ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1. Познавательный интерес младших школьников: сущность, характеристики 1.2 Особенности организации внеурочной деятельности для развития познавательного интереса у младших школьников ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2.1. Диагностика уровня сформированности познавательного интереса младших школьников 2.2. Проектирование и реализация комплекса занятий во внеурочной деятельности по формированию познавательного интереса у младших школьников ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Педагогические условия развития познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности

дипломная работа
Педагогика
40 страниц
74% уникальность
2021 год
124 просмотров
Подгорная Д.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1. Познавательный интерес младших школьников: сущность, характеристики 1.2 Особенности организации внеурочной деятельности для развития познавательного интереса у младших школьников ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2.1. Диагностика уровня сформированности познавательного интереса младших школьников 2.2. Проектирование и реализация комплекса занятий во внеурочной деятельности по формированию познавательного интереса у младших школьников ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Читать дальше
Проблема развития познавательного интереса детей определяется поиском новых педагогических условий в организации образовательного процесса образовательных учреждениях. Проблема развития познавательного интереса у младших школьников исходит из потребностей сферы образования, а именно недоработанностью личностно-деятельностного подхода в развитии познавательного интереса у школьников. Многочисленные работы отечественных и зарубежных ученых по проблеме развития познавательного интереса касаются, в основном, школьного возраста. А. С. Бахарева, В. Ф. Башарин, Н. И.


Наши контрольные работы под заказ в Краснодаре выполняются профессионалами.


Ворновская, И. М. Дмитриева, Л. С. Дягилева, Е. Л. Запольская, В. Г. Иванов, Е. Г. Кайдаш, Л. П. Кибардина, А. К. Маркова, Н. Г. Морозова, М. В. Найн, О. В. Петунин, Н. А. Погорелова, А. Г. Поддубный, П. И. Семенова, И. А. Свиридова, Л. В. Трифонова, М. А. Ушакова, Т. И. Шамова, М. А. Шевцова, Г. И. Щукина и др. уделяли внимание данной проблеме. Познавательный интерес в данных исследованиях представлен как особый побуждающий механизм поведения, во многом определяющий степень увлеченности деятельностью; как часть общей проблемы обучения, воспитания и развития личности. В работах Е.С. Бабуновой, Л.Н. Вахрушевой, А.Ю. Дейкиной, Е.Э. Кригер,B.И. Мишаниной, Н.К. Постниковой описываются особенности развития познавательного интереса младших школьников, факторы, которые влияют на формирование познавательного интереса. Наиболее значимыми для изучения процесса развития познавательного интереса младших школьников являются исследования Л.И. Божович, Т.И. Ерофеевой, Н.Г. Морозовой, С.Н. Николаевой, H.H. Подцьякова, Г.И. Щукиной, в которых обоснованы предпосылки познавательного развития школьников, представлены характеристики познавательного интереса, раскрыта методика его развития у детей, своеобразие познавательного интереса на разных возрастных этапах развития. Обострение противоречий между повышением требований к средствам поддержки детской инициативы, самостоятельности в познавательной деятельности, обеспечивающих развитие познавательного интереса и недостаточной разработанностью комплексного методического сопровождения процесса формирования познавательного интереса у младших школьников обусловило проблему исследования: какие педагогические условия необходимы для развития познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности. Объект исследования - познавательное развитие младших школьников. Предмет исследования - процесс развития познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности. Цель — теоретически обосновать и эмпирически исследовать процесс развития познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности. В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: процесс развития познавательного интереса младших школьников будет наиболее эффективным при использовании специально разработанной серии занятий во внеурочной деятельности. В соответствии с заявленной целью и гипотезой исследования были выдвинуты следующие задачи: 1. Описать сущность познавательного интереса младших школьников и его характеристики. 2. Охарактеризовать особенности организации внеурочной деятельности для развития познавательного интереса младших школьников. 3. Диагностировать уровень сформированности познавательного интереса у младших школьников. 4. Разработать и реализовать содержание занятий по развитию познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности. Методологической основой исследования являлись концептуальные положения философских, психолого-педагогических теорий: - теории системного изучения психолого-педагогического явления, позволяющего выявлять интегративные системные свойства и качественные характеристики познавательного интереса (Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин и др.); - фундаментальные положения личностно-ориентированного подхода в образовании (О.С. Газман, В.В. Сериков, В.А. Петровский); - теоретические положения отечественных педагогов и психологов о развитии личности в онтогенезе (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, A.A. Люблинская); - теоретические положения развития познавательного интереса (Г.И. Щукина, Н.Г. Морозова). На теоретико-поисковом этапе применены методы исследования: теоретический анализ и синтез научных концепций, позволившие выявить базовые положения для исследования; изучение и обобщение массового и инновационного педагогического опыта; научное наблюдение с целью получения эмпирических данных о состоянии исследуемого качества и о процессе. На экспериментально-исследовательском этапе исследования осуществлялась разработка и подбор занятий во внеурочной деятельности для младших школьников с целью развития познавательного интереса и его экспериментальная проверка в ходе констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента. На завершающем этапе исследования применялись методы сравнения, абстрагирования, обобщения полученных теоретических и эмпирических результатов; были осуществлены анализ и обобщение полученных данных, письменное оформление текста диссертации. Научная новизна исследования состоит в том, что определены показатели и уровни развития у младших школьников познавательного интереса; обосновано и экспериментально проверено влияние внеурочной деятельности на развитие у них познавательного интереса. Базу исследования составила опытно-экспериментальная работа в .................Исследованием было охвачено 10 младших школьников. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных данных экспериментально обоснованных методов и приёмов развития познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности; разработке диагностического инструментария, по оценке развития познавательного интереса. Материалы исследования могут быть широко использованы в процессе преподавания педагогики, детской психологии, а также в практике образовательных учреждений. Структура работы. Объем страниц. Состоит из введения ( с.), двух глав ( с.), выводов ( с.), заключения ( с.), 1 таблицы, .. рисунков, списка литературы ( наименований) и ... приложений.

