родственников.
Создание системы электронного открытого правительства должно способствовать гражданской активности и упрощении процедур служебных проверок. Будет хорошо, если в систему удастся «встроить» автоматический контроль над движением денежных средств, предельной стоимости государственных закупок и т.д. В настоящее время создаются программы управления учреждением государственного управления, куда входят движение кадров, автоматическое формирование отчетов, проверка НПА на соответствие законам, тестирование и оценка служащих и прочее. Эти программы могут быть использованы как основа для «открытого управления».
Создание системы ротации поможет служащим не «задерживаться» на одной должности и, таким образом, не «обрастать» вредными социальными связями или не успеть их задействовать. Тут следует добавить, что наличие «своих» подрядчиков-исполнителей госзаказов нельзя назвать чем-то плохим, поскольку такие связи гарантируют быстрое заключение контракта и, как следствие, быстрое решение проблемы, однако негативные последствия все-таки хуже.
Сократить число служащих можно, создав органы управления по отраслевому принципу – например, единое управление кадрами. В данной работе как реальная мера предлагается именно управление кадрами, поскольку на территории России уже действует подобный положительный опыт. Наконец, включение в декларации о доходах и расходах близких родственников помимо супругов и несовершеннолетних детей поможет лучше выявлять сообщников правонарушителей.
Антикоррупционная программа государства должна быть реализована посредством государственных национальных программ. В этом случае меры борьбы с коррупцией могут получить должное финансирование и информационную поддержку. Также необходимо опираться и на опыт зарубежных стран.
Коррупция многими рассматривается как нормальное поведение, по крайней мере, россиян сложно удивить новостями или сведениями о коррупционных правонарушениях чиновников. Это во многом говорит о деградации общества и утрате признаков демократии. Также негативное отношение ведет с политической пассивности и отсутствии стимулов развития гражданского общества.