Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования межпредметных связей в обучении обществознанию 5
1.1. Понятие, сущность межпредметных связей в педагогической науке 5
1.2. Классификация межпредметных связей в обучении 9
Глава 2. Методические основы использования межпредметных связей в обучении обществознанию 18
2.1. Особенности применения межпредметных связей на уроках обществознания 18
2.2. Примеры межпредметных связей при изучении духовной сферы жизни общества в 10 классе на уроках обществознания 25
Заключение 30
Список литературы 32
Читать дальше
Современный этап развития науки характеризуется взаимопроникновением наук друг в друга. Связь между учебными предметами является, прежде всего, отражением объективно существующей связи между отдельными науками и связи наук с техникой, с практической деятельностью людей, определяет роль изучаемого предмета в будущей жизни.
Межпредметные связи являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно–теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение ими обобщенным характером познавательной деятельности. Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми, это помогает учащимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Таким образом, межпредметные связи – это один из наиболее важных принципов построения содержания образования. Именно поэтому в учебных программах такой раздел необходим. На современном этапе вопрос о межпредметных связях считается важной проблемой дидактики. Считается, что предметная система образования не дает учащимся цельной картины мира, не стимулирует их к системному анализу и видению действительности.
Одним из видов уроков обществознания являются уроки межпредметных связей. Интегрированные межпредметные уроки являются одним из эффективных и хорошо себя зарекомендовавших инструментов организации учебного процесса. История является наиболее объединяющим предметом учебной системы.
Курс «Обществознание» в 10 классах опирается на элементарные обществоведческие знания, межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам как «История», «Литература», «География», «Экономика». Особое значение в данном перечислении отдается предмету «История».
Мы привели примеры межпредметных связей урока обществознавние при изучении духовной сферы жизни общества в 10 классе с литературой и историей. Связь с литературой заключается в использовании произведений писателей, поэтов, в качестве дополнительного материала при проведении урока и подготовке домашнего задания, на дополнительных занятиях, в исследовательской работе учащихся. Связь с историей заключается в сравнении с историей древнего мира.
Таким образом, межпредметные связи к обучению обществознания имеет ряд положительных моментов. Во–первых, на интегрированных уроках у учащихся вырабатываются и закрепляются универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, личностные и регулятивные). Во–вторых, на интегрированных уроках у учащихся предоставляется возможность посмотреть на смежные предметы, с другой стороны. Это приводит к повышению интереса обучающихся. В–третьих, в процессе интегрированных уроков у учащихся формируется целостное видение мира, которое проявляется в необходимости изучения предметов, составляющих школьную программу.
Основные направления для дальнейшего исследования проблемы в дипломной работе заключаются в разработке методических материалов (технологические карты уроков, контрольно-измерительные материалы) для уроков обществознания с использованием межпредметных связей.
Читать дальше
1. Алиева, Л.В. Актуальные проблемы теории и методики преподавания истории и обществознания / Л.В. Алиева – Псков: ПГУ, 2013. – 104 с.
2. Боголюбов, Л.Н. Методика преподавания обществознания в школе / Л.Н. Боголюбов. – Владос, 2017. – 304 с.
3. Борытко, Н.М. Введение в педагогическую деятельность / Н.М.Борытко – Волгоград: Изд–во ВГИПК РО, 2016. – 150 с.
4. Борытко, Н.М. Педагогические технологии / Н.М. Борытко – Волгоград: Изд–во ВГИПК РО, 2016. – 158 с.
5. Выготский, Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский – М.: Сфера, 2015. – 115 с.
6. Городецкая, Н.И. Становление экономической составляющей обществоведческого образования / Н.И. Городецкая // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2013. – №5. – С. 4–30.
7. Дьюи, Дж. Психология и педагогика мышления / Дж. Дьюи; под ред. Н. Д. Виноградова; пер. с англ. Н. М. Никольской. – Москва: Лабиринт, 2007. – 208 с.
8. Глинская, Е. А. Межпредметные связи в обучении / Е. А. Глинская. – Тула: Инфо, 2013. – 44 с.
9. Гурьев, И.И. Межпредметные связи в системе современного образования / И.И. Гурьев М.: Наука, 2012. –120 с.
10. Дружкова, Л. В. Межпредметные связи в школьном курсе обществоведения / Дружкова, Л. В. М.: Наука, 2015. –140 с.
11. Зверев, И. Д. Межпредметные связи в современной школе / И. Д. Зверев. М.: Просвещение, 2016. –130 с.
12. Емельянов, Ю.Н. Активное социально–психологическое обучение / Ю.Н. Емельянов. – М.: Наука, 2015. – 150 с.
13. Иванова, Л.Ф. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л.Ф. Иванова – М.: Дрофа, 2013. – 606 с.
14. Лазебникова, А.Ю. Современное школьное обществознание. Методическое пособие для учителей / А.Ю. Лазебникова. М.: Школа – Пресс 2013. – 154 с.
15. Певцова, Е.А. Поурочные методические разработки / Е.А. Певцова,– М., Русское слово. 2015. – 112 с.
16. Сухаревская, Е. Ю. Технология интегрированного урока. Практическое пособие для учителей / Е. Ю. Сухаревская – Ростов на Дону: РПИ, 2018. –130 с.
17. Сарбалаева, А. Д. Эффективность использования межпредметных связей на уроках истории, обществознания и экономики / А. Д. Сарбалаева // Молодой ученый. – 2018. – №4– С. 6–65.
18. Тевикова, Т.В. Особенности преподавания истории и обществознания в условиях введения ФГОС основного общего образования / Т.В. Тевикова // Образование в современной школе. – 2016. – № 2. – С. 2–42.
19. Шамигулова, О.А. Обществоведческое образование в условиях перехода на новые ФГОС общего образования: Современное состояние и перспективы развития / О.А. Шамигулова // Педагогический журнал Башкортостана 2016 – № 3–4. – С. 5–60.
20. Шкарлупина, Г.Д. Теория и методика преподавания истории и обществознания / Г.Д. Шкарлупина. М.: Директ–Медиа, 2014. – 387 с.
Читать дальше