Введение 3 Глава 1 Представление о памяти как о высшей психической функции 6 1.1 Понятие памяти 6 1.2 Теории изучения памяти 11 1.3 Классификация памяти. Специфические виды памяти 15 1.4 Формирование и развитие памяти 19 Выводы по первой главе 22 Глава 2 Способы исследования памяти 23 2.1 Индивидуально-типологические особенности памяти 23 2.2 Цель, задачи и методики исследования памяти 28 2.3 Экспериментальное изучение различных видов памяти на примере слуховой памяти 32 2.4 Анализ результатов экспериментов 34 Выводы по второй главе 36 Заключение 37 Список использованных источников 39

Исследование памяти как высшей психической функции

курсовая работа
Психология
40 страниц
72% уникальность
2021 год
37 просмотров
Князева А.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1 Представление о памяти как о высшей психической функции 6 1.1 Понятие памяти 6 1.2 Теории изучения памяти 11 1.3 Классификация памяти. Специфические виды памяти 15 1.4 Формирование и развитие памяти 19 Выводы по первой главе 22 Глава 2 Способы исследования памяти 23 2.1 Индивидуально-типологические особенности памяти 23 2.2 Цель, задачи и методики исследования памяти 28 2.3 Экспериментальное изучение различных видов памяти на примере слуховой памяти 32 2.4 Анализ результатов экспериментов 34 Выводы по второй главе 36 Заключение 37 Список использованных источников 39
Читать дальше
Память – «одна из традиционных областей исследований в психологии». Универсальность памяти всегда привлекала внимание исследователей разных поколений. «Даже на уровне обыденного сознания часто возникают ситуации, когда один и тот же человек не может вспомнить имя, но способен найти дорогу к дому, который он не посещал уже десятки лет». Поэтому память как высший психический процесс является «сложным и интересным явлением, состоящим из множества частей и содержащим в себе различные подвиды». Память играет существенную роль как в обучении, так и во всей психической жизни человека. Как бесценный ресурс, она используется на во всех сферах активной жизнедеятельности человека, а иногда и бессознательно в свободное время. Отсюда вытекает тот факт, что «проблемы изучения развития памяти в социальной деятельности более чем актуальны». Память связывает человека с прошлым, с текущим настоящим и возможным будущим – вот основа умственной деятельности.


Work5 возьмёт на себя выполнение рефератов на заказ в Ростове , а вы сможете отдохнуть от учёбы.


. Это подчеркивает осязаемое значение памяти в сохранении ее индивидуальных личных и деловых качеств. «Даже незначительное нарушение памяти вызывает у каждого человека личные переживания». Именно с памятью он связывает свое общее психическое и физическое состояние, способность выполнять профессиональные обязанности. Текущее состояние проблемы памяти зависит от последствий работы исследователей прошлого, от их успехов и ошибок. «Большинство проблем были поставлены еще в XX веке, и тщательная ретроспектива этих данных позволяет правильно оценить новые тенденции развития в исследованиях памяти». В древности выдающиеся философы Аристотель и Платон также делали заметные акценты на проблеме памяти. Позже память исследовали такие видные деятели религиозной мысли, как Фома Аквинский и Аврелий Августин. В конце XIX века один из основоположников экспериментальной психологии Г. Эббингауз, долгое время изучал закономерности процесса запоминания. На основе своих работ он выпустил первые экспериментальные методы изучения памяти. В настоящее время «ежегодно в специализированных журналах публикуются тысячи статей, посвященных проблематике исследования памяти». Использование различных методов исследования проблемы памяти на стыке наук приносит значительный прогресс в этом вопросе. «Такие науки, как философия, психология, нейрофизиология, нейробиология, биохимия и другие, относят память к основным свойствам форм взаимодействия жизни в природе, а также выступают для нее в качестве основного объекта изучения». Современный уровень науки показывает, что многогранный психологический процесс, каким является память, не может быть представлен в виде единой конкретной картины. При рассмотрении следует всегда уточнять, какой тип памяти является кратковременным или бессознательным, эмоционально-позитивным или негативным и т. д.». Каждый из этих типов памяти имеет свои характерные черты, которые определят портрет термина «память» в определенном отрезке его существования. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью оценить, сравнить и проанализировать развитие теорий изучения памяти между собой, как о высшей психической функции. Объект курсовой работы – память как высшая психическая функция человека. Предмет – понятие памяти и методики ее изучения. Цель курсовой работы – исследование теоретических и методических особенностей памяти как высшей психической функции. Задачи: 1) дать характеристику понятия памяти как высшей психической функции, рассмотреть теории ее изучения; 2) проанализировать классификации, формирование и развитие памяти; 3) раскрыть индивидуально-типологические особенности памяти; 4) раскрыть цель, задачи и методики исследования памяти; 4) провести экспериментальное исследование различных видов памяти на примере слуховой памяти; 5) проанализировать полученные результаты и составить вывод эксперимента. Для написания работы нами использовались следующие методы исследования: 1) общенаучные (анализ, синтез, обобщение); 2) частно-научные (анализ методических материалов). Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении и систематизации теоретического материала по теме «Исследование памяти как высшей психической функции». Практической значимостью выступает сравнительное исследование важных диагностических методик: раскрытие определения кратковременной слуховой памяти. Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав – теоретической и практической, заключения, списка использованных источников.

