Введение 3 Глава 1 Теоретические основы изучения роли семьи в формировании Я-концепции младшего школьника 5 1.1 Характеристика особенностей развития Я-концепции в младшем школьном возрасте 5 1.2 Виды и характер детско-родительского взаимодействия в современной семье 9 1.3 Роль и значение семьи в процессе формирования Я-концепции детей младшего школьного возраста 14 Выводы по главе 1 18 Глава 2 Эмпирическое исследование роли семьи в формировании Я-концепции младшего школьника 19 2.1 Организация и методы исследования 19 2.2 Ход исследования, обработка и анализ полученных результатов 21 Выводы по главе 2 29 Заключение 30 Список литературы 32

РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ Я-КОНЦЕПЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

курсовая работа
Психология
35 страниц
81% уникальность
2021 год
28 просмотров
Семёнова Н.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1 Теоретические основы изучения роли семьи в формировании Я-концепции младшего школьника 5 1.1 Характеристика особенностей развития Я-концепции в младшем школьном возрасте 5 1.2 Виды и характер детско-родительского взаимодействия в современной семье 9 1.3 Роль и значение семьи в процессе формирования Я-концепции детей младшего школьного возраста 14 Выводы по главе 1 18 Глава 2 Эмпирическое исследование роли семьи в формировании Я-концепции младшего школьника 19 2.1 Организация и методы исследования 19 2.2 Ход исследования, обработка и анализ полученных результатов 21 Выводы по главе 2 29 Заключение 30 Список литературы 32
Читать дальше
Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время особое внимание уделяется формированию и развитию позитивной Я-концепции человека. В процессе своего развития и познания окружающего мира человек прибегает к использованию системы внутренних средств: образов, понятий, представлений, среди которых неотъемлемую роль иг-рает «Я-концепция», то есть представления человека о самом себе. Сфор-мированные представления о себе влияют на становление отношений ре-бенка с людьми (взрослыми и сверстниками) и на развитие всех видов дет-ской деятельности. Основы Я-концепции закладываются ещё в младшем школьном возрасте, однако некоторые используемые для её формирова-ния приёмы и подходы, недостаточно теоретически и практически разра-ботаны, что и доказывает актуальность выбранной темы. В настоящее время исследователи, занимающиеся изучением про-блем современной семьи, нередко отмечают признаки дезорганизации се-мьи, свидетельствующие о кризисе ее развития и увеличение количества неблагополучных семейных союзов. Семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент человеческих качеств. Во-просы, посвященные проблеме детско-родительских отношений, рассмат-ривались учеными на протяжении всего развития психологической науки и практики. В отечественной психологии исследованиями в этой области за-нимались такие исследователи, как Л.И. Божович, Л.


Больше не нужно искать контрольные на заказ в Москве , ведь есть Work5.


.С. Выготский, И.В. М.И. Лисина, В.С. Мухина, Т.Н. Шайденкова, Д.Б. Эльконин и многие другие. В то же время, можно отметить недостаточное количество иссле-дований, направленных на изучение роли семьи в формировании Я-концепции в младшем школьном возрасте, что и определило проблему ис-следования. Цель исследования – изучение роли семьи в формировании Я-концепции младшего школьника. Объект исследования: Я-концепция детей младшего школьного воз-раста. Предмет исследования: влияние особенностей семейного взаимодей-ствия на формирование Я-концепции детей младшего школьного возраста. Задачи исследования: 1. На основе анализа данных литературы по теме исследования дать характеристику особенностей развития Я-концепции в младшем школьном возрасте. 2. Рассмотреть виды и характер детско-родительского взаимодей-ствия в современной семье 3. Определить роль и значение семьи в процессе формирования Я-концепции детей младшего школьного возраста 4. Организовать и провести эмпирическое исследование, направлен-ное на изучение роли семьи в формировании Я-концепции детей младшего школьного возраста. 5. Обработать и проанализировать полученные данные. 6. Сформулировать выводы и рекомендации по результатам иссле-дования. Гипотеза исследования: особенности структуры семьи и взаимодей-ствия в семье оказывают влияние на формирование Я-концепции детей младшего школьного возраста. Методы исследования: изучение и анализ литературы по теме иссле-дования, констатирующий эксперимент, психодиагностическое тестирова-ние. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключе-ния и списка литературы.  

