ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ 7 ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7 1.1. Проблема общения в старшем дошкольном возрасте 7 1.2. Особенности общения старших дошкольников в процессе 11 игровой деятельности 11 1.3. Методы и методики исследования общения старших дошкольников в процессе игры 21 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 28 2.1 Организация и методики исследования 28 Методика диагностики форм общения М.И. Лисиной 31 Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман 32 Уровень сформированности игровых навыков (Р.Р. Калинина) 34 2.2. Результаты исследования 35 Методика диагностики форм общения М.И. Лисиной 37 Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман 39 Уровень сформированности игровых навыков (Р.Р. Калинина) 40 2.3. Практические рекомендации по организации общения старших дошкольников в процессе игровой деятельности 42 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 51 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57 ПРИЛОЖЕНИЯ 61

Особенности общения старших дошкольников в игровой деятельности

дипломная работа
Педагогика
60 страниц
92% уникальность
2021 год
24 просмотров
КИЦЮК О.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ 7 ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7 1.1. Проблема общения в старшем дошкольном возрасте 7 1.2. Особенности общения старших дошкольников в процессе 11 игровой деятельности 11 1.3. Методы и методики исследования общения старших дошкольников в процессе игры 21 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 28 2.1 Организация и методики исследования 28 Методика диагностики форм общения М.И. Лисиной 31 Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман 32 Уровень сформированности игровых навыков (Р.Р. Калинина) 34 2.2. Результаты исследования 35 Методика диагностики форм общения М.И. Лисиной 37 Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман 39 Уровень сформированности игровых навыков (Р.Р. Калинина) 40 2.3. Практические рекомендации по организации общения старших дошкольников в процессе игровой деятельности 42 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 51 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57 ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Читать дальше
В старшем дошкольном возрасте завершается один из важнейших периодов жизни ребенка. Дошкольник старшего возраста узнает в доступных ему границах строение живой и неживой природы, усваивает основы математических вычислений, начинает заниматься проектной деятельностью вместе с другими детьми. Следовательно, дошкольник старшего возраста проходит первоначальные основы социализации, благодаря которым развиваются его эмоции, формируются не только представления о себе, но и реакция на мнение окружающих о нем. Старший дошкольник – это ребенок 6-7 лет, активно постигающий навыки коммуникации. В данном возрасте происходит активное определение дружественных контактов. Приобретение первичных навыков социального общения с большой группой сверстников и умение заводить среди них друзей являются важнейшей задачей развития на данном возрастном этапе. Основные для старших дошкольников показатели социального оценивания сверстников отражают личностные особенности восприятия и понимания ребенком другого дошкольника, что связано с наиболее часто встречающимися закономерностями раннего развития сферы свойственного этому возрасту познания: формирующаяся способность выделять самое главное в предмете, эмоциональное рассмотрение ситуаций, оперирование конкретными фактами, сложности установления причинно-следственных связей и так далее.


Если подготовка курсовой работы вызывает трудности, закажите ее написание на сайте Work5.


. Вопросы межличностного общения старших дошкольников с ровесниками и взрослыми в условиях группы в последние годы активно исследовалась Т.В.Антоновой, Р.А. Иванковой, Р.Б. Стеркиной и др. Разработаны методики диагностики способов взаимодействия дошкольников старшего возраста в процессе игровой деятельности, позволяющие выявить социально–психологические особенности детей и социализирующую роль детского сада в развитии дошкольника старшего возраста; показано наличие зависимости характера детских взаимоотношений от стиля взаимодействия с ними педагогов дошкольного образовательного учреждения. Отметим, что характер детского общения и совокупность формирующихся качеств личности во многом зависят от процесса игровой деятельности дошкольников старшего возраста, которая определяет их жизненные позиции, уровень запросов, а также взгляды и оценочную систему. Взаимодействие в процессе игровой деятельности оказывает влияние на формирование поведенческого стиля старшего дошкольника, игра также является важнейшим стимулом возникновения межличностного общения и его развития между членами детского группового коллектива. Самые ранние