Читать дальше
Память характеризуется как психический процесс в его применении к обучению. «Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение информации называется памятью. Эти процессы формируются в деятельности и определяются ею. Запоминание того или иного материала связано с накоплением индивидуального опыта в течение жизни. В зависимости от критерия классификации в психологии описывается множество различных типов памяти». «Память – важнейшая, определяющая черта психической жизни человека». Человеку память дает возможность приобретать новую информацию, развиваться и осваивать знания, навыки, необходимые для профессионального мастерства. «Эффективность управления процессом обучения и, следовательно, развития памяти определяется качеством дидактической подготовки». Объектом воздействий на память является преимущественно интеллектуальная сфера личности. «Структура процесса обучения также состоит из «целевых, стимулирующе-мотивационных, содержательных, операционно-действенных, контрольно-регулировочных и оценочно-результативных компонентах». Эффективность использования методик обучения зависит от формирования у учащихся основных видов памяти. «На улучшение памяти может влиять множество факторов. Важнейшим условием эффективного запоминания является деятельность познающего субъекта» [32, с. 131]. В экспериментальной части работы диагностика осуществлялась посредством слуховой памяти, имеющей смысловое запоминание материала. Был проведен сравнительный анализ результатов в трех возрастных группах испытуемых: первоклассниках, шестиклассниках и первоклассниках. На основе результатов, полученных в экспериментальном исследовании, можно сделать следующие выводы: 1. «Развитие изученного типа памяти у учащихся от возраста к возрасту происходит по-разному». 2. «Развитие слуховой памяти среди испытуемых происходило равномерно от начального школьного периода до среднего и от среднего до высшего». 3. «На развитие памяти учеников занятия в школе, вероятно, имеет значительное влияние». Дальнейшие исследования по этому вопросу по выявлению признаков развития различных типов памяти у учащихся разного возраста имеют практическое значение для построения педагогами эффективного процесса обучения. Также в работе были изучены классификации многих ученых с их точки зрения на эту проблему. Ученые предлагают свою классификацию методик, в которых выделяются тематические группы лексики: «обыденные, этнографические, мифологические; реалии общественно-административной системы и общественной жизни; ономастические; ассоциативные и др.». Таким образом, «память – это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом». Память необходима человеку, – «она позволяет ему накапливать, хранить и использовать личный жизненный опыт в дальнейшем, она хранит знания и навыки». И в конце концов, перед психологической наукой до сих пор стоит ряд сложных задач, связанных с изучением вопроса процессов памяти.
Читать дальше
