ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ЭТИКИ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ: АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ В ИНТЕРНЕТЕ 5
1.1 Кодекс профессиональной этики журналиста 5
1.2 Объективность журналиста как принцип деятельности 8
1.3 Позиция журналиста: социальная ответственность за выражение сущности 11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ЭТИКИ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ 15
2.1 Адаптация журналистских кодексов к новым медиа 15
2.2 Основные тенденции новых условий функционирования медиа в цифровой среде 21
2.3 Проблематика функционирования медиа в цифровой среде 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Читать дальше
Практика применения кодексов журналистской этики насчитывает несколько десятилетий. За эти годы появилось большое количество документов, принятых на разных уровнях и имеющих разный статус. Культурные и политические традиции государств во многом предопределили практику применения этих документов, их содержательную специфику. Демократические принципы западных стран, сложившаяся культура политических отношений между властью, обществом и средствами массовой информации должны были создать условия для плавного установления саморегулирования журналистского сообщества.
Такой процесс стал реальностью в Соединенных Штатах, где с начала становления государственности либеральные ценности ассимилировались и динамично претворялись в жизнь. Напротив, более жесткая «вертикаль власти» в восточном мире, включая исторически сложившиеся основы автократии и абсолютизма в России, предлагала иную модель самоорганизации журналистского сообщества. Очевидно, что сложившуюся ситуацию невозможно понять, не осознавая причин становления практики этического регулирования журналистской деятельности и специфики ее развития.
Практическая значимость концепции объективности в повседневной журналистской практике вызвала споры. В центре разногласий - реальность использования объективности как концепции для анализа сообщений СМИ. В то время как одни ученые воспринимают объективность как критерий измерения, которым должны следовать журналисты при исполнении своих обязанностей, другие воспринимают объективность как иллюзию, которая практически чужда повседневной деятельности СМИ.
Кодекс журналистской этики был недавно принят или обновлен, не является гарантией того, что он будет включать правила для цифровой деятельности. Таким образом, по мере того, как этот тип документов был адаптирован к новой реальности Интернета, историческая закономерность в некоторой степени сохранилась: с точки зрения саморегулирования журналистики страны Запада всегда были наиболее продвинутыми.
Нет единых тенденций в том, как аспекты, характерные для цифровой журналистики, включаются в этические кодексы. Каждая страна включает в себя рекомендации и отдельные правила, вытекающие из особенностей их национального контекста, и едва ли есть какие-либо темы или ссылки, общие для всех этих кодексов. Единственная заметная тенденция — это обеспокоенность по поводу ответственности веб-сайта и журналиста за создание ссылок на другие веб-сайты - проблема. Поэтому кажется разумным предположить, что необходим углубленный пересмотр содержания многих из этих кодексов.
Конфиденциальность - проблема, которая, помимо новых технологий, по-прежнему обрабатываются архаично. Скорость, с которой запускаются новые услуги и функции, означает, что Интернет — это изменяющаяся реальность, которая меняет даже базовые принципы традиционной этики, такие как уважение конфиденциальности. Журналистские организации по всему миру должны стараться идти в ногу с этими изменениями, насколько это возможно, и адаптировать содержание и функционирование своих механизмов саморегулирования к новой реальности.
2021 год станет годом глубоких и быстрых цифровых изменений после шока, нанесенного Covid- 19. Блокировки и другие ограничения сломали старые привычки и создали новые, но только в этом году мы узнаем, насколько фундаментальными были эти изменения. Это также будет годом экономических преобразований, когда издатели будут склоняться к подписке и электронной коммерции - двум перспективным бизнес-моделям, которые были усилены пандемией. Хотя неопределенность привела к увеличению аудитории журналистов почти повсюду, тем издателям, которые по-прежнему зависят от доходов печатных изданий или цифровой рекламы, предстоит трудный год - с дальнейшей консолидацией, сокращением затрат и закрытием.
Читать дальше
1. Авдонина, Н.С. Актуальные тенденции цифровой журналистики и новых медиа // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. – 2020. – С. 1-10.
2. Кунакова, П.О. Идея Формирования Этически-Профессионального Кодекса Журналиста // StudNet. – 2020. – С. 1-7.
3. Олешко, В.Ф. Этические Принципы Медиафриланса В Цифровом Пространстве // Уральский федеральный университет. – 2020. – С. 1-7.
4. Прохоров, Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебник / М: Аспект Пресс, 2009. - 351 с.
5. Смолярова, А.С. Творческие и когнитивные ограничения в реализации принципа объективности в журналистике // Журналистский ежегодник. – 2014. – С. 1-7.
