Введение............................................................................................................3
Глава 1. Зубочелюстные аномалии.......................................................................5
1.1.Клинические признаки правильного прикуса...............................................5
1.2. Различные факторы появления зубочелюстных аномалий.....................8
1.3.Клинические проявления зубочелюстных аномалий.................................10
1.4.Классификация зубочелюстных аномалий...................................................12
Глава 2. Профилактика зубочелюстных аномалий..........................................18
2.1.Роль детского врача - стоматолога в предупреждении, диагностике и лечении зубочелюстных аномалий...................................................................18
2.2.Методы комплексной профилактики аномалий прикуса............................28
Заключение............................................................................................................36
Список использованной литературы.................................................................39
Читать дальше
Зубочелюстные аномалии – нарушение формирования зубочелюстной системы в результате воздействия этиологических факторов. Профилактические мероприятия должны строиться с учетом возрастных периодов развития ребенка. Наиболее благоприятным для профилактики зубочелюстных аномалий является период активного роста челюстей, связанный с формированием временного прикуса, что совпадает с ранним пред дошкольным и дошкольным возрастом ребенка.
В период сменного прикуса профилактические мероприятия становятся менее эффективными, а у детей с постоянным прикусом диагностируют сформированные зубочелюстные аномалии, которые требуют трудоемкого лечения.
Среди этиологических факторов возникновения зубочелюстных аномалий выделяют следующие:
1. Вредные привычки:
а) привычки сосания – сосание пальцев, - сосание и прикусывание губ, щек и различных предметов, - сосание и прикусывание языка;
б) зафиксированные неправильно протекающие функции:
- нарушение функции жевания,
- нарушение функции глотания,
- нарушение функции дыхания,
- нарушение функции речи;
в) зафиксированные рефлексы, которые определяют неправильное положение тела в покое:
- неправильная поза тела и нарушение осанки, - неправильное положение нижней челюсти и языка в покое.
2. Задержка стирания бугров временных зубов, нарушение порядка смены зубов, наличие сверхкомплектных зубов, адентия зубов, множественный кариес и ранняя потеря зубов.
3. Аномалии прикрепления уздечки верхней губы, нижней губы или языка, мелкое преддверие полости рта.
Устранение вредных привычек – важный момент профилактики зубочелюстных аномалий. Для устранения вредной привычки сосания соски используют гель: (состав 6% альгинат натрия в 7,0-10,0% в настои травы полыни горькой). При сосании пальца детям в повышенной возбудимостью рекомендуют консультацию невролога и использование локтевой шины, рукавички, а при наличии нарушений формы зубных рядов и челюстей назначают стандартную вестибулярную пластинку. В борьбе с вредными привычками большое внимание уделяют массажу и мио гимнастике.
К профилактическим мероприятия, предупреждающим нарушение речи, относят соблюдение женщиной режима труда, отдыха и питания в дородовом периоде, правильный уход за ребенком и профилактику психических и физических травм, полноценное речевое окружение. При наличии нарушения речи рекомендуют консультацию и лечение у логопеда. Важнейшим в профилактике данной патологии является нормализация носового дыхания, устранение вредных привычек сосания, нормализации мио динамического равновесия с помощью мио гимнастики. зубное протезирование при наличии дефектов.
Нарушение функции дыхания проявляется в виде смешанного или ротового дыхания. Для регуляции дыхания проводят следующие мероприятия:
– консультация и лечение у ЛОР-врача;
– консультация и лечение у врача-педиатра (при наличии заболеваний органов дыхания);
– мио гимнастика;
– массаж (область крыльев носа);
– возможно использование головной шапочки с подбородочной пращой.
Профилактика и нормализация функции глотания включает следующие мероприятия:
– лечение ребенка у ЛОР-врача и нормализация носового дыхания;
– обучение ребенка правильной методике глотания с соблюдением основных правил (губы и зубы сомкнуты, мышцы лица и шеи максимально расслаблены, кончик языка прижат к переднему краю неба).
Профилактика нарушений функции жевания заключается в проведении разъяснительной работы с родителями и детьми о необходимости и полезности включения в рацион питания жесткой пищи, своевременное устранение вредной привычки – сосание соски. Важное значение имеет качественное лечение временных зубов и своевременное их протезирование в случаях ранней утраты, сошлифовывание не стершихся бугров временных зубов, нормализация носового дыхания.
При наличии аномалий прикрепления уздечек проводят фринопластику в определенные возрастные периоды.
Наличие у ребенка зубочелюстной аномалии или хотя бы одного фактора, вызывающего зубочелюстную аномалию – является поводом наблюдения и лечения у врача-ортодонта.
В профилактике зубочелюстных аномалий важное место занимает гармоничное развитие всего тела человека. Этому способствует правильно составленный режим работы и отдыха. Рациональное питание, соблюдение гигиенических мероприятий, занятия спортом – важнейшие составляющие здорового образа жизни.
Читать дальше
1.Детская терапевтическая стоматология [Текст] / под ред. акад. В. К. Леонтьева, проф. Л. П. Кисельниковой ; АСМОК. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 952 с.
2.Ортопедическая стоматология [Текст] : национальное руководство / под ред. И. Ю. Лебеденко, С. Д. Арутюнова, А. Н. Ряховского ; АСМОК ; Стоматологическая Ассоциация России. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 824 с
3. Пародонтит. XXI век [Текст] : руководство для врачей / под ред. О. О. Янушевича, Л. А. Дмитриевой, З. Э. Ревазовой. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 480 с.
4. Смирнов, Б. А. Зуботехническое дело в стоматологии [Текст] : учебник / Б. А. Смирнов, А. С. Щербаков. - 2-е изд. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 336 с.
Читать дальше