?>
Введение 3 Глава 1 Теоретические основы агрессивного поведения младших школьников 5 1.1. Понятие «агрессия» и ее виды 5 1.2 Особенности агрессивного поведения младших школьников 14 1.3 Гендерные особенности проявления агрессии, причины детской агрессивности 23 Выводы по главе 1 31 Глава 2 Исследование агрессивного поведения младших школьников 32 2.1 Организация и методики исследования 32 2.2Реализация программы деятельности педагога-психолога, направленной на профилактику агрессивного поведения младших школьников с учётом гендерного подхода 34 Глава 3 Анализ результатов исследования агрессивного поведения младших школьников 48 3.1 Анализ результатов изучения особенностей агрессивного поведения детей младшего школьного возраста на констатирующем этапе исследования 48 3.2 Анализ результатов изучения особенностей агрессивного поведения детей младшего школьного возраста на контрольном этапе исследования 52 Заключение 58 Список литературы 61

ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТОМ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА  

курсовая работа
Психология
65 страниц
86% уникальность
2021 год
34 просмотров
Курылин А.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1 Теоретические основы агрессивного поведения младших школьников 5 1.1. Понятие «агрессия» и ее виды 5 1.2 Особенности агрессивного поведения младших школьников 14 1.3 Гендерные особенности проявления агрессии, причины детской агрессивности 23 Выводы по главе 1 31 Глава 2 Исследование агрессивного поведения младших школьников 32 2.1 Организация и методики исследования 32 2.2Реализация программы деятельности педагога-психолога, направленной на профилактику агрессивного поведения младших школьников с учётом гендерного подхода 34 Глава 3 Анализ результатов исследования агрессивного поведения младших школьников 48 3.1 Анализ результатов изучения особенностей агрессивного поведения детей младшего школьного возраста на констатирующем этапе исследования 48 3.2 Анализ результатов изучения особенностей агрессивного поведения детей младшего школьного возраста на контрольном этапе исследования 52 Заключение 58 Список литературы 61
Читать дальше
Актуальность исследования обусловлена тем, что младший школьный возраст, наряду с осознанием своей особенности и неповторимости, нередко характеризуется частыми вспышками агрессивного поведения. Те или иные формы ее характерны для большинства детей младшего школьного возраста. Но если с усвоением правил и норм поведения у многих из них эти непосредственные проявления агрессивности уступают место просоциальным формам, то у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. Согласно многочисленным исследованиям, в настоящее время проявления детской агрессивности являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым - родителям и специалистам. Для понимания причин детской агрессии важное значение имеет изучение различных детерминант агрессивного поведения, в том числе гендерной специфики. Таким образом, изучение особенностей самооценки и агрессивности в младшем школьном возрасте является значимым и актуальным для дальнейшего совершенствования педагогического процесса в современной школьной практике. Проблеме агрессии в психологии посвящён ряд исследований как в отечествен-ной литературе (исследования С.А. Беличевой, Т.Г.


Хотите купить сочинение на заказ ? Переходите на Work5 и заполняйте форму заказа.


