Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения неуспеваемости детей младшего школьного возраста 5
1.1 Подходы к изучению проблемы неуспеваемости в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Возрастные особенности детей младшего школьного возраста 7
1.3 Основные причины неуспеваемости детей младшего школьного возраста 10
2 Опытно-экспериментальная работа по коррекции неуспеваемости у детей младшего школьного возраста 14
2.1 Подбор методов и методик по изучению неуспеваемости детей младшего школьного возраста 14
2.2 Разработка комплекса развивающих упражнений по коррекции неуспеваемости детей младшего школьного возраста 21
2.3 Анализ результатов исследования 23
Выводы о проделанной работе 29
Заключение 30
Литература 31
Приложение 1. Протокол диагностики неуспеваемости младших школьников (констатирующий эксперимент)
Приложение 2. Методика «Простые аналогии» И.Ю. Кулагиной и В.Н. Калюцкого
Приложение 3. Методика «Память на образы» А.А. Карелина
Приложение 4. Тест на диагностику уровня мотивации
В.М. Матюхиной (адаптированный)
Приложение 5. Комплекс упражнений для повышения уровня успеваемости
Приложение 6. Протокол диагностики неуспеваемости младших школьников (контрольный эксперимент)
Читать дальше
Данная работа посвящена причинам неуспеваемости в младшем школьном возрасте. Подведем итоги работы, выделив ключевые ее моменты в виде выводов:
1. Неуспеваемость подразумевает ситуацию, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы.
За основу причин неуспеваемости младших школьников выбрана классификация П.А. Киршина, подразделяющая все причины на две большие группы:
внутриличностная сфера;
внеличностная сфера.
3. Исходя из выявленной важности проблемы неуспеваемости, было принято решение о проведении опытно-экспериментальной работы, направленной на диагностику и коррекцию неуспеваемости учащихся 2 «А класса», ГБОУ Школы №1542 г. Москвы.
4. На этапе констатирующего эксперимента, была произведена диагностика уровня неуспеваемости в экспериментальной группе и были выявлены следующие ее причины:
уровень мышления.
уровень памяти.
пониженная мотивация учащихся.
5. На основании выявленных причин неуспеваемости, на этапе формирующего эксперимента, была разработана и апробирована программа коррекции уровня неуспеваемости.
6. На этапе контрольного эксперимента была проведена повторная диагностика уровня неуспеваемости, доказавшая целесообразность разработанной программы коррекции неуспеваемости учащихся.
Цель работы достигнута, задачи решены в полном объеме.
Читать дальше
1. Амбалова С.А. Психологические проблемы учеников младших классов средней общеобразовательной школы / С.А. Амбалова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. –Т.7. – № 4 (25). – С.280-283.
2. Бахтина С.В. Психолого-педагогические факторы, влияющие на успеваемость школьников / С.В. Бахтина, Н.С. Майба // Психологическое знание в контексте современности: теория и практика: сб. статей по материалам VI Всероссийской науч.-практич. конф.. – 2016. – С.8-13.
3. Белисова А.А. Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста / А.А. Белисова, О.А. Белисова, С.В. Васерман, Е.А. Кронштатова, Л.Н. Мишенева, Н.И. Николаева // Устойчивое развитие науки и образования. – 2018. – №10. – С.160-164.
4. Богданова В.В. Особенности формирования познавательной активности у слабоуспевающих младших школьников / В.В. Богданова, Е.В. Коломенская // Научный вестник Гуманитарно-социального института. – 2017. –№ 6. – С.3-10.
5. Бондарева Е.В. Психологический аспект школьной неуспеваемости в подростковом возрасте / Е.В. Бондарева, В.А. Хайлова, А.Н. Макарова // Наука молодых – будущее России: сб.научных статей 4-й Междунар. науч. конф. перспективных разработок молодых ученых. – 2019. – С.55-57.
6. Вавилов А.П. Проблемы учебной неуспеваемости школьников / А.П. Вавилов // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – №2. – С.19-24.
7. Волков Б.С. Психология возраста. От младшего школьника до старости. Логические схемы / Б.С. Волков. – М.: Владос, 2013. – 366с.
8. Гафарова Р.И. Причины неуспеваемости младших школьников и способы решения этой проблемы / Р.И. Гафаров, Е.В. Головнева // Научный альманах. – 2017. – №2-2(28). – С.77-80.
9. Гонина О.О. Психология младшего школьного возраста / О.О. Гонина. – М.: Флинта, 2021. – 272с.
10. Игнатенко М.В. Профилактика и коррекция трудностей в обучении у младших школьников / М.В. Гафарова // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 63-2. – С.199-202.
11. Дувалина О.Н. Причины неуспеваемости учащихся младших классов / О.Н. Дувалина, Е.А, Карачун // Colloquium-journal. – 2019. – №8(32). – С.37-39.
12. Жиенбаева Н.Б. Психологические особенности развития личности в младшем школьном возрасте / Н.Б. Жиенбаева, А. М. Измайлова // Молодой ученый. – 2018. – №11 (197). – С.116-119.
13. Исаев Е.И. Возрастно-нормативная модель развития младших школьников / Е.И. Исаев // Психолого-педагогические исследования. – 2017. – Т.9. – № 2. – С.178-189.
14. Кадралина Ш.К. Проблемы школьной неуспеваемости в научной литературе / Ш.К. Кадралина // Этнопедагогика в контексте современной культуры: сб. научных трудов по материалам Междунар. науч.-практич. конф. – 2018. – С.98-101.
15. Карпенко А.В. Понятие и виды неуспеваемости младших школьников / А.В. Карпенко, Е.А. Волченок // Проблемы и перспективы развития науки в России и мире: сб. статей Междунар. науч.-практич. конф. – 2016. – 58-60.
16. Киршин П.А. Причины школьной неуспеваемости и пути их устранения / П.А. Киршин // Вестник практической психологии образования. - 2015. – Т.12. - № 4. С.26–30.
17. Меретукова З.К. Неуспеваемость школьников как проблема педагогической науки