фазы межличностного взаимодействия (коммуникаций) формируются еще в раннем детстве, а его развитие и совершенствование длится в течение всей жизни человека. Однако, на сегодняшний момент, в наших детских садах вопросам раннего формирования межличностных отношений уделяется недостаточно внимания. Взаимоотношения между детьми чаще складываются стихийно, вне направленного воздействия со стороны дошкольного педагога. Одна из причин такой ситуации – отсутствие у педагогов твердых знаний о психологической природе детского общения, (то есть поверхностное понимание), об условиях и закономерностях его развития как в предметной, так и в игровой сфере. Помимо вышеизложенного до сих пор остаются недостаточно изученными и многие теоретические вопросы социализации личности дошкольника в ходе игрового сотрудничества с ровесниками, что и обусловило актуальность темы исследования. Исследование опиралось на концепцию Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова о ведущей учебной деятельности; проблема межличностных взаимоотношений детей со сверстниками в дошкольном возрасте достаточно подробно изучалась В.В.Абраменковой, И.В.Дубровиной, М.И.Лисиной, B.C.Мухиной, Я.Л.Коломинским, A.M.Прихожан, Е.О.Смирновой, В.Г.Утробиной, Д.И. Фельдштейн и другими. Целью исследования является выявить особенности старших дошкольников в игровой деятельности и дать практические рекомендации воспитателям и родителям. Объект исследования: общение детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: особенности общения старших дошкольников в игровой деятельности и практическая разработка рекомендаций для улучшения коммуникаций. Исходя из цели, были поставлены задачи исследования: - рассмотреть проблемы общения в старшем дошкольном возрасте; - изучить особенности общения старших дошкольников в процессе игровой деятельности; - дать обзор методикам исследования способов общения старших дошкольников в процессе игровой деятельности; - организовать экспериментальную работу по исследованию общения детей старшего дошкольного возраста; - анализировать результаты опытно-экспериментальной работы; - разработать практические рекомендации по организации общения старших дошкольников в процессе игровой деятельности. Гипотеза исследования: существуют различия в общении в игровой деятельности у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста, это выражается в заинтересованности в общении, наличии конфликтных ситуаций и работе в команде, при этом разработка и применение практических рекомендаций может улучшить коммуникативные навыки дошкольников. Согласно наблюдениям и исследованиям, проведенным нами в процессе выполнения работы – девочки более охотно идут на контакт чем мальчики, хотя согласно наблюдениям среди сверстников – дети ведут себя одинаково вне зависимости от пола. Методы исследования: Теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация. Эмпирические: метод наблюдения за детьми, на наличие взаимодействия сверстниками и взрослыми в виде преподавателей, воспитателей, сотрудников учебного заведения и родителей сверстников. Методы обработки данных: процентный анализ. Методики исследования: методика диагностики форм общения М.И.Лисиной, методика «Рукавички» Г.А.Цукерман, уровень сформированности игровых навыков (Р.Р.Калинина). База исследования: В исследовании принимали участие 33 детей, из них 15 мальчиков и 18 девочек в возрасте 5-6 лет, с нормальным развитием. Практическая значимость исследования: связана с возможностью использования представленных в ней материалов работниками педагогических коллективов ДОО для работы по организации игровой деятельности с детьми, а также развития навыков общения со сверстниками, в индивидуальном и семейном консультировании при решении возникающих проблемных вопросов у старших дошкольников и нарушениях игровой деятельности. Структура работы: введение, основная часть, заключение, библиографический список, приложения.  

Читать дальше
В результате проведенного исследования, можно сформулировать следующие выводы: При изложении требований к результатам обучения ФГОС НОО подчеркивается необходимость развития навыков общения, сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Анализ психолого-педагогической науки показал, что задачу становления коммуникации дошкольников старшего возраста становится возможным, и она может успешно решаться, так как дети активны, любознательны, самостоятельны, несут ответственность за свои поступки, способны оценивать свои поступки. Социально-коммуникативное развитие – это процесс изучения и последующего развития личностью социально-культурного опыта, нужного для его последующего включения в структуру общественных взаимоотношений. Социально-коммуникативное развитие дошкольников старшего возраста относится к числу важнейших проблем в области педагогической деятельности. Ее актуальность повышается на данный сегодняшний