Румянцевой, Л.М. Семенюк и др.), так и в зарубежной (А. Бандура, А. Басс, Л. Берковец, Р. Уолтерс и др.). В большинстве исследований проведено изучение и описание уровней агрессивного поведения и влияющих на него факторов, но в то же время необходимо отметить, что исследований, направленных на определение взаимосвязи особенностей агрессивного поведения младших школьников с учетом гендерного подхода, в настоящее время достаточно мало. Цель исследования: анализ особенностей агрессивного поведения и работы по его профилактике младших школьников с учетом гендерного подхода. Объект исследования: агрессивное поведение младших школьников. Предмет исследования: гендерные особенности агрессивного поведения младших школьников. Гипотеза исследования: существуют различия в особенности проявления агрессии у мальчиков и девочек младшего школьного возраста. Задачи исследования: 1. На основании изучения источников литературы рассмотреть различные подходы к пониманию и классификации видов агрессии. 2. Изучить представления об особенностях проявления агрессии в младшем школьном возрасте. 3. Рассмотреть гендерные особенности проявления агрессивного поведения. 4. Провести эмпирическое исследование особенностей проявления агрессии у детей младшего школьного возраста. 5. Разработать программу профилактики агрессивного поведение младших школьников с учетом гендерного подхода 6. Провести повторное исследование особенностей проявления агрессии у детей младшего школьного возраста 7. Сформулировать общие выводы по результатам проведенного исследования. Методы исследования: изучение и анализ литературы, формирующий эксперимент, психодиагностическое тестирование, методы количественной и качественной обработки данных. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников литературы

Читать дальше
Обещая результаты проведенного теоретического обзора и эмпирического исследования, можно сделать следующие общие выводы. Младший школьный возраст является периодом активного формирования самосознания, выработки собственной, независимой системы эталонов оценки себя и отношения к себе. Значительное приобретение возраста – внутренняя позиция школьника. С этой позиции ребенок начинает подчиняться механизмам обучения, где формируется чувство собственной ответственности за свое поведение. В младшем школьном возрасте ребенок начинает осознавать свою особенность, это период постепенной переориентации с внешних оценок (преимущественно родительских) на собственные, внутренние оценки. В то же время младший школьный возраст, наряду с осознанием своей особенности и неповторимости, нередко характеризуется частыми вспышками агрессивного поведения. Психоэмоциональное проявление агрессии у детей обусловлено незрелостью нервной системы, его чувствительностью к стрессовым ситуациям. Агрессивное поведение может возникать на различных этапах жизненного пути, может быть вызвано различными причинами и носить разный характер. Под агрессивностью понимают определенное личностное свойство, которое характеризуется наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъективных отношений. Под агрессивным поведением понимается любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Обзор литературы показал, что единой точки зрения на причины агрессии нет, что значительно усложняет понимание данной проблемы. На агрессивность в личностных характеристиках оказывает заметную роль возрастные особенности человека (в особенности в детском возрасте), социальные и биологические факторы и многое другое. Кроме того, мало изучен такой аспект агрессии, как её устойчивость. Рассмотрение проявления разных форм агрессивности у детей младшего школьного возраста даёт необходимую ориентацию в характере сфер личности ребёнка развивающегося под воздействием различной микросреды и позволяет целенаправленно строить воспитательный процесс. Детство – это не только самое счастливое и беззаботная пора человека, это период наиболее интенсивного формирования личности, то, что не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку. Потребность чувствовать себя активной личностью выражается у ребенка в стремлении быть не походим на других, обнаруживается самостоятельность поведения делать все по-своему и быть значимым для других людей. Сочетание признания самоценности детства и понимание его первого этапа становлении личности требует пересмотра задач педагогической работы с детьми, влияние воспитателя и учителя на формирование личности ребенка огромное так как именно он находится рядом с ребенком на протяжении всего дошкольного возраста и младшего школьного возраста. С целью изучения эффективности программы по профилактике агрессивного поведения младших школьников с учетом гендерного подхода было организовано и проведено эмпирическое исследование. В исследовании приняли участие 30 учащихся младшего школьного возраста, 15 мальчиков и 15 девочек в возрасте 8-9 лет. Для проведения эмпирического исследования были выбраны следующие психодиагностические методики: методика «Агрессивное поведение» и опросник «Диагностика состояния агрессии. Проведение исследования включало в себя три последовательных этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На констатирующем этапе было проведено психодиагностическое тестирование с целью изучения особенностей агрессивного поведения учащихся. Далее с учащимися исследуемой группы была реализована программа по профилактике агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с учетом гендерного подхода. На контрольном этапе исследования было проведено повторное психодиагностическое исследование учащихся исследуемой группы с целью выявления и сравнения особенностей агрессивного поведения. В результате сравнения полученных данных на констатирующем и контрольном этапе исследования можно сделать вывод о том, что реализация программы, направленной на профилактику агрессивного поведения с учетом гендерного подхода способствовала снижение показателей агрессивного поведения как у мальчиков, так и у девочек младшего школьного возраста. В соответствии с результатами проведенного исследования можно заключить, что для организации эффективной работы по профилактике агрессивного поведения младших школьников важное значение имеет изучение его причин, а также особенностей взаимодействия с референтными лицами, например, учителями или сверстниками. Работа по коррекции и профилактике агрессивного поведения обучающихся выступает важным условием выстраивания конструктивного образовательного процесса. Важно понимать, что это сложный процесс, который должен реализоваться системно и комплексно. Системность предполагает не единоразовые мероприятия, последние по большей части не дадут никакого эффекта. Комплексность подразумевает использование ресурсов всех специалистов как внутренних (педагогов), так и внешних (родители, социальные партнеры).