Читать дальше
В современных школах возрастающая потребность развития познавательного интереса на начальном этапе обучения не получает достаточного удовлетворения, потому что в педагогической практике до сих пор наблюдается преобладание прямого педагогического воздействия, не позволяющего в полной мере интенсифицировать процессы саморазвития детей. Недостаточная степень овладения базовыми знаниями, умениями и навыками (основы функциональной грамотности) затрудняет переход познавательного интереса младших школьников с уровня потребности во впечатлениях на уровень устойчивого стремления к познанию, который характеризуется творчески-продуктивной деятельностью. Все это приводит к торможению общего развития личности. Проведенное исследование позволило изучить проблему развития познавательного интереса с различных сторон. Педагогическая теория и практика имеет значительное количество наработок по данной проблеме, которые раскрывают многочисленные подходы к ее решению. Учитывая опыт предыдущих исследователей и, адаптируя его к современным условиям обучения, мы теоретически обосновали и экспериментально проверили свой подход к решению проблемы развития познавательного интереса младших школьников в учебно-воспитательном процессе школы. Таким образом, проблема формирования познавательных интересов учащихся является одной из наиболее актуальных проблем в педагогической теории и практике. Как важный фактор деятельности учеников познавательные интересы характеризуются динамическими взаимосвязями методологического, мотивационного и научно–методического аспектов учебно–воспитательного процесса в школе. Проанализировав развитие познавательного интереса во внеурочной деятельности, мы пришли к следующим выводам: Познавательный интерес представляет собой интегративное – личностное образование, сопряженное с потребностями. В нем органически представлены все важные для развития личности процессы – интеллектуальные, эмоциональные, волевые, а также объективные и субъективные связи с миром, выраженные в отношениях. Особая роль, при формировании познавательного интереса принадлежит деятельности. Существуют условные стадии развития познавательного интереса детей, уровни активизации познавательных процессов, дидактические условия развития познавательного интереса школьников. Все это надо иметь в виду, при выборе методических приемов для активизации познавательного интереса. Отсюда следует, что необходима система средств и приемов возбуждения, поддержания и укрепления интереса учащихся на разных этапах формирования, которые далеко не всегда расцениваются школьниками как интересные и нужные. Познавательный интерес является одной из важных мотивационных тенденций, которые составляют основу учебной деятельности младшего школьника, а также является необходимым и значимым компонентом ее структуры. Изучение формирования познавательного интереса младших школьников, общение с их родителями свидетельствуют, что родители 64 ориентируются на устаревшие представления о том, что усиленное обучение ребенка чисто предметным знаниям обеспечивает его успешное обучение в школе, позитивное отношение к нему взрослых и сверстников. К сожалению, эту идею поддерживает и воплощает значительный ряд педагогов. Сегодня задача педагогической теории и практики – изменить эту ошибочную мысль и доказать необходимость осознания сущности природы младшего школьного возраста как важного и уникального периода, который создает базу для всего дальнейшего обучения и деятельности личности. Формирование познавательной интереса младших школьников должно происходить в процессе сочетания игровой и познавательной деятельности. Анализ литературы позволил сформулировать основные понятия исследования познавательного интереса младших школьников. В работе познавательная деятельность рассматривается как активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого индивид приобретает знания, познает законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него. Познавательный интерес представляет собой избирательную направленность на отдельные объекты окружающего мира, связанную с положительно-эмоциональным отношением, познавательной активностью и волевым усилием субъекта. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном поведении младших школьников (эмоциональная напряженность, мимика, движения, жесты), сформированности речи (интонации, интенсивность тона голоса и т.д.). Активность младшего школьника на уроке прямо связана с его познавательным интересом. Внеурочная деятельность – деятельностнаяорганизация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д. Разрабатывая систему мероприятий по формированию познавательного интереса и развитию творческих способностей во внеурочной деятельности и вовлечению детей в активную творческую познавательную деятельность, считаем целесообразным и эффективным использования следующих современных образовательных технологий: Технология сотрудничества Игровые технологии Технологии проектной и исследовательской деятельности Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) Проведение экспериментального исследования развития познавательного интереса показало, что у детей познавательный интерес развит приблизительно на одном уровне. Для формирующего этапа нами была разработана и апробирована программа курса «Юные экологи», способствующая развитию познавательного интереса обучающихся, реализованная во внеурочной деятельности. В ходе реализации занятий были использованы различные формы уроков путешествие, исследование, игра, проект и т.