ВВЕДЕНИЕ 3 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ЗАИКАНИИ 5 1.1 Проблема заикания в современных психолого-педагогических исследованиях 5 1.2 Формирование связной речи при разных вариантах речевого онтогенеза 9 1.3 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с заиканием 14 2 ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ЗАИКАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СРАВНИТЕЛЬНОМ АСПЕКТЕ С НОРМОТИПИЧНЫМИ СВЕРСТНИКАМИ 20 2.1 Цель, задачи, методы и методики эмпирического исследования 20 2.2 Исследование связной речи младших школьников с заиканием 26 2.3 Рекомендации для родителей и педагогов по развитию связной речи у младших школьников с заиканием 31 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44 ПРИЛОЖЕНИЕ 46

Диагностика связной речи у младших школьников с заиканием

курсовая работа
Педагогика
45 страниц
76% уникальность
2021 год
42 просмотров
Сухов П.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ЗАИКАНИИ 5 1.1 Проблема заикания в современных психолого-педагогических исследованиях 5 1.2 Формирование связной речи при разных вариантах речевого онтогенеза 9 1.3 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с заиканием 14 2 ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ЗАИКАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СРАВНИТЕЛЬНОМ АСПЕКТЕ С НОРМОТИПИЧНЫМИ СВЕРСТНИКАМИ 20 2.1 Цель, задачи, методы и методики эмпирического исследования 20 2.2 Исследование связной речи младших школьников с заиканием 26 2.3 Рекомендации для родителей и педагогов по развитию связной речи у младших школьников с заиканием 31 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44 ПРИЛОЖЕНИЕ 46
Читать дальше
Актуальность исследования. Наиболее сложной формой речевой деятельности является связная речь, т.к. она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Неразвитость связной речи у младших школьников с нарушением речи отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности, препятствует овладению знаниями по программе образовательного учреждения. Кроме того, нарушение связной речи снижает коммуникативное развитие младших школьников. В последние годы наблюдается тенденция к увеличению количества детей с таким речевым нарушением, как заикание. Проблема заикания возникает, чаще всего, уже в раннем детстве и без существенной коррекционной работы дефект может сохраняться у человека долгое время и во взрослой жизни. Основные симптомы заикания – это нарушение плавности, темпа и ритма речи, которые появляются из-за различного рода прерывания, подливания или повторения отдельных звуков и слогов.


Никто не хочет тратить время на написание реферата. Гораздо проще купить реферат по макроэкономике. Переходите по ссылке, заказывайте реферат и не тратьте свое время.


