Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Художественный анализ романа «Мы»………………………..5
1.1. Тема произведения. Особенности жанра антиутопии………….....5
1.2. Проблематика романа…………………………………………..…..9
Вывод по главе 1…………………………………………………………..14
Глава 2. Цифровое своеобразие романа «Мы»…………………………..15
2.1. «Нумера» как выражение характеристики персонажей……….…15
2.2. Символика чисел в романе «Мы»…………………………………....19
Вывод по главе 2…………………………………………………..………23
Заключение…………………………………………...………………..….24
Список литературы………………………………………………………26
Читать дальше
Антиутопия Евгения Замятина «Мы» стала одной из первых главнейших антиутопий ХХ века, так как она дала толчок написанию ряда произведений данного жанра в будущем.
Роман «Мы» можно назвать романом-предостережением. Предостережением против такого будущего, каким оно станет, если всё пойдёт так, как началось. Это произведения о будущем, которые рисуют его отнюдь не идеальным и светлым. Они предостерегают нам от такого устройства общества, при котором каждая человеческая личность будет непременно обесценена, или же подавлена властью машин, а также политической диктатурой.
Написанный в 1920 году, произведение Замятина с 1921 года получило широкое распространение в рукописных списках – настолько широкое, что литературная критика 20-х годов полемизировала на журнальных страницах с этим еще не опубликованным романом. Этот роман является первым в ряду антиутопий ХХ века. Это произведения о будущем, которые рисуют его отнюдь не идеальным и светлым. Они предостерегают нам от такого устройства общества, при котором каждая человеческая личность будет непременно обесценена, или же подавлена властью машин, а также политической диктатурой. Особенно близким кажется роман Джона Оруэлла. Но автор утверждал, что прочитал книгу Е. Замятина уже после того, как написал свою. Возможнло, это действительно так, а значит, это может свидетельствовать прежде всего о том, насколько точно реагировала свободная писательская мысль на опасность, которая скрывалась в социалистических утопиях об идеальном устройстве человеческого общества.
Существует точка зрения, что роман Е. Замятина появился не только из-за октябрьской России. Автор также предупреждал не только и даже не столько об опасности грядущего тоталитаризма, но еще больше об опасности возрастающей власти вещей, техники, прогресса. Е. Замятин действительно видел оборотные стороны западной цивилизации.
Символика цифр входит в систему символического письма, которого Замятин придерживался сознательно: символичны у него и краски, и графические определения. Символика чисел в романе обладает особой закономерностью: цифрами-числами Замятин попирает власть цифр и рационально-математического мышления. Шифр ко всему роману - число 13, которое реализуется как число зловещее, сеющее хаос, разруху, число Апокалипсиса. В эпизодах, где возникает число 13 происходят действия, кардинально меняющие весь ход сюжета. Все цифры применяются автором либо как в сугубо бытовом контексте с объективными целями, либо как символы, сакрализирующие смысл романа.
В данном романе встречаются и другие цифры, но они больше носят второстепенный характер и не имеют скрытого смысла. Так, например, число 3 является символом движения; 9 олицетворяет собой завершенность, сформированность; 6 - совершенство, выигрыш, случай; 40 - предостережение, смерть; 1 - целостность, единство. Число 40 используется так как на 40-й день смерти рассеивается («умирает») эфирное тело человека - на 40 конспекте у главного героя пропадает душа: операция по ее удалению - и поэтому число 40 выступает как символ предостережения. С этого момента Д-503 умирает как личность. Цифра в романе противопоставляется чувству.
Читать дальше
1. Абазидова Н.В. Оппозиции в романе Е. Замятина «Мы». [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/oppozitsii-v-romane-e-zamyatina-my/viewer. (Дата обращения 08.05.2021).
2. Ворон П.А. Ритмические особенности русской прозы 1920-х годов (А. Белый, Е. Замятин, И. Зданевич, А. Ремизов): диссертация кандидата филологических наук: 10.01.01 / Ворон Полина Алексеевна. - Москва, 2019. - 179 с.
3. Дыдров А. А. Утопия и антиутопия как специфические формы отношения к модусу будущего // Вестник БГУ. - 2010. - №14. - С. 38-41.
4. Замятин Е.И. : личность и творчество Евгения Замятина в оценке отечественных и зарубежных исследователей: антология / [сост.: О. В. Богданова, М. Ю. Любимова]. - СанктПетербург: НП МОНО "Апостольский город - Невская перспектива", 2017. - 973 с.
5. Замятин Е. И. «Мы». [Электронный ресурс]. URL: https://ilibrary.ru/text/1494/index.html. (Дата обращения 08.05.2021).
6. Кан Б.Ю. Роман Е. Замятина "Мы" в свете теории архетипов К.Г. Юнга: автореферат дис. кандидата филологических наук: 10.01.01 / Кан Бён Юн. - Москва, 201. - 24 с.
7. Карасев, Л. В. «Мы» Е. Замятина: опыт «нумерологии» / Л. В. Карасев // Вопросы философии. - 2016. - № 7. - С. 61 - 66.
8. Комлик Н.Н. Е. И. Замятин в жизни и творчестве: учебное пособие. - 2-е изд. - Москва: Русское слово, 2016. - 131 с.
9. Струве, Н. А. Символика чисел в романе Замятина «Мы» / Н. А. Струве // Православие и культура. - М. : Русский путь, 2017. - С. 367 - 373.
10. Хатямова М.А. Творчество Е. И. Замятина: проблемы повествования и литературной рефлексии: учебное пособие. - Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2017. - 263 с.
Читать дальше