Если вам необходимо заказать написание курсовой работы по финансовому менеджменту. Вы находитесь на нужном сайте! У нас работают настоящие мастера по написанию курсовых работ.
На развитие речи в целом влияют как физиологические, так и педагогические факторы. Целостные структуры головного мозга позволяют в полном объеме освоить монологическую речь. Если же наблюдается органическое поражение головного мозга, то освоение любых сторон языка становится затруднительным, даже с помощью специалистов. Школьное обучение становится для детей с нарушением интеллекта проблематичным, речевое развитие имеет различные степени недоразвития, что требует постоянного контроля со стороны взрослых. Актуальность проблемы развития монологической речи у детей школьного возраста с умственной отсталостью связана с необходимостью общения с окружающими, положительной адаптации среди сверстников и общества в целом. Судя по статистическим данным, проведенным за последние пять лет, тенденция увеличения детей с умственной отсталостью нарастает. Об этом говорят переполненные школы для детей с нарушением интеллекта, кроме того, открываются классы для детей с интеллектуальной недостаточностью в общеобразовательных школах. А значит дети будут общаться не только между себе подобными, но и с нормотипичными детьми. Окружающие не всегда могут понять речь, произносимую ребенком с умственной отсталостью, не только из-за ее звучания, но и из-за аграмматизмов и других несоответствий в произношении. Возникает потребность в общении, которую необходимо реализовать во что бы то ни стало. Иначе происходит непринятие личностью коллективных норм, что приводит к дезадаптационным процессам. Неумение выстраивать контакты между сверстниками у детей с интеллектуальной недостаточностью приводит как к внутренним конфликтам, так и внешним. Это проявляется через агрессию, замкнутость, депрессивные состояния. Поэтому так важно научить детей выстраивать связные монологические высказывания, обращенные к собеседнику, будь то взрослый или ребенок. Проблема развития монологической речи рассмотрена в работах А.Р. Лурия, Л.А. Дологова, А.А. Леонтьев. Вопросы развития детей с интеллектуальными нарушениями рассмотрены в работах М. Монтессори, Л.С. Выгодского, П.Я. Гальперина (именно его теория поэтапного формирования умственных действий помогает гармонично строить процесс обучения). Особенно значимой темой развития речи является в системе обучения детей с интеллектуальной недостаточностью, когда нарушены все психические процессы, в том числе развитие мышления и речи. Ребенок с умственной отсталостью не отличается самостоятельным мышлением, достичь цели он не может без поддержки взрослого. Поэтому так важно начать систему развития речи ребенка с интеллектуальной недостаточностью как можно раньше. С рождения, если есть показания специалистов после обследования на наличие органического поражения головного мозга. Либо с момента обнаружения проблемы в процессе наблюдения и сравнения со сверстниками, которые не имеют отклонений в развитии. Грамотно выстроенная работа по формированию связной речи, как диалогической, так и монологической, способна сгладить различие между языком сверстников и ребенка с нарушением интеллекта. В рамках изучения монологической речи у детей школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью, используют методики, которые позволяют отследить динамику развития связного выражения мысли с помощью языка. Предметом исследования является – особенности монологической речи у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Объект исследования – процесс формирования монологической речи у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Гипотеза – предположим, что в связной монологической речи у детей с интеллектуальным нарушением по типу легкой умственной отсталости будут присутствовать искажения звучания, понимания, грамматические несоответствия. Целью исследования является изучение особенностей формирования монологической речи у младших школьников с умственной отсталостью. Задачи исследования: 1. Изучить литературу по проблемам формирования монологической речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью. 2. Подобрать диагностический материал для изучения монологической речи у детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью. 3. Сформулировать критерии количественно-качественной оценки результатов исследования. 4. Провести обследование и проанализировать полученные результаты Для исследования использовались такие методы: - теоретические: изучение методической, научной, научно-популярной литературы; - организационные: сравнительный (дети с умственной отсталостью сравниваются с нормально развивающимися сверстниками); - эмпирические: наблюдение, вербально-коммуникативные методы (беседа, рассказ), анализ процесса и продуктов жизнедеятельности (рисунки, рабочие тетради по русскому языку и литературе); - методы и приемы обработки эмпирических данных: качественная характеристика полученных данных; - интерпретационные методы: структурный, заключающийся в анализе межсистемных связей. Теоретическая значимость работы: расширение знаний о специфике развития монологической речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Практическая значимость: подбор универсальных методов, позволяющих эффективно формировать процесс запуска монологической речи у младших школьников, имеющих органическое поражение головного мозга и обучающихся по адаптированной программе для школ VIII вида. Работа состоит из введения, двух глав (теоретического и эмпирического характера), заключения, списка литературы.