Введение 3 Глава 1. Теоретические основы познавательного развития личности детей дошкольного возраста 6 1.1. Понятие «познавательное развитие» в психолого–педагогической литературе 6 1.2 Познавательное развитие в дошкольном возрасте 10 1.3. Формы и методы познавательного развития в дошкольном возрасте 14 Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей познавательного развития детей дошкольного возраста 26 2.1. Организация, методы и результаты исследования 26 2.2. Программа по познавательному развитию детей дошкольного возраста 31 Заключение 47 Список использованной литературы 48

Особенности познавательного развития личности

курсовая работа
Педагогика
50 страниц
67% уникальность
2021 год
29 просмотров
Киргинцева Н.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы познавательного развития личности детей дошкольного возраста 6 1.1. Понятие «познавательное развитие» в психолого–педагогической литературе 6 1.2 Познавательное развитие в дошкольном возрасте 10 1.3. Формы и методы познавательного развития в дошкольном возрасте 14 Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей познавательного развития детей дошкольного возраста 26 2.1. Организация, методы и результаты исследования 26 2.2. Программа по познавательному развитию детей дошкольного возраста 31 Заключение 47 Список использованной литературы 48
Читать дальше
Актуальность исследования. Актуальность настоящего исследования определена тем, что изучение особенностей познавательного развития детей дошкольного возраста, а также своевременное развитие внимания, памяти, мышления являются важнейшим условием в формировании и усвоении знаний, умений, навыков в воспитательном процессе. Поиски путей активизации познавательных процессов у дошкольников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать способности. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.


Ищете компанию где можно купить контрольную работу по информатике? Обращайтесь к нам. В Work5 за 15 лет мы научились писать студенческие работы наилучшего качества. Мы напишем контрольную работу на 5!


. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДОУ) отражены главные задачи познавательного развития: развитие увлечений детей, познавательной мотивации и любознательности; развитие познавательных действий, развитие сознания; развитие воображения, фантазии. Познавательное развитие является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Учитывая особенности дошкольного возраста, как сензитивного периода в усвоении знаний, необходимым является создание психолого-педагогических условий для познавательного развития детей, что является важным для подготовки к дальнейшему обучению в школе. Для того чтобы обучение и воспитание способствовало становлению личности, необходимо «разбудить» в ребенке познавательную потребность, являющейся источником его познавательной активности и лежащей в основе развития познавательного интереса человека. Вопросы развития ребенка рассматривали в своих работах Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А. Дистервег, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, И.П. Подласый, Э.Х. Эриксон, К. Юнг. Особенности познавательной деятельности изучали Л.С. Выготский, Г.М. Лебедев, А.А. Реан, В.С. Роттенберг, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин. Вопросы познавательного развития рассматривались в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов. Большой вклад в разработку проблемы формирования и познавательного развития у детей внесли Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина и другие. Объект исследования: познавательное развитие детей дошкольного возраста. Предмет исследования: особенности познавательного развития личности на примере дошкольного возраста. Методы и методики исследования: Методы исследования: – теоретические (анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования, систематизация); – эмпирические (наблюдение, беседы с детьми, педагогическое проектирование, количественный и качественный анализ эмпирических данных). Методики исследования: Диагностическое задание №1 «О ком я говорю?» Диагностическое задание №2 «Перепутанное послание». Диагностическое задание №3 «Подбери подходящие заплатки». Диагностическое задание №4 «Как найти воздух». Цель исследования: изучить особенности познавательного развития личности на примере дошкольного возраста. Задачи исследования: 1) раскрыто понятие «познавательное развитие» в психолого-педагогической литературе; 2) рассмотрено познавательное развитие в дошкольном возрасте; 3) проанализированы формы и методы познавательного развития в дошкольном возрасте; 4) проведено эмпирическое исследование особенностей познавательного развития детей дошкольного возраста. Теоретическая значимость исследования: изучена сущность познавательного развития детей дошкольного возраста. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования ее результатов в практической деятельности педагогов дошкольного образования, демонстрируя возможности использования разнообразных средств познавательного развития у детей старшего дошкольного возраста (методы, приемы, технологии). База исследования: МАДОУ №45. Структура работы. Работа состоит из введения двух глав, заключения, списка использованных источников.