Читать дальше
Обобщая результаты проведенного теоретического и эмпирического исследования, можно сделать следующие выводы. У каждого человека, независимо от его возраста, имеются собственные представления о себе, своих способностях и возможностях. Безусловно, внутренние представления человека о себе оказывают сильное влияние и на его характер, и на его отношения с другими людьми, и на те цели, которые он перед собой ставит, и на то, каким способом он их достигает. По динамике представлений о себе можно проследить личностные изменения, произошедшие с человеком под влиянием жизненного опыта, образования и профессиональной деятельности. И если у взрослого человека многие представления переросли в убеждения и определяют их отношение к жизни в целом, то у детей Я-концепция находится в процессе формирования. Развитие Я-концепции является важной основой осознания ребенком себя в этом мире, выделения своей ценности, уникальности и связи с другими людьми посредством включения малыша в активное действие. Семья является одним из самых важных и влиятельных факторов социализации ребенка. Включение ребенка в специально организованный процесс общения с близкими взрослыми создает условия для развития представлений о себе у детей. Важнейшая функция индивидуального опыта состоит в обеспечении когнитивной части образа самого себя фактическими знаниями о себе, своих способностях и возможностях. Недостатки, отклонения, деформации в развитии взаимодействия в семье, в первую очередь, с родителями, проявляются в неустойчивости, противоречивости личности, несбалансированности ее психических свойств, качеств, состояний, которые затрудняют социализацию и индивидуализацию личности. С целью изучения роли семьи в формировании Я-концепции младшего школьника было организовано и проведено эмпирическое исследование. В исследовании приняли участие 30 детей младшего школьного возраста в возрасте 6 лет: 15 детей, воспитывающихся в полных семьях и 15 детей, воспитывающихся в неполных семьях. Для проведения исследования выбраны следующие методики: проективная методика «Рисунок человека», а также методика «Незаконченные предложения». По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что отпечаток на представления детей о себе накладывает система семейного воспитания, взаимоотношение взаимоотношения членов семьи между собой, близость общения родителей с детьми. В то же время следует отметить, что несмотря на то, что в любой неполной семье отсутствуют объективные условия для полноценного развития ребенка, каждая из ее разновидностей отличается своими психологическими особенностями, которые накладывают свой отпечаток на развитие личности воспитывающихся в таких семьях детей. Результаты исследования показали, что младшие школьники, воспитывающиеся в полных семьях, воспринимают себя более позитивно, чем дети, воспитывающиеся преимущественно одной матерью. В целом, учащиеся исследуемой группы склонны более критично относиться к себе (с точки зрения того, как они воспринимаются окружающими), предполагают, что их воспринимают и оценивают недостаточно позитивно. Таким образом, можно отметить существенное влияние структуры и особенностей взаимодействия в семье на формирование Я-концепции детей младшего школьного возраста.  
Читать дальше
1. Агапов Е. П. Семьеведение : учебное пособие / Е. П. Агапов. – М: Даш-ков и К°, 2017. – 398 с. 2. Багирова А. П. Семья и родительство сквозь призму мнений // Социо-логические исследования. – 2017. – № 7. – С.126-131. 3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание /Р.Бернс. — М.: Прогресс, 1986. — 424 с. 4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И. Божович. - СПБ: Питер, 2018.-398с. 5. Болотова А.К. Психология развития и возрастная психология. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.К. Болотова. - СПб.: Пи-тер, 2018. - 478 c. 6. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Л.С. Выготский. М: Аст-рель, 2015 - 671 с. 7. Доброхлеб В. Г. Семья перед лицом новых социальных вызовов // Народонаселение. – 2018. – Т. 21. – № 2. – С. 60-68. Дружинин В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. 3-е изд. – СПб : Питер, 2018. – 176 с. 8. Дусавицкий А. К. Развитие личности в учебной деятельности. — М.: Юнити-Дана, 2016 -112 с. 9. Елютина М. Э. Благополучие семьи: парадигма комплексного институ-ционального подхода / М. Э. Елютина, С. В. Климова // Известия Сара-товского университета. Новая серия. Сер.: Социология. Политология. – 2017. - Т. 13. – Вып. 2. – С. 19-27. 10. Ефимова О. И. Семейные ценности современной молодёжи: устойчи-вость основ или «в ногу со временем»? // Мир психологии. – 2015. – № 1. – С. 209-214. 11. Зайцев А.