Введение 3
1. Теоретические аспекты формирования компетентностей у обучающихся с ОВЗ 4
1.1 Особенности детей с ОВЗ 4
1.2 Формирование компетентностей у обучающихся с ОВЗ 5
2. Анализ формирования компетентностей у обучающихся с ОВЗ 7
2.1 Проектирование урока по формированию компетентностей 7
2.2 Результаты обучающего эксперимента 9
Заключение 11
Список литературы 12
Читать дальше
В результате проделанной работы решены следующие задачи: рассмотрены особенности детей с ОВЗ; описано формирование компетентностей у обучающихся с ОВЗ; представлено проектирование урока по формированию компетентностей; описаны результаты обучающего эксперимента.
Главной задачей образования детей с ОВЗ является успешная социализация в обществе. Успешность социализации напрямую зависит от того как у обучающегося с ОВЗ сформированы жизненные компетенции.
В ходе изучения психолого-педагогическо литературы мы установили, что жизненные компетенции являются личностными результатами освоения ФГОС.
Формирование и развитие жизненных компетенций происходит на протяжении всего процесса обучения и воспитания детей с ОВЗ, но важное место в этом процессе занимает учебный предмет «Социально-бытовая ориентировка».
Исходя из этого, можно сказать, что жизненные компетенции это в своей большей части те знания и умения, которые формируются, согласно программе, на уроках социально-бытовой ориентировки.
С целью изучения уровня сформированности жизненных компетенций был проведен констатирующий эксперимент. Были выделены те знания и умения, которыми должны обладать, согласно программе предмета
Результаты показали, что большинство обучающихся владеют лишь частичными знаниями по выбранной теме, а умения полностью не сформированы.
Из этого был сделан вывод, что жизненные компетенции, представленные знаниями и умениями по определенной теме, у обучающихся с ОВЗ самостоятельно не формируются. Для формирования этих знаний и умений требуется целенаправленная работа.
Результаты показали, что у 70% обучающихся знания были сформированы полностью, а у 30% сформированы частично. Умения же полностью были сформированы у 30 % обучающихся, у 40 % были сформированы частично, а у 30% так и не были сформированы.
Исходя из результатов исследования, можно сказать, что разработанные упражнения с использование наглядности, компенсирующей материально-техническую неоснощенность школы, могут способствовать формированию знаний и умений, т. е. жизненных компетенций, но все-равно не в полной мере.
Читать дальше
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 // СПС Консультант Плюс.
2. Бойков, Д. И. Общение детей с проблемами в развитии. Коммуникативная дифференциация личности / Д. И. Бойков. – СПб. : Каро, 2017. – 288 с.
3. Бордовский, Г. А. Управление качеством образовательного процесса: монография / Г. А. Бордовский, А. А. Нестеров, С. Ю. Трапицын ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. – СПб. : РГПУ, 2017. – 359 с.
4. Булыгина, Л. Н. О формировании коммуникативной компетентности подростков в школьном обучении: из опыта работы / Л. Н. Булыгина // Образование и наука. – 2018. – № 2. – С. 26-36.
5. Григорьев, С. И. Базовые критерии оценки качества образования и ключевые социальные компетенции: контекст современности России / C. И. Григорьев. – М. : РСГУ, 2016. – 116 с.
6. Лубовский, В. И. Психолого-педагогические проблемы дифференцированного и интегрированного обучения / В. И. Лубовский // Специальная психология. – 2018. – № 4. – С. 11-15.
7. Маллер, А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: учеб. пособие для студ. вузов / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. – М. : Академия, 2018. – 208 с.
8. Малофеев, Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия: учеб. пособие для студентов педвузов. В 2 ч. Ч 1 / Н. Н Малофеев. – М. : Просвещение, 2018. – 319 с.
9. Назарова, Н. М. Специальная педагогика: учеб. для вузов / Н. М. Назарова, Л. И. Аксенова, Т. Г. Богданова ; под ред. Н. М. Назаровой. – М. : Академия, 2013. – 382 с.
10. Омарова, П. О. Генезис проблемы общения умственно отсталых детей в коррекционной педагогике и психологии / П. О. Омарова // Сибирский педагогический журнал. – 2018. – № 9. – С. 232-248.
11. Омарова, П. О. Социализация детей с нарушениями интеллекта / П. О. Омарова // Пед. образование и наука. – 2019. – № 10. – С. 29-34.
Читать дальше