Если вовремя не начать коррекцию в детском возрасте, то это может вызвать трудности в общении с окружающими, отрицательно влиять на способность ребёнка приобретать новые знания, умения, навыки в школе. В связи с этим ищут новые подходы, технологии и приёмы для устранения недостатков речи. Проблема заикания интенсивно изучается и освещается в литературе. Научная разработка проблемы заикания в отечественной логопедии связана с именами известных психиатров И.А. Сикорского, Н.Г. Неткачева, В.А. Гиляровского. Созданием методик работы с заикающимися занимались многие ученые - педагоги: Н.А. Власова, Е.Р. Рау, В.И. Селиверстов, Н.А. Чевелева, С.А. Миронова, В.М. Шкловский и др. Объект исследования: связная речь у младших школьников с заиканием. Предмет исследования: диагностика связной речи у младших школьников с заиканием. Цель исследования: провести диагностику связной речи у младших школьников с заиканием. Задачи исследования: – рассмотреть проблему заикания в современных психолого-педагогических исследованиях; – раскрыть формирование связной речи при разных вариантах речевого онтогенеза; – изучить психолого-педагогическую характеристику младших школьников с заиканием; – провести исследование особенностей связной речи заикающихся младших школьников в сравнительном аспекте с нормотипичными сверстниками. Методы исследования:  теоретические: изучение и анализ общей, специальной и методической литературы по проблеме исследования, изучение и анализ различных дифференцированных моделей коррекционного обучения;  эмпирические: изучение и анализ медицинской и психолого-педагогической документации; организация экспериментов; наблюдение, беседа. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Читать дальше
Таким образом, наиболее сложным речевым расстройством, которое чаще всего возникает в период формирования речи, является заикание. Эта речевая патология представляет собой сложный симптомокомплекс, при котором нарушается ритм, темп, мелодика речи, координация в работе мышц речевого аппарата, в связи с чем возникают речевые судорожные запинки. Заикание − это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. В настоящее время считается общепризнанным, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникнет. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжелый, стойкий дефект и влечёт за собой изменения в психике ребенка. Кроме того, заикание лишает ребенка нормальных условий общения и часто препятствует его успешной учебе. Раскрыты психологические и лингвистические характеристики связной речи. Под связной речью понимают единицу речи, составные языковые компоненты которой представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. Признается, что связной речью являются отрезки речи, которые не обладают значительной протяженностью и не расчленяются на самостоятельные части, но характеризуются «самодостаточностью смысла и коммуникативной автономностью». Под отрезками (единицами) связной речи с лингвистической точки зрения понимают высказывания, словосочетания, предложения, тексты. При заикании у школьников нарушается весь процесс речи, теряется согласованность в речевых движениях, появляется судорожность в произношении. Темп и плавность речи вынужденно и внезапно прерываются либо навязчивым повторением звуков и слогов, либо непроизвольными паузами, часто сопровождающимися судорогами речевых органов. У заикающихся детей наблюдаются нарушения голоса, который становится неуверенным, хриплым, слабым. Младшие школьники с заиканием останавливаются в речевом развитии на этапе ситуативной речи, чаще всего протекающей в форме диалога и имеющей место в какой-то конкретной ситуации. Такую речь способен понять даже ребенок с бедным словарным запасом и плохо сформированным грамматическим строем. Их речь - вопросно-ответная. Они нечетко передают информацию, у них нет ни интереса, ни мотивации. Ведь связная речь формируется только тогда, когда у ребенка появляется потребность в ней, что наблюдается лишь при достижении им определенного уровня умственного развития. Тогда постепенно ребенок все более активно познает окружающий мир, а значит, у него возникает все больше вопросов. Затем наступает такой момент, когда ему самому хочется о чем-то рассказать взрослому, поделиться с ним впечатлениями. А ребенок с недоразвитием речи не понимает, что до собеседника информацию надо еще донести. Из-за недостатка речевых средств эти дети активно используют мимику и жесты, и бывает, нервничают, что их не всегда понимают. Для ребят с заиканием требуется развернутое общение со взрослыми. Проведенная экспериментальная работа по развитию связной речи детей младшего школьного возраста с заиканием позволила целостно оценить речевую способность детей в различных формах речевых высказываний – от элементарных до наиболее сложных. Данные проектировочной работы свидетельствуют о необходимости проведения специального обучения с целью формирования специальных умений для построения связных монологических высказываний повествовательного типа. Таким образом, цель достигнута, задачи решены в полном объеме.
Читать дальше
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 400 с. 2. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 2011. – 256 с. 3. Белякова, Л.И. Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова М.: Просвещение, 2018 – 304 с. 4. Выготский, Л.С. Мышление и речь: собрание сочинений /Л.С. Выготский. В 6 т. Т.2. – М.: Просвещение, 2012. – 210 с. 5. Власова, Н. А. Логопедическая работа с заикающимися / Н. А.Власова. М.: Просвещение, 2015. – 140 с. 6. Власова, Н.А. Методы работы по перевоспитанию речи у детей-заик дошкольного и преддошкольного возраста. / Н.А. Власова, Е.Ф. Pay – М.: Просвещение, 2016. – 130 с. 7. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьев // ACT: Астрель: Транзиткнига, 2013. – 158 с. 8. Леонтьев, А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания / А.А. Леонтьев. – Москва: Наука, 2016. – 307 с 9. Леушина, А.М. Развитие связной речи у дошкольников / А.М. Леушина // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. – 2111. – Т. 30. – С. 7–71. 10. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – Москва: Педагогика, 2016. – 486 с. 11. Селиверстов, В.И. Заикание у детей: психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений / В.И. Селиверстов. - 4-е изд., доп. - М.: Владос, 2015. – 208 с. 12. Селиверстов, В.И. Заикание у детей / В.И. Селиверстов – М.: Просвещение, 2014. – 120 с. 13. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи / Н.А. Стародубова. – М., 2015. – 245 с. 14. Северинов, Е. А. Использование мнемотаблиц и тактильных тренажеров в коррекции речевых нарушений / Е. А. Северинова, Э. А. Абилтпева // Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики : материалы VIII Международной науч.-практ. конф. – Казань, 2014. – 169 с. 15. Ушакова, О.С., Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С.Ушакова, Е.М. Струнина М.: Просвещение, 2013. – 283 с. 16. Хватцев М.Е. Логопедия / М.Е. Хватцев – Электрон. текстовые данные. – М.: Владос, 2013. – 293 c. 17. Шаховская, С.Н. Логопедия. Методическое наследие / С.Н. Шаховская. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 190 с. 18. Шкловский, В.М. Заикание: Монография, / В.М. Шкловский – М., ICE, 2014. – 180 с. 19. Эльконин, Д.Б. Введение в психологию развития / Д.Б. Эльконин. – М.: Тривола, 2014. – 324 с. 20. Ястребова, А.В. Коррекция заикания у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений / А.В. Ястребова. – М.: АРКТИ, 2015. – 160 с. 21. Ястребова, А.В. Особенности речевой коммуникации и учебной деятельности заикающихся детей младшего школьного возраста / А.В. Ястребова. – М.: Академия, 2013. – 145 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
«Виды правоотношений
Количество страниц:
30
Оригинальность:
88%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Теория государства и права
курсовая работа
Гражданское право по своду законов Российской Империи
Количество страниц:
30
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История государства и права
курсовая работа
Изучение двувидовых глаголов в 10 классе
Количество страниц:
40
Оригинальность:
74%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Филология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image