Читать дальше
1. . Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие/Г.С. Абрамова. – М.: Академия, 2011. –320 с. 2. Абрамова Г.С. Возрастная психология /Г.С. Абрамова. – М.: Академия, 2012. –700 с. 3. Абрамян Л.А. О возможностях игры для развития и коррекции социальных эмоций дошкольников.- Таллин, 2014. – 345 с. 4. Абульханова К.А. Психология и сознание личности. Избранные психологические труды /К.А. Абульханова. –М.:МОДЭК, 2012. – 224 с. 5. Бандура А. Детская и подростковая агрессия /А. Бандура, Р.Уолтерс. – М.: Владос, 2010.–512 с. 6. Беличева С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева.–М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2014. –305 с. 7. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие агрессии/ О.А. Белобрыкина. – М.: Медицина, 2010. –125 с. 8. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2011. – 512 с. 9. Бернс Р. Развитие Я концепции и воспитание /Р. Бернс. – М.: Акаде-мия, 2010. – 420с. 10. Бордовская Н.В. Педагогика: учебник для ВУЗов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан.– СПб: Питер, 2010.–299с. 11. Браун Д.Ж. Психология Фрейда и постфрейдисты /Дж. Браун. – М.: АСТ, 2007.–304 с. 12. Бэрон Р. Агрессия / Р.Бэрон, Д.Ричардсон. – СПб.: Питер, 2000. –336 с. 13. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Этапы индивидуальной психокоррекции детей и подростков «группы риска» // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.- 2019.- №3.- 38-44. 14. Вишневская В.И. Психология и педагогика / В.И. Вишневская. – СПб: АЛЬФА, 2011.–315 с. 15. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика.- М.: Генезис, 2016. – 225 c. 16. Волкова Е.В. Скажем «нет!» агрессии! / Психологическая газета.- 2018.- №5-6.- с.17-21. 17. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребёнка.- СПб.: Речь, 2014.- 272с. 18. Гордон Л.А. Социальная адаптация в современных условиях // Социс.- 2017.- №8-9.- с.23-29. 19. Гуттенбюль А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба сними. Пер. с нем.- СПб.: Питер, 2018.- 320с. 20. Гуров В.Н. Социальная работа дошкольного образовательного учреждения с семьёй.- М.: Когито-центр, 2013. – 345 c. 21. Данилина Т.А., Степина Н.М. Социальное партнёрство педагогов, детей и родителей.- М.: Айрис-пресс, 2014.- 112с. 22. Джеймс У. Психология /У.Джеймс. – М.: АСТ, 2008. – 305 с. 23. Долгова В.И. Исследование агрессивного поведения учащихся/В.И. Долгова, Н.И. Аркаева, А.В. Смолин // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 121-125. 24. Дроздов А.Ю. Агрессивное поведение детей молодежи в контексте социальной ситуации / А.Ю. Дроздов// Социологические исследования. – 2016. – № 4. – С.31-34. 25. Еникопов С.Н. Дети и психология агрессии // Школа здоровья.- 2015.- №3.- с.31-39. 26. Еремеев Б.А. К феноменологии социальной перцепции / Б.А. Еремеев // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга /общ.ред. Н. Конрадова. – М.: Мир, 2011. –С. 129-134. 27. Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника. - М.:АСТ, 2015. – 387 c. 28. Зимелева З.А. Агрессивное поведение подростков и личность родителей // Психологическая наука и образование.- 2016.- №4.- с.22-27. 29. Златогорская О. На тропе доверия. Программа коррекции агрессивного поведения подростков // Школьный психолог.- 2017.- №30-31.- с.8-15. 30. Кирьянова Е. Агрессия в современном обществе // Управление персоналом.- 2019.- №3.- с.52-58. 31. Жигинас Н.В. Гендерные особенности социализации: Дис.... канд. психол. наук. – Томск, 2012. –151 c. 32. Журавлев В.С. Почему агрессивны дети/ В.С. Журавлев // Социологические исследования. – 2017. – № 2. – С.18-19. 33. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) / учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В. Змановская. – М.: Изд. центр Академия, 2013.–288 с. 34. Иванова Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношения младших школьников к их проявлениям/Л.Ю. Иванова.– М.: Изд. центр Академия, 2003.–133 с. 35. Калинина Т. В. Влияние гендерных особенностей на проявление агрессивного поведения подростков / Т. В. Калинина, Н. С. Уривская. // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 8-11. 