момент в связи с характерными чертами социального окружения детей, в котором нередко встречаются недостаток воспитанности, эмпатии, душевности, доброжелательства, культуры речи во взаимоотношениях взрослых людей. Учеными установлено, что у детей дошкольного возраста важной составляющей обучения должна быть, в первую очередь, игровая деятельность. Подражая взрослым, дети начинают экспериментировать, таким образом изучая мир вокруг себя. С помощью игровой деятельности обучение у дошкольников идет гораздо быстрее и глубже, вырабатываются следующие физические и духовные качества детей: их память, внимание, воображение, ловкость, дисциплинированность. Игра считается результативным инструментом становления личности дошкольников, их нравственных и волевых качеств, в игровой ситуации материализуется потребность влияния на окружающий мир. Игра «пробуждает» важное изменение в психике ребенка. Она имеет существенную значимость в жизнедеятельности ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет его трудовая деятельность. Каков ребенок в игровой ситуации, таковым во многом он будет в будущем рабочем процессе. Поэтому становление будущего деятеля происходит, в главную очередь, в процессе игры. В игре наиболее интенсивно вырабатываются психические качества и личностные особенности детей. В игровой ситуации сформировываются иные виды деятельности, которые дальше приобретают самостоятельную значимость. Дети в процессе игры учатся общению друг с другом. Так же в игре происходит постижение моральных норм в многообразных аспектах: в вербальном плане; в действительных жизненных обстоятельствах; в взаимоотношениях по поводу игры; в сюжетно-ролевых взаимоотношениях. Таким образом, посредством игры у детей складываются понятия об окружающем мире, прививается интерес к взаимодействию с другими людьми, происходит активная социализация и адаптация. Педагогический подход к формированию и социализации личности понимается исследователями, как целенаправ¬ленное воспитание. Он предполагает необходимость выяснить, какие черты должны быть сформированы в личности, чтобы она отвечала тем требованиям, которые предъявляет к ней общество и сделать упор на их выстраивании в процессе педагогической деятельности. Роль взрослого в процессе становления детской коммуникабельности должна быть существенной, специально организованной, но не навязчивой и не доминирующей, а ориентированной на совместную работу. Исследование итогов освидетельствования коммуникативных умений ребенка старшего дошкольного года демонстрирует умеренно-слабую степень формирования коммуникативных навыков, что свидетельствует о потребности выполнения диагностики, с целью увеличения степени формирования умений контактировать с ровесниками также старшими. Исследование выявило то, что сюжетно-ролевые игры, а также игровые условия имеют все шансы быть базой развития позитивных способностей общения детей с ровесниками. Через игру ребенок не только получает и закрепляет необходимые знания, но и переживает эмоции, связанные с конкретными явлениями и жизненными ситуациями. С помощью игры ребенок может воздействовать на окружающий его мир, менять его в соответствии со своими желаниями. Таким образом, достигается терапевтический эффект, создающий положительный эмоциональный фон для достижения тех результатов и задач, которые решает ребенок на данном этапе своего развития. Воспитание подрастающего поколения с высокой этической культурой позволит преодолеть целый ряд негативных явлений в жизни общества, гармонизировать отношения человека с другими людьми, с окружающим миром. Таким образом, для обеспечения цели познавательного развития необходимо решить следующие задачи: 1. Поддерживать и вырабатывать заинтересованность ребенка к общению, стимулировать проявление коммуникативного поведения. 2. Способствовать развитию у ребенка ориентировки в окружающем мире через усвоение ими инструментов и методик познания, обогащать опыт коллективной со взрослым и самостоятельной познавательной деятельности. 3. Расширять кругозор, уточнять, дифференцировать и обогащать представления об окружающем мире, стимулировать их отображение в речи и иных видах детской деятельности. 4. Развивать субъектные проявления в познавательной деятельности (инициативность, активность, креативность), умение разрешать на основе накопленного опыта познавательные, личные проблемы. Данные задачи абстрагируются для каждой группы детского дошкольного учреждения с учетом возрастных возможностей детей. Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты исследования данной работы могут быть применены в деятельности детского психолога, педагогов и родителей при разрешении проблем общения в старшем дошкольном возрасте. Эти данные также могут содействовать решению проблем, связанных с коммуникативными барьерами. Поставленные нами цели и задачи исследования выполнены и решены.  