Б. Самосознание как структура и процесс становления личности школьников / А.Б. Зайцев // Вопросы психологии. – 2017. – № 7. – С.52-56. 12. Зверева О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание де-тей / О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева. – М: Сфера, 2019. - 256 с. 13. Зуева Е.Ю. Психологические аспекты Я-концепции личности // Вопросы науки и образования. - №5. – С.84-88. 14. Каменская В.Г. Психодиагностика ребенка: Уч. / В.Г. Камен-ская, Л.В. Томанов, О.А. Драганова. - М.: Инфра-М, 2018. - 480 c. 15. Ковалев А.Г. Психология личности /А.Г. Ковалев. - М.: «АСК», 2019. – 391 с. 16. Колесов В. И. Сущностные особенности парадигмы семьи в совре-менных условиях / В. И. Колесов, А. Н. Смолонская, С. И. Смолонский // Мир психологии. – 2018. – № 1. – С. 64-69. 17. Кулагина И.Ю. Психологический возраст: диагностика и тен-денции изменения в онтогенезе // Вестник Университета РАО – 2016. - №1. – С. 45-53 18. Кулагина И.Ю. Младшие школьники: особенности развития / И.Ю. Кулагина. – М. : Эксмо, 2009. – 176 с. 19. Леонтьева А.В., Лушпарь, Т.Г. Родители являются первыми педагогами своих детей //Начальное образование. - 2016. - №11. - С. 53 - 58. 20. Липкина А.И. Самооценка школьника /А.И. Липкина. - М.: Пе-дагогика, 2016.-64с 21. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. – М.: Педагогика, 2016. – 144 с. 22. Логунова Е. В. Особенности социального исследования причин возникновения межличностных конфликтов в современных семьях// Молодой ученый. — 2019. — № 7. — С. 108-112. 23. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология разви-тия: Учебник / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2016. - 272 c. 24. Наумов С. Ю. Исторический опыт и современные проблемы семей-ной политики Российского государства / С. Ю. Наумов, П. П. Фролкин. – Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2016. – 123 с. 25. Павелко Р. В. Младший школьник в нравственном измерении межличностных отношений / Г. В. Павелко // Обновление содержания, форм и методов обучения и воспитания в закл. образования: сб. наук. пр.: наук. зап. Ривнен. гос. гуманит ун-та. - Ровно, 2013. - Вып. 26. - С. 6-10. 26. Пешкова Н.А. Изучение Я-концепции учащихся начальных классов с разным уровнем самооценки // Акмеология. — 2017. — № 3. — С. 93-102. 27. Слободчиков В. И. Формирование Я-концепции // Начальная школа - 2012. - № 3. – С.11-34. 28. Сорокина Е.Г. Конфликтология в социальной работе: Учебник для бакалавров / Е.Г. Сорокина, М.В. Вдовина. - М.: Дашков, 2016. - 284 c. 29. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика: Учебник для ака-демического бакалавриата / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - Лю-берцы: Юрайт, 2016. - 509 c. 30. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избран-ные труды /Д.И. Фельштейн. — М.:: Флинта, 2019. – 322 с. 31. Хухлаева О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для академического бакалавриата / О.В. Хухлаева, Е.В. Зы-ков, Г.В. Бубнова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 367 c. 32. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития / Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров – М.: Интерпракс, 2015. – 228 с. 33. Черносвистов Е. В. Личность и ее окружения / Е. В. Чернови-стов. - М.: Крон, 2016 – 102 с. 34. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологи / И.И. Чеснокова. – М.: Наука, 2017. – 144 с. 35. Чеснокова И.И. Самосознание, саморегуляция, самодетермина-ция личности / И.И.Чеснокова // Проблемы психологии личности. – М.: Наука, 2012. – 246 с. – С. 121-126. 36. Шайденкова Т.Н. Особенности формирования Я-концепции у младших школьников //Акмеология. – 2017. - №8. – С.72-78. 37. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи /Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 1999. – 656 с. 38. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды /Д. Б. Эль-конин. – М.: Академический проспект, 2019. – 554 с. 39. Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – СПб.: Ленато АСТ, Фонд «Университетская книга», 2016. – 592 с. 40. Юматова И.И. Психодиагностика: учебное пособие / И.И. Юматова. - РнД: Феникс, 2017. - 254 c.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Сленг в социальных сетях(инстаграм, твиттер, facebook)
Количество страниц:
30
Оригинальность:
89%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Английский
курсовая работа
-
Количество страниц:
20
Оригинальность:
21%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Инженерная графика
курсовая работа
Деятельность В.Ф.Одоевского по открытию детских приютов в России
Количество страниц:
50
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Социальная педагогика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image