Читать дальше
Раскрыто понятие, существующие характеристики познавательной сферы младших школьников. На сегодняшний день формирование познавательной сферы является одной из главных задач современного образования. В педагогике существует такое определение познавательного развития – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении. На основе разнообразия предлагаемых психолого-педагогической литературой понятий познавательного развития можно характеризовать ее как деятельность субъекта, осуществляющего целеполагание на основе согласования предметных и личностных задач; решение этих задач на основе универсальных способов деятельности; ориентацию на систему значимых ценностных отношений «я – мир» с целью присвоение содержания образования при содействии и поддержке педагога. Проблема познавательного развития – одна из наиболее трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает весьма сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Цели познавательного развития определены стандартом и примерно одинаковы для всех дошкольников, однако практические задачи сильно различаются в зависимости от возраста и группы воспитанников дошкольного образовательного учреждения. чаще всего связывают с преобладанием положительных эмоций к деятельности, с мотивации к ней, с потребностью познать предметы и явления окружающего мира. Познавательное развитие выражается в стремлении узнать новое, неизвестное и непонятное о качествах, свойствах предметов и явлений действительности, в желании понять их суть, найти имеющиеся между ними отношения и связи. Познавательное развитие активизирует различные психические процессы: восприятие, внимание, память, воображение. Это, в свою очередь, отражается на способах приобретения, хранения, использования ребенком знаний об окружающем мире. Так, например, при наличии интереса восприятие ребенком предметов, явлений окружающего мира становится более полным, точным. Он легче и точнее запоминает интересный материал, быстро и образно его воспроизводит. Чем обширнее кругозор ребенка, тем больше познавательное развитие. Использование в образовательном процессе различных форм и методов в организации работы с детьми дает педагогу возможность наблюдать за процессом обогащения социального опыта детей, их ценностными приоритетами, личностными проявлениями, оценивать способность каждого ребенка к решению задач, к самостоятельному выбору. Это способствует формированию целостной сознательной личности ребенка, в результате он оказывается готов к дальнейшему школьному обучению. Проведенное исследование позволило установить, что познавательное развитие как интегративное качество личности дошкольника развивается в результате накопления ребенком субъектного опыта деятельности. Взрослый играет большую роль в познавательном развитии ребенка так как осуществляет перевод активности ребенка, стимулируемой и организуемой взрослым в собственную активность ребенка, определяемую им самим. По результатам констатирующего этапа была разработана программа по познавательному развитию детей дошкольного возраста. Методы и средства, использованные в программе: метод наблюдения, рассматривание иллюстрации, словесный метод, включающий рассказы педагога, детей, беседы, чтение познавательной литературы, проблемные и познавательные вопросы. Таким образом, цель, достигнута, задачи решены в полном объеме.
Читать дальше
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Москва: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с. 2. Баранова, Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э.А. Баранова. – СПб.: Речь, 2012. – 177 с. 3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – Москва: Просвещение, 2013. – 464 с. 4. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. М.: Просвещение, 2010. – 139 с. 5. Додонов, Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности / Б.И. Додонов // Вопросы психологии. – 2014. – №4. – С. 40-44. 6. Данюшенков, В.С. Целостный подход к формированию познавательной активности в обучении / В.С. Данюшенков. – Киров: «Радуга-ПРЕСС», 2016. – 195 с. 7. Дмитриенко, В.А. О психолого-педагогической природе познавательного интереса / В.А. Дмитриенко // Вестник ТГПУ Сер. 1. Педагогика. – 2014. – №4. – С. 78-82. 8. Зубкова, Т.И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих учащихся начальных классов: автореф. дис. … канд. пед. наук / Т.И. Зубкова. – Екатеринбург, 2013. – 124 с. 9. Занков, Л.В. Память и мышление в учебной деятельности школьника / Л.В. Занков – Москва: Смысл, 2012. – 165 с. 10. Землянухина, Т.М. Особенности формирования любознательности / Т.М. Землянухина // Дошкольное воспитание. – 2016. – №11. – С. 111-116. 11. Ермолаева, М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие / М.Г. Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2015. – 112 с. 12. Ильин, В.С. Формирование личности школьника: целостный процесс / В.С. Ильин. – М.: Педагогика, 2014. – 144 с. 13. Красновский, Э.А. Показатели в образовании / Э.А. Красновский // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2012. – №5. – С. 53-57. 14. Кукушкина, Н.А. Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте / Н.А. Кукушкина М.: Просвещение, 2018. – 120 с. 15. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2011. – 511 с. 16. Маловичко, Д.А. Познавательная активность как компонент творческого саморазвития школьника / Д.А. Маловичко // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2015. – №1. – 129 с. 17. Морозова, И.С. Познавательная активность младших школьников / И.С. Морозова, И.С. Штепина // Теория и практика общественного развития. – 2012. – №12. – С. 162-165. 18. Минскин, Е.М. От игры к знаниям: пособие для учителя / Е.М. Минскин. – М.: Просвещение, 2017. – 192 с. 19. Муртазин, Г.М. О некоторых способах активизации познавательной деятельности учащихся / Г.М. Муртазин // Молодой ученый. – 2015. – №8. – C. 937-943. 20. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теорет.-эксперимент. исслед. / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогика, 2012. – 240 с 21. Поддъяков, Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста / Н.Н. Поддъяков – М., 2016. – 256 с. 22. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2013. – 176 с. 23. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: книга для учителя / Н.Ф. Талызина. – М.: Просвещение, 2012. – 175 с. 24. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов – М.: Гардарики, 2015. – 520 с. 25. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. – М.: Педагогика, 2012. – 209 с. 26. Щукина, Г.И. Проблема познавательной потребности в педагогике / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 2012. – 351 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Трудовое воспитание у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста в процессе труда
Количество страниц:
35
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Дошкольная педагогика
реферат
Оказание помощи
Количество страниц:
5
Оригинальность:
85%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Психология
реферат
Понятие государственного режима
Количество страниц:
11
Оригинальность:
90%
Год сдачи:
2019
Предмет:
Теория государства и права
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image