ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ......................................................................................................5
1.1. Психолого-педагогические особенности детей, имеющих нарушение звукопроизносительной стороны речи......................................................................5
1.2. Состояние звукопроизносительной стороны речи у дошкольников.............12
Вывод по 1 главе........................................................................................................26
ГЛАВА II МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ С ПОМОЩЬЮ МОДЕЛИ В.М. АКИМЕНКО..............................................................................................................28
2.1. Планирование коррекционной логопедической работы с помощью различных моделей коррекции................................................................................28
2.2. Применение модели В.М. Акименко при исправлении нарушений произношения различных звуков.............................................................................33
Вывод по 2 главе........................................................................................................40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..................................................42
ПРИЛОЖЕНИЕ А...................................................................................................46
ПРИЛОЖЕНИЕ Б.....................................................................................................47
Читать дальше
Нарушение звукопроизводства у дошкольников - один из основных или главных недостатков в структуре речевых нарушений. Методы исправления ошибок в произношении звуков довольно изощрены. Тем не менее, есть резервы для развития этого направления исследований.
Фаза коррекции включает в себя генерацию шума, его автоматизацию и дифференцирование. Решены проблемы, связанные с формированием и развитием фонематического восприятия и лексико-грамматической структуры языка. Занятия проходят индивидуально, а также в небольших подгруппах по 3-4 ребенка со схожими структурными ошибками в акустическом произношении. После настройки звука начинается этап автоматизации со слов, фраз, стихов и текстов. Время, необходимое для создания звуков и их автоматизации, может варьироваться в зависимости от сложности травмы.
В конце фазы коррекции ребенок помещается в группу динамического наблюдения, то есть в фазу оценки и контроля, в которой логопед и преподаватели наблюдают за процессом автоматизации звука в разговорной речи.
Хотя большую часть дня мы проводим в детском саду, на его развитие в первую очередь влияет семья. А эффективность процесса коррекции во многом зависит от отношения родителей. К сожалению, обычно бывает два крайних варианта исправления проблемы с воспроизведением звука:
1-игнорирование качества речи ребенка, часто граничащее с игнорированием рекомендаций логопеда;
2 - Чрезмерные требования к языковым качествам ребенка в фазе, когда звук еще находится в процессе автоматизации.
Оба они не способствуют правильному воспроизведению звука и значительно замедляют весь процесс коррекции. У каждого ребенка есть индивидуальная логопедическая тетрадь для родителей, в которую включены все использованные лингвистические материалы и рекомендации родителей-логопедов. Тетрадь приносят в детский сад в день урока, а затем забирают домой, чтобы просмотреть материал. Если логопед систематически игнорирует указания родителей или они не посещают занятия без мотивации, ребенок может быть отстранен от логопедической группы.
Звуковые расстройства требуют от ребенка особой поддержки, а успешная подготовка ребенка к школе зависит от своевременности и совместной деятельности логопеда, воспитателя и родителей.
Читать дальше
1. Айзман Р. И. Медико-биологические основы дефектологии. — М.: Юрайт, 2020. — 225 с.
2. Аксенова Л. И. Абилитационная педагогика: учеб. пособие для академического бакалавриата / Л. И. Аксенова. — М.: Юрайт, 2018. — 377 с.
3. Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании: учебник для СПО / Е. А. Медведева [и др.]; под ред. Е. А. Медведевой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2017. — 274 с.
4. Архипова Е. Ф. Логопедическая помощь детям раннего возраста. Учебное пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2015. — 256 с.
5. Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников: практ. пособие / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 157 с.
6. Бегидова Т. П. Основы адаптивной физической культуры: учеб. пособие для вузов / Т. П. Бегидова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2017. — 191 с.
7. Ворошнина Л. В. Коррекционная и специальная педагогика. Творческое и речевое развитие гиперактивных детей: учеб. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2019. — 291 с.
8. Ворошнина Л. В. Методика развития речи и общения детей, не посещающих доу: практ. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2017. — 158 с.
9. Ворошнина Л. В. Развитие речи и общения детей, не посещающих доу: практ. пособие для академического бакалавриата / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2019. — 158 с.
10. Галасюк И. Н. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии. Кураторство семьи особенного ребенка: учеб. пособие для СПО / И. Н. Галасюк, Т. В. Шинина. — М.: Юрайт, 2019. — 179 с.
11. Глухов В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учебник для СПО / В. П. Глухов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 295 с.
12. Завьялова Т. П. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у обучающихся: учеб. пособие для СПО / Т. П. Завьялова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 167 с.
13. Климонтович Е. Ю. Увлекательная логопедия. Учимся анализировать и пересказывать. Для детей 5-7 лет. — М.: Теревинф, 2017. — 64 с.
14. Колесникова Г. И. Девиантология: учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. И. Колесникова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2017. — 175 с.
15. Колесникова Г. И. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учеб. пособие для СПО / Г. И. Колесникова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 176 с.
16. Лосева С. М. Логопедическая работа с умственно отсталыми дошкольниками. — М.: Редкая птица, 2020. — 160 с.
17. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: учеб. пособие для вузов / И. И. Мамайчук. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 318 с.
18. Медико-биологические основы дефектологии: учеб. пособие для академического бакалавриата / Р. И. Айзман, М. В. Иашвили, А. В. Лебедев, Н. И. Айзман; отв. ред. Р. И. Айзман. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 224 с.
19. Микляева Н. В. Лечебная педагогика в дошкольной дефектологии. — М.: Юрайт, 2020. — 522 с.
20. Мисаренко Г. Г. Методика преподавания русского языка с коррекционно-развивающими технологиями: учебник и практикум для СПО / Г. Г. Мисаренко. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 314 с.
Читать дальше