ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.Теоретические аспекты изучения неуспеваемости учащихся 5
1.1.Психолого-педагогические вопросы преодоления школьной неуспеваемости в творчестве известных отечественных педагогов 5
1.2. Причины школьной неуспеваемости у обучающихся в школе 6
ГЛАВА 2. Проблема школьной неуспеваемости и возможности ее преодоления 11
2.1. Особенности психического состояния детей, отстающих в учебе 11
2.2. Проблема школьной неуспеваемости в условиях дистанционного обучения 13
Глава 3. Эмпирическое исследование, направленное на изучение неуспеваемости младших школьников 18
3.1.Возрастные особенности младших школьников 18
3.2.Результаты исследования 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 27
Читать дальше
В соответствии с целью и задачами, поставленными во введении, были выполнено исследование, позволившее сделать следующие выводы.
Одной из актуальных проблем современной школы остается проблема школьной неуспеваемости. Эта проблема всегда была и будет значимой, как для учеников, учителей, родителей, так и для общества в целом.
Неуспеваемость – не соответствующая нормативным критериям результативность школьного обучения, выступающая следствием неспособности ребенка полноценно освоить учебный материал и выполнять учебные задания
Следует отметить, что уже в начальной школе закладываются основы будущего образования ребенка, основы его интеллектуальной деятельности. Такие базовые навыки как навык чтения, письма, вычислительные навыки, умение работать с книгой, будут определять характер и успешность дальнейшего обучения. Если ребенок в начальных классах значительно отстает от своих ровесников, не усваивает учебную программу, то в будущем без каких-то чрезвычайных собственных усилий и усилий родителей, без высококвалифицированной педагогической помощи он вряд ли окажется в числе успешных учеников. Многие возможности, в частности, возможность получить высшее образование, будут для него закрыты; успешность или отставание ребенка на начальном этапе обучения во многом определяет его будущую судьбу.
На сегодняшний день многие специалисты отмечают рост количества детей с различными психофизиологическими особенностями и отклонениями. В общеобразовательных школах значительно растет число учащихся, демонстрирующих явные трудности в обучении. При этом дети не имеют каких-либо выраженных патологий и клинических диагнозов, а медико-психологические обследования в своем большинстве не выявляют у них грубых нарушений и определяют вариант развития в пределах пограничного состояния между нормой и патологией, либо относят к норме. Эта проблема носит явную выраженность в младшем школьном возрасте [].
Успешное усвоение учебной деятельности лежит в основе таких психологических новообразований, как личностная и интеллектуальная рефлексия, произвольность мышления, формирование функций планирования и контроля за своими действиями, в том числе и эмоциями. Особенность учебной деятельности в младшем школьном возрасте состоит в том, что она, по своей сути, произвольна, обязательна и оцениваема, в ней нет спонтанности и импульсивности, поэтому ребенку необходимо научиться управлять сначала своим поведением, а затем своим внутренним миром.
Своевременная диагностика и коррекция помогают в одних случаях предупредить явления школьной неуспеваемости, а уже в других - преодолеть трудности в процессе обучения. Одним из основных таких факторов преодоления неуспеваемости младших школьников является деятельность педагога направленная на профилактику и коррекцию неуспеваемости. В результате диагностирования школьной неуспеваемости в начальной школе, были выявлены обучающиеся, входящие в «группу риска», это дети, имеющие трудности в восприятии и усвоении учебного материала.
Проведенное теоретическое исследование и результаты опытно-поисковой работы подтвердили актуальность проблемы. Полученные результаты исследования позволяют прийти к заключению о том, что одним из основных таких факторов преодоления неуспеваемости младших школьников является деятельность педагога направленная на профилактику и коррекцию неуспеваемости.
Практическая значимость исследования заключается в возможности дальнейшего использования работы в учебном процессе, а также для более углубленного понимания эффективность коррекции неуспеваемости школьников.
Читать дальше
1.Блонский П.П. К вопросу о мерах борьбы со школьной неуспеваемостью. - Воронеж: МОДЕК, 2016. - 620 с.
2.Волокитина М. Н. Неуспеваемость школьников / М. Н. Волокитина. ‒ М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2014. ‒ 534 с.
3.Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. - М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2016. - 419 с
4.Гельмонт А. М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления / А. М. Гельмонт. ‒ М.: Просвещение, 2017. ‒ 420 с.
5.Голованова Ю.В. Проблемы и пути решения дистанционной формы обучения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru (дата обращения 21.03.2021).
6.Калмыкова Э.И. Проблемы преодоления неуспеваемости глазами психолога / Э. И. Калмыкова. ‒ М.: Знание, 2015. ‒ 338 с.
7.Корепанова Е.В. Гуманизация взаимоотношений педагога с обучающимися в образовательной среде школы / Е.В. Корепанова // Наука и Образование. - 2018. - № 3. - С. 23-25.
8.Лешли К. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником / К. Лешли, Е. Панасюк. ‒ Спб.: Речь, 2018. ‒ 200 с.
9.Локалева Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school26.tgl.ru/(дата обращения 21.03.2021).
10.Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. - СПб.: Питер 2019. - 368 с.
11.Манаенкова М.П. Компетенции и компетентность: проблемы профессиональной подготовки / М.П. Манаенкова // Социально-экономические явления и процессы. – 2019. - № 3. – С. 205 – 208.
12.Менчинская Н.А. Психологические проблемы неуспеваемости школьников // Вестник практической психологии образования. - 2016. - № 4. - С. 60–64.
13.Попова Т.И. Влияние личности учителя на процесс усвоения знаний обучающимися / Т.И. Попова, А.А. Таровых // Наука и Образование. - 2020. - - № 2. - С. 163.
14.Сапрыкина Д.И. Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей / Д.И. Сапрыкина, А.А. Волохович [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ioe.hse.ru/fao_distant. (дата обращения 21.03.2021).
15.Степанова Л.А. Психолого-педагогические вопросы преодоления школьной неуспеваемости в творчестве известных отечественных педагогов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru(дата обращения 21.03.2021).
16.Сутырина Т.А. Педагогическая публицистика. Ее сущность и явление в отечественном образовании // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 3. - С 165-173.
17.Трусова А.С. Психолого-педагогическое сопровождение психогенной школьной дезадаптации обучающихся / А.С. Трусова, Е.В. Корепанова // Сб.: Актуальные проблемы образования и воспитания: интеграция теории и практики: материалы Национальной контент-платформы. – Мичуринск, 2019. - С. 185-187.
Читать дальше