д. При изложении нового материала, при закреплении, повторении и проверке знаний ребята выполняли творческие задания, игралит в дидактические игры, решали проблемные вопросы, познавательные задачи, требующие в основном не воспроизведения фактов и определения уже известных понятий, а самостоятельного использования их для доказательств, оперирования природоведческими понятиями в новых условиях. Разработанный и внедренный комплекс занятий, положительно повлиял на формирование познавательного интереса у учеников экспериментальной группы. Таким образом, контрольный эксперимент подтвердил эффективность выдвинутых психолого-педагогических условий формирования у младших школьников познавательного интереса во внеурочной деятельности
Читать дальше
1. Амонашвили Ш.А. Развитие познавательной активности в начальной школе// Вопросы психологии / Ш.А. Амонашвили, 2013. - №5 - с. 36 - 41. 2. Аквилева Г.Л., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. — М., 2011. 3. Аквилева Г.Л., Клепинина З.А. Наблюдения и опыты на уроках при- родоведения.— М., 2008. 4. Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе / Ю.К. Бабанский. – М., 1991. – 356 с. 5. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию [Текст] : книга для учителя / В. Б. Бондаревский. - Москва : Просвещение, 2005. 6. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1–4 классы. — М.: Вентана-Граф, 2005. — 240 с. 7. Виноградова Н.Ф., Рыдзе О.А. «Окружающий мир» как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы. М., Педагогический университет «Первое сентября», 2008. 8. Горбаткина И.М. Формирование основ естественно-научной классификации в курсе «Окружающий мир». // Начальное образование. – 2012. – № 3. 9. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания / Е.В. Григорьева. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЯАДОС, 2008. — 253 с. 10. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. - М.:«Дом педагогики», 2006. - 208 с. 11. Жадобко Е. Б. Времена года в познавательных задачах на уроках природоведения: Методич. пособие / Калинингр. ун-т. - Калининград, 2007 12. Зверев И.Д. Учебные исследования по экологии в школе. — М., 2013. 13. Луначарский А.В. О Воспитании и образовании. / А.В. Луначарский. – М.: Просвещение, 2006. – 315 с. 14. М.В.Матюхина Изучение мотивационной сферы учащихся / Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ, 2004. – 186 с. 15. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 456 с. 16. Обучение и развитие/Под ред.Л.В. Занкова.–М.: Просвещение, 2005. 17. Орг А.О., Белицкая Н.Г. Олимпиады по предмету Окружающий мир. ФГОС. 2 класс. М., 2012. 18. Пакулова В.М., Кузнецова ВЛ. Методика преподавания природоведения. — М., 2000. 19. Пешросова Р.А., Голов В.Л., Сивоглазов В.Л. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. — М., 2009. 20. Плешаков АА. Тематическое планирование по программе «Зеленый дом» для начальной школы: Книга для учителя.— М., 2009. 21. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.1.– 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 317 с. – (Стандарты второго поколения). 22. Программа внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова: сборник программ / сост. Е.Н. Петрова. – 2-е изд., испр. И доп. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012. 23. Рубинштейн, А.В. Основы общей психологии./ А.В. Рубинштейн. - С-П.: Издательство «Питер», 2010. - 448с. 24. Сластенин В.А. Педагогика учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.-576с. 25. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки Рос. Федерации.-М.: Просвещение, 2010. 26. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие / И.Ф. Харламов. - М.: Юрист, Черноусова, Ф.П., Круть, И.Н. Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности. // Завуч, №8, 2013. с. 107-117 27. Чудинова Е.В. Окружающий мир. Методические рекомендации для учителя, 2 класс / Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварёва. - Издательство: Вита- Пресс. - 2003. - 112 с. 28. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в психологии / Г.И. Щукина– М.: Просвещение. – 2009. – 125 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Мода в контексте кинематографа: российские и зарубежные практики
Количество страниц:
35
Оригинальность:
87%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Кино и телевидение
курсовая работа
ответственность за нарушение обязательств
Количество страниц:
31
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Гражданское право
курсовая работа
Организация справочно-поисковой системы по документам учреждения
Количество страниц:
28
Оригинальность:
38%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Делопроизводство и документооборот
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image