6. История кодексов профессиональной этики в отечественной журналистике [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://vestnik.journ.msu.ru/books/2014/6/istoriya-kodeksov-professionalnoy-etiki-v-otechestvennoy-zhurnalistike/ (Дата обращения: 04.04.2021)
7. Кодекс профессиональной деятельности журналиста [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pravovrns.ru/?p=726 (Дата обращения: 04.04.2021)
8. Принципы деятельности журналиста в современности [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://vestnik.journ.msu.ru/books/2014/6/istoriya-kodeksov-professionalnoy-etiki-v-otechestvennoy-zhurnalistike/ (Дата обращения: 04.04.2021)
9. Социальная Позиция Журналиста В Массово-Информационной Деятельности СМИ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/13651/1/108-112.pdf (Дата обращения: 04.04.2021)
10. Теоретическое понимание медиатизации в условиях цифровой среды [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://vestnik.journ.msu.ru/books/2016/6/teoreticheskoe-ponimanie-mediatizatsii-v-usloviyakh-tsifrovoy-sredy/ (Дата обращения: 04.04.2021)
11. Concept Of Objectivity In Journalism [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.academia.edu/37891223/CONCEPT_OF_OBJECTIVITY_IN_JOURNALISM (Дата обращения: 04.04.2021)
12. Digital Media and Politics: Effects of the Great Information and Communication Divides [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/08838151.2019.1662019 (Дата обращения: 04.04.2021)
13. Digital Media and the Challenges for Fundamental Rights [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.intechopen.com/books/a-complex-systems-perspective-of-communication-frоm-cells-to-societies/digital-media-and-the-challenges-for-fundamental-rights (Дата обращения: 04.04.2021)
14. Journalism, Media and Technology Trends and Predictions 2019 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.digitalnewsreport.org/publications/2019/journalism-media-technology-trends-predictions-2019/ (Дата обращения: 04.04.2021)
15. Journalism, Media, and Technology Trends and Predictions 2020 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.digitalnewsreport.org/publications/2020/journalism-media-and-technology-trends-and-predictions-2020/ (Дата обращения: 04.04.2021)
16. Journalism, media, and technology trends and predictions 2021 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://reutersinstitute.politics.ox.ac.uk/journalism-media-and-technology-trends-and-predictions-2021 (Дата обращения: 04.04.2021)
17. Journalists' Union of Russia: Journalists' Union of Russia: Code of Professional Ethics [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://accountablejournalism.org/ethics-codes/journalists-uniоn-of-russia-code-of-professional-ethics (Дата обращения: 04.04.2021)
18. Media Issues [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://mediasmarts.ca/digital-media-literacy/media-issues (Дата обращения: 04.04.2021)
19. Media literacy: what are the challenges and how can we move towards a solution? [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://blogs.lse.ac.uk/medialse/2018/10/25/media-literacy-what-are-the-challenges-and-how-can-we-move-towards-a-solution/ (Дата обращения: 04.04.2021)
20. Responsibility In Journalism [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ojr.org/p1648/?__cf_chl_jschl_tk (Дата обращения: 04.04.2021)
21. SPJ Code of Ethics [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.spj.org/ethicscode.asp (Дата обращения: 04.04.2021)
22. The 5 Principles of Ethical Journalis [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ethicaljournalismnetwork.org/who-we-are/5-principles-of-journalism (Дата обращения: 04.04.2021)
23. The elements of journalism [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.americanpressinstitute.org/journalism-essentials/what-is-journalism/elements-journalism/ (Дата обращения: 04.04.2021)
24. The professional position of a journalist [Электронный ресурс] – Режим доступа https://mediaguide.fi/mediaguide/the-professional-position-of-a-journalist/ (Дата обращения: 04.04.2021)
25. What the Codes Say: Code provisions by subject [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.spj.org/ethicscode-provisions.asp (Дата обращения: 04.04.2021)
26. World trends in freedom of expression and media development: global report 2017/2018 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000261065 (Дата обращения: 04.04.2021)
27. Aleksei Yuryevich Bykov. Codes of Journalism Ethics in Russia and the United States: Traditions and the Current Practice of Application // International Review of Management and Marketing. – 2015. – Р. 1-7.
28. Herbert J. Gans. Sociology and Journalism: A Comparative Analysis // American Sociological Association. – 2018. – Р. 1-8.
29. Jesus Díaz-Campo. Journalism Ethics in a Digital Environment: How Journalistic Codes of Ethics Have Been Adapted to the Internet and ICTs in Countries around the World // Telematics and Informatics. – 2015. – Р. 1-20.
30. Samuel Mateus. Ethical constraints of online journalism // Labcom. - 2018. – Р. 1-14.
Читать дальше