1 Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Альма-Матер, 2005. – 701 с. 2 Айзенк Ганс. Природа интеллекта – битва за разум. – М.: ЭкспоПресс, 2002. – 352 с. 3 Асмолов А.Г. Принципы организации памяти человека. – М.: Наука, 1985. – 143 с. 4 Аткинсон Р.Ч. Человеческая память и процесс обучения. – М.: Мир, 1980. – 132 с 5 Баранов С.П. Сущность процесса обучения. – М.: Педагогика, 1981. – 287 с. 6 Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев: Наукова думка, 1989. – 200 с. 7 Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982. – 334 с. 8 Вертгеймер Макс. Продуктивное мышление. – М.: Мир, 1987. – 474 с. 9 Генезис сенсорных способностей. – М.: Знание, 1976, – 252 с. 10 Голубева Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека. – М.: Наука, 1980. – 148 с. 11 Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. – 438 с. 12 Гурова Л.Л. Психология мышления. – М.: Per Se, 2005. – 237 с. 13 Данилов М.А. Направленность процесса обучения в советской школе. Его движущие силы // Основы дидактики / под ред. Б.П.Есипова. – М., 1967. – С. 110-182. 14 Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М.Н. Скаткина. – М.: Просвещение. - 1982. - С. 129-181. 15 Дудкин К.Н. Зрительное восприятие и память. – Л.: Наука, 1985. – 213 с. 16 Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М.: Мысль, 1982. – 167 с. 17 Заика Е.В. Экспериментальная психология памяти: основные методики и результаты исследований. – Харьков: Изд-во ХГУ, 1992. – 364 с. 18 Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. – М.: Наука, 1961. – 148 с. 19 Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М.: Знание, 1991. – 225 с. 20 Клацки Р. Память человека. Структуры и процессы. – М.: Мир, 1978; 21 Крайг Грэйс. Психология развития. – Спб.: Питер, 2000. – 578 с. 22 Кузин В.С. Психология / под ред. Б.Ф.Ломова. Учебник. - М.: Высшая школа, 1982. – 278 с. 23 Лернер И.Я. Теория современного процесса обучения, ее значение для практики // Советская педагогика. - 1989. – N 11. – С. 10-17. 24 Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М.: Наука, 1968. – 134 с. 25 Матюгин Н.Ю. Тактильная память, – М.: Прогресс, 1991, – 193 с. 26 Морозова И.С. Психология когнитивного развития. – Кемерово: Изд-во Кемер. ун-та, 2004, – 166 с. 27 Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования /сост. Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 448 с. 28 Петровский А.В. Введение в психологию. – М.: Изд-во МГУ, 1995. – 398 с. 29 Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1996. – 423 с. 30 Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2006. – 560 с. 31 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: Учпедгиз, 1946. – 534 с. 32 Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. – М.: Педагогика, 1966. – 243 с. 33 Солсо Р.Л. Когнитивная психология. – М.: Тривола, 1996. – 564 с. 34 Сорокун, П.А. Основы психологии – Псков: ПГПУ, 2005 – 312 с. 35 Узнадзе, Д.Н. Общая психология. – СПб: Питер, 2004. – 413 с. 36 Черемошкина, Л.В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 20 с. 37 Черемошкина, Л.В. Память. Дети 7-10 лет. – М.: Академия развития, 2008. – 144 с. 38 Щербатых, Ю.В. Общая психология. Завтра экзамен. – СПб.; Питер, 2003. – 272с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Винченцо Скамоцци и его идея универсальной архитектуры.
Количество страниц:
15
Оригинальность:
83%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История искусств
реферат
Генезис науки. Эпистема греков. Научные программы античности (демокритовская, платоновская, аристотелевская)
Количество страниц:
15
Оригинальность:
78%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История
курсовая работа
Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия с использованием средних величин на примере ПАО «НК «Роснефть»
Количество страниц:
30
Оригинальность:
70%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Статистика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image