В результате проделанной работы решены следующие задачи: рассмотрены основные делегирования управленческих полномочий; описаны особенности делегирования управленческих полномочий пограничного органа; проанализированы особенности делегирования управления начальника пограничного наряда разведывательно-поисковой группы; описан порядок делегирования управленческих полномочий командира с получением задачи на оборону.
Делегирование полномочий проявляются в виде двух общих типов: линейные и аппаратные (штабные).
Линейные полномочия идут от руководителя к сотруднику, который ему подчиняется, и затем уже дальше по цепочке к другим подчиненным. Руководитель, у которого есть линейные полномочия, может принимать решения в определенных рамках и действовать без согласования с вышестоящими руководителями. Эти рамки полномочий, как правило, юридически закреплены во внутриорганизационных документах или в законе.
Именно эта цепочка действий и создает в организации иерархию управления. Можно привести пример цепи команд - военная организация. Если длина цепи будет большая, то скорость обмена информацией снижается. Поэтому когда руководитель передает информацию, он должен учитывать принцип единоначалия и помнить о нормах управляемости. Так, в соответствии с принципом единоначалия, сотрудник получает задания только от одного руководителя и несет ответственность тоже только перед ним. А норма управляемости это то количество военных, которые подчиняются данному руководителю.
Штабные полномочия в системе управления нужны для того, чтобы не нарушать принцип единоначалия и при этом использовать знания специалистов для консультаций и других заданий.
Виды штабных полномочий бывают разные: рекомендательны; координационные; согласительные; контрольно-отчетные. Так, например, рекомендательные полномочия используются тогда, когда сотрудник, обладающий этими полномочиями, может дать совет или решить проблему в своей профессиональной области.
Координационные полномочия дают возможность вырабатывать и принимать общие решения. Контрольно-отчетные полномочия дают возможность, имеющим эти полномочия, проверять работу руководителей и исполнителей, они могут требовать от них информацию, анализировать ее, а также и направлять результаты в специальные органы.
Конечно, линейная система это более жесткая форма организации компании. Ее основа стоит на принципе единообразия способа раздачи распоряжений. Согласно данному принципу каждый уровень в организации может получать задания только от вышестоящего уровня. Все отделы в организации составляют часть системы, так называемый официальный канал. Именно по этому каналу проходит линия передачи прав и ответственности. Именно поэтому здесь применяется термин однолинейная модель.
Важнейшим вопросом в работе командира и штаба по управлению подразделениями и действующими группами является организация связи.
С начальником разведки фронта (округа), отрядами, действующими на отдельных операционных направлениях организуется засекреченная телефонная и телеграфная связь по радио и по опорной сети связи фронта.
Связь с аэродромами взлета (пунктами посадки) организуется по отдельным радионаправлениям с использованием радиостанций, главным образом коротковолновым, или по опорной сети связи фронта.
Внутренняя связь с подразделениями бригады (отряда) организуется с использованием проводных и подвижных средств связи.
Ответственность за организацию связи несет начальник штаба бригады (отряда), а непосредственным организатором является начальник связи, который в совей работе руководствуется положениями «Инструкция по специальной радиосвязи агентурной и специальной разведки фронта» в полном объеме.
Организация, содержание, последовательность и методы работы при подготовке и в ходе выполнения поставленных задач определяется обстановкой, характером задач, установленными сроками готовности к их выполнению. Однако, во всех случаях организация и методы работы должны обеспечивать твердое и непрерывное руководство войсками, своевременное принятие решений, полное и качественное осуществление мероприятий по планированию и организации боевых действий , предоставление возможно большего времени для непосредственной подготовки к выполнению задач, оперативное реагирование на изменение обстановки и наиболее эффективное использование сил и средств.
Связь внутри РГСпН организуется ее командиром. Скрытое управление достигается соблюдением правил и порядка ведения переговорам по техническим средствам связи, применением засекречивающей, быстродействующей и медленнодействующей аппаратуры, шифров, позывных, сигналов, переговорных таблиц, кодированных карт, проведением мероприятий по легендированию и дезинформации.
По вопросам боевого применения бригады (отряда) СпН и РГСпН вести переговоры по открытым каналам связи категорически запрещается. Вести переговоры и передавать информацию по этим вопросам разрешается только по каналам связи, закрытым аппаратурной гарантированной стойкости.
Командиры и начальники всех степеней обязаны немедленно принимать меры к пресечению нарушения мер конспирации, режима безопасности связи и правил скрытого управления.
Четкая работа разведывательно-поисковой группы направлена на достижение конечной цели. Организация разведывательно-поисковой группы осуществляется с отлаженным алгоритмом работы начальника РПГ. Начальник РПГ является непосредственным организатором и руководителем специальной разведки. Исходя из решений командующего и начальника штаба по организации разведки, он принимает решение на выполнение поставленных задач и применение подчиненных ему соединений (частей), ставит им задачи.
Таким образом, результаты пограничной деятельности за последние пять лет характеризовались неизменно положительной динамикой. Вместе с тем количественные показатели в сотни тысяч задержанных нарушителей пограничного законодательства Российской Федерации, десятки тысяч не пропущенных через границу иностранных граждан, которым запрещен въезд в Россию, тонны изъятых на границе наркотиков, задержание контрабандных товаров общей стоимостью сотни миллионов рублей – все это наглядно показывает, что необходимо и в дальнейшем всеми заинтересованными государственными ведомствами наращивать совместные усилия по реализации стратегических интересов Российской Федерации в пограничном пространстве.