Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме стресса 4
1.1 Понятие, виды и причины возникновения стресса 4
1.2 Современные подходы к проблеме исследования стресса и стрессоустойчивости 13
Глава 2. Исследование уровня стресса у военнослужащих 19
2.1 Характеристика методик исследования 19
2.2 Результаты исследования 19
Заключение 25
Список использованной литературы 26
Читать дальше
В современном мире многие люди работают в экстремальных условиях. Эффективность такой деятельности определяется не только специальными знаниями, навыками и умениями, но и профессионально важными характеристиками, в том числе стрессоустойчивостью, которая является частью адаптивности личности.
В психологии и психофизиологии стрессоустойчивость рассматривается как черта личности, которая способствует высокой продуктивности в экстремальных условиях. В основном его исследования основаны на выявлении и разграничении состояний (внешних и внутренних), определении физиологических, психофизиологических и психологических факторов на разных уровнях даже под влиянием различных лабораторных или реальных экстремальных (стрессовых) условий, которые устанавливают высокий или низкий сопротивление напряжению. В результате выявляются физиологические, интеллектуальные, эмоциональные, произвольные и другие характеристики человека, способствующие стрессоустойчивости.
Кроме того, применяется комплексный подход к формированию стрессоустойчивости, включающий эмоциональные и проблемно-ориентированные методы.
Психологическая готовность к работе учитывается по-разному в зависимости от специфики структуры профессиональной деятельности. Большинство авторов объясняют готовность с точки зрения ряда мотивационных, когнитивных, эмоциональных и произвольных характеристик человека, имея в виду общее психофизиологическое состояние, обеспечивающее актуализацию возможностей.
В исследовании систематизированы существующие научные представления о природе и особенностях проявления самоконтроля и управления стрессом у специалистов экстремальной активности, в том числе военнослужащих.
Читать дальше
1. Анцупов А.Я. Как избавиться от стресса. М .: Проспект, 2015. - 654 с.
1. Бережная Н.И. Стрессоустойчивость оперативного персонала таможенных органов. Санкт-Петербург, 2003. - 541 с.
2. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека, 1988. - 231 с.
3. Вайнштейн И.К. Эмоциональные структуры мозга и сердца - М., 1989. - 291 с.
4. Вассерман Л. И., Абабков В. А., Трифонова Е. А. Работа со стрессом: теория и психодиагностика. Санкт-Петербург, 2010 г. - 200 с.
5. Игумнов С.А., Жебентяев В.А. Стресс и стресс - болезни зависимые. СПб: Речь, 2011. - 985 с.
2. Караяни А.Г., Жуков А.М., Анцупов А.Я., Караяни Ю.М. Психология стресса и стрессоустойчивое поведение. Электронный учебник. -М .: ВУ, 2016. - 639 с.
6. Киршбаум Э.И., Еремеева А.И. Психологическая защита. Москва, 2000. – 577 с.
3. Китаев-Смык Л.А. Организм и стресс: стрессы жизни и смерти. - М .: Смысл, 2012 - 514 с.
7. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М., 1983. - 787 с.
8. Кудашев А.Р. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Упражняться. Санкт-Петербург, 2006. - 232 с.
9. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. М., 1970. - 540 с.
10. Леонова А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики до профилактики и коррекции // Психологический журнал, 2004. - 648 с.
11. Перрет М. Стресс и совладание как влияющие факторы. Санкт-Петербург, 2002 г. - 541 с.
12. Селье Г. Стресс без стресса. Москва, 1979. - 499 с.
13. Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика: учебник. Справочник для вузов. - М .: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 608 с.
14. Щербатых Ю. V. Психология стресса и методы коррекции. СПб .: Питер, 2007 - 296 с.
Читать дальше