36. Каменская, В.Г. Психология общения /В.Г.Каменская. – СПб.: Образование, 2013. –226с. 37. Князева М.Л. Ключ к самосозиданию /М.Л. Князева. – М.: Изд. центр Академия, 2010.–253с. 38. Ковалев В.В. Социально-психиатрический аспект девиантного поведения у детей и подростков / В.В. Ковалев // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2013. – №1. – С. 15-20. 39. Козырев Г.И. Феномен враждебности в общественных и политических отношениях // Социологические исследования. – 2008. – № 1. – С. 43-47. 40. Колеченко А.К. Развивающаяся личность и педагогические технологии: методические рекомендации /А.К. Колеченко. – СПб.:УПМ, 2012. –103с. 41. Копчёнова Е.Е. Что стоит за агрессивностью дошкольников // Психолог в детском саду.- 2019.- №1.-с.64-66. 42. Коупленд Н. Психология враждебности /Н. Коупленд. – М.: Воениздат, 2009. –96 с. 43. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие.- М.: Генезис, 2013.- 204с. 44. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет /И.Ю. Кулагина. – М.: РОУ, 2006. –180с. 45. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики /А.Н. Леонтьев. –Спб.: Питер, 2011.– 584 с. 46. Мильчина, В.Н. Образ врага в культуре XIX—XX века // Новое литературное обозрение. – 2012. – № 118. – С. 13-15. 47. Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков. Распознавание, лечение, профилактика.- М.: Когито-центр, 2016.- 181с. 48. Мотков О.И. Психология самопознания личности /О.И. Мотков.–М: Изд-во РОУ, 2013.– 96 с. 49. Мудрик A.B. Социальная педагогика и образование /А.В. Мудрик.– М.: Изд. центр Академия, 2012.– 294 с. 50. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. – М.: Педагогическое общество России, 2011.- 320с. 51. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы.- М.: Тривола, 2015.- 382с. 52. Осницкий А. К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся / А. К. Осницкий // Вопросы психологии. — 2014. — № 3. — С. 61–68. 53. Паренс Г. Агрессия наших дней / Пер. с англ.– М.: изд. дом «Форум», 2017.- 168с. 54. Пол, гендер, культура. Немецкие и русские исследования / Под ред. Э. Шорэ, К. Хайдер. — М.: изд. РГГУ, 2019. — 214 с. 55. Раттер М. Помощь трудным детям: пер. с англ./ Под общ. Ред. А.С. Спиваковской - М.: Прогресс, 2007.- 424с. 56. Реан А.А. Гендерные различия структуры агрессивности / А.А. Реан, Н.Б. Трофиммова //Актуальные проблемы деятельности практи-ческих психологов. –2009. – №3. – С.5-6. 57. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию: становление человека /К.Р. Роджерс. – М.: Прогресс-Универс, 2008. – 263 с. 58. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии /С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2013.– 720 с. 59. Румянцева Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке/Т.Г. Румянцева. – М: МОДЭК, 2010.–С.89-133. 60. Сатир В. Психотерапия семьи /В. Сатир. – М.: Речь, 2010.– 284 с. 61. Смирнова Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т. П. Смирнова. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 160 с. 62. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии.- 2012.- №1.- с.17-26. 63. Страхов М.Ю. Психоаналитический взгляд на агрессию // Школа здоровья.- 2016.- №2.-с.29-33. 64. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного по-ведения и условия его коррекции / Л.М.Семенюк. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2013.–233 с. 65. Якимович А.К. «Свой-чужой» в системах культуры / А.К.Якимович// Вопросы философии. – 2008. – № 4. С. 22-26.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Государственный внешний долг России и его оценка на современном этапе
Количество страниц:
30
Оригинальность:
77%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Финансы
курсовая работа
Институт правоохранительной службы в административном праве России
Количество страниц:
26
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Административное право
курсовая работа
Убийство, совершенное в состоянии аффекта
Количество страниц:
25
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Уголовное право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image