Если подготовка курсовой работы вызывает трудности, закажите ее написание на сайте Work5.
. Вопросы межличностного общения старших дошкольников с ровесниками и взрослыми в условиях группы в последние годы активно исследовалась Т.В.Антоновой, Р.А. Иванковой, Р.Б. Стеркиной и др. Разработаны методики диагностики способов взаимодействия дошкольников старшего возраста в процессе игровой деятельности, позволяющие выявить социально–психологические особенности детей и социализирующую роль детского сада в развитии дошкольника старшего возраста; показано наличие зависимости характера детских взаимоотношений от стиля взаимодействия с ними педагогов дошкольного образовательного учреждения. Отметим, что характер детского общения и совокупность формирующихся качеств личности во многом зависят от процесса игровой деятельности дошкольников старшего возраста, которая определяет их жизненные позиции, уровень запросов, а также взгляды и оценочную систему. Взаимодействие в процессе игровой деятельности оказывает влияние на формирование поведенческого стиля старшего дошкольника, игра также является важнейшим стимулом возникновения межличностного общения и его развития между членами детского группового коллектива. Самые ранние фазы межличностного взаимодействия (коммуникаций) формируются еще в раннем детстве, а его развитие и совершенствование длится в течение всей жизни человека. Однако, на сегодняшний момент, в наших детских садах вопросам раннего формирования межличностных отношений уделяется недостаточно внимания. Взаимоотношения между детьми чаще складываются стихийно, вне направленного воздействия со стороны дошкольного педагога. Одна из причин такой ситуации – отсутствие у педагогов твердых знаний о психологической природе детского общения, (то есть поверхностное понимание), об условиях и закономерностях его развития как в предметной, так и в игровой сфере. Помимо вышеизложенного до сих пор остаются недостаточно изученными и многие теоретические вопросы социализации личности дошкольника в ходе игрового сотрудничества с ровесниками, что и обусловило актуальность темы исследования. Исследование опиралось на концепцию Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова о ведущей учебной деятельности; проблема межличностных взаимоотношений детей со сверстниками в дошкольном возрасте достаточно подробно изучалась В.В.Абраменковой, И.В.Дубровиной, М.И.Лисиной, B.C.Мухиной, Я.Л.Коломинским, A.M.Прихожан, Е.О.Смирновой, В.Г.Утробиной, Д.И. Фельдштейн и другими. Целью исследования является выявить особенности старших дошкольников в игровой деятельности и дать практические рекомендации воспитателям и родителям. Объект исследования: общение детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: особенности общения старших дошкольников в игровой деятельности и практическая разработка рекомендаций для улучшения коммуникаций. Исходя из цели, были поставлены задачи исследования: - рассмотреть проблемы общения в старшем дошкольном возрасте; - изучить особенности общения старших дошкольников в процессе игровой деятельности; - дать обзор методикам исследования способов общения старших дошкольников в процессе игровой деятельности; - организовать экспериментальную работу по исследованию общения детей старшего дошкольного возраста; - анализировать результаты опытно-экспериментальной работы; - разработать практические рекомендации по организации общения старших дошкольников в процессе игровой деятельности. Гипотеза исследования: существуют различия в общении в игровой деятельности у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста, это выражается в заинтересованности в общении, наличии конфликтных ситуаций и работе в команде, при этом разработка и применение практических рекомендаций может улучшить коммуникативные навыки дошкольников. Согласно наблюдениям и исследованиям, проведенным нами в процессе выполнения работы – девочки более охотно идут на контакт чем мальчики, хотя согласно наблюдениям среди сверстников – дети ведут себя одинаково вне зависимости от пола. Методы исследования: Теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация. Эмпирические: метод наблюдения за детьми, на наличие взаимодействия сверстниками и взрослыми в виде преподавателей, воспитателей, сотрудников учебного заведения и родителей сверстников. Методы обработки данных: процентный анализ. Методики исследования: методика диагностики форм общения М.И.Лисиной, методика «Рукавички» Г.А.Цукерман, уровень сформированности игровых навыков (Р.Р.Калинина). База исследования: В исследовании принимали участие 33 детей, из них 15 мальчиков и 18 девочек в возрасте 5-6 лет, с нормальным развитием. Практическая значимость исследования: связана с возможностью использования представленных в ней материалов работниками педагогических коллективов ДОО для работы по организации игровой деятельности с детьми, а также развития навыков общения со сверстниками, в индивидуальном и семейном консультировании при решении возникающих проблемных вопросов у старших дошкольников и нарушениях игровой деятельности. Структура работы: введение, основная часть, заключение, библиографический список, приложения.