Читать дальше
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. т. II. - М.: Изд-во Просвещение, 1980. - 370 с. 2. Анастази А. Психологическое тестирование. - М.: Изд-во Педагогика, 1982. - 242c. 3. Андреева Н.А. Игровая деятельность как средство формирования навыков речевого этикета у детей дошкольного возраста // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2017. - №1. - С. 94-99. 4. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. - М.: Форум, 2009. - 144 с. 5. Бодалев А.А. Психология общения. - М., 2002. - 256 с. 6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. - 398 с. 7. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Вопросы формирования личности. - М.: Изд-во Международная педагогическая академия, 1995. - 212 с. 8. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб: Изд-во Питер, 2018. - 528 с. 9. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебно- методическое пособие для студентов сред. пед. учеб. завед. / сост. И.В.Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Изд-во Дело, 2019. - 320 с. 10. Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М.: Изд-во Просвещение, 1973. - 268 c. 11. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. №6. С. 62-68. 12. Выготский Л.С. К вопросу о динамике детского характера, собр. соч. в 6 т. Т. 5. - М.: Изд-во Педагогика, 1983. - 412 c. 13. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: Учебное по собие. - М.: Изд-во ИКЦ «Март», 2019. - 352 с. 14. Казанцева В.А. Методы и приемы формирования культуры межличностного общения младших школьников. Теоретические и прикладные аспекты современной науки: сборник научных трудов по материалам II Международной научно-практической конференции, 31 августа 2014 г.: в 2 частях. Часть II / Под. общей редакцией М.Г. Петровой. - Белгород: Агентство перспективных научных исследований (АПНИ) Издательский дом Белгород НИУ БелГУ, 2014. - С. 17-22. 15. Ким Т.К. Воспитательный потенциал семьи // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2008, № 11. - С. 37-45. 16. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. 12-е изд. - М.: Академия, 2011. - 414 с. 17. Коломинский Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии / Я.Л.Коломинский, Е.А.Панько, С.А.Игумнов - СПб.: «Питер», 2004. - 480 с. 18. Кузьмина Е.О. Воспитательный процесс и роль педагога в его организации // Молодой ученый. - 2009. - №2. - С. 285-288. 19. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - М.: Линка-Пресс, 2015. - 208 с. 20. Лагоша Г.Е., Хощенко Г.В. Игра как основной вид деятельности детей младшего дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2017. - №27. - С. 139-142. 21. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. СПБ. : Питер, 2009. 306 с. 22. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. - М.: Изд-во Лига-пресс, 2018. - 248 с. 23. Леонтьев А.Н. Вопросы развития психики. - М.: Изд-во Прогресс, 1981. - 398 с. 24. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. - С. 4-15. 25. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб., 2002. - 480 с. 26. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - Кишенев: Лумина, 1985. - 151 с. 27. Михайленко И.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. - М.: НОУ «Учебный центр» им. Л.А. Венгера «Развитие», 2000. - 96 с. 28. Николаева Л.Ю., Николаева Е.А. Игровая деятельность дошкольников // Образование и воспитание. - 2016. - №2. - С. 25-29. 29. Панасюк А.Ю. Использования адаптированного варианта методики Векслера при психологическом исследовании дошкольников старшего возраста // Журнал невропатологии и психиатрии. - 1973. - № 10. - С.24- 27. 30. Пиаже Ж. Избранные психологические труды: Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. - М.: Просвещение, 1969. - 659 с. 31. Пильникова М.К. Использование сюжетно-ролевой игры в полоролевой социализации дошкольников // Молодой ученый. - 2017. - №15.2. - С. 145-147. 32. Романова, Е.С. Психодиагностика: Уч. пособие. - СПб.: Изд-во Питер, 2016. - 400 с. 33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во Питер, 2017. - 720 с. 34. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие для студ. ВУЗов. - М.: Ось - 89, 2005. - 479 с. 35. Сластенин, В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Уч. пособие для студ. ВУЗов. - М.: Изд-во Академия, 2019. 480с. 36. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 2017. - 544с. 37. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей: сб. статей / под ред. А. В. Запорожца / сост. Н. Я. Михайленко — М. : Просвещение, 1976. — 94 с. 38. Филиппова Е.В. Принятие роли и переход от игровой деятельности к учебной // Психологическая наука и образование. – М., 1996. - № 3. – С.6-14. 39. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностирования: Учебник для студ.вузов: Ч. 1. - М.: Изд-во ВЛАДОС, 2018. - 288 с. 40. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с. 41. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Владос, 1999. - 360 с. 42. Эльконин Д. Б. Насущные вопросы психологии игры в дошкольном возрасте // Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. - С. 351-361.  
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
технико-экономические показатели ЭСН и ЭО ремонтно-механического цеха
Количество страниц:
25
Оригинальность:
88%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Экономика отрасли
курсовая работа
Понятие и виды сделок
Количество страниц:
31
Оригинальность:
83%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Гражданское право
курсовая работа
Особенности определения таможенных платежей при ввозе товаров на территорию ЕАЭС автомобильным транспортом
Количество страниц:
30
Оригинальность:
87%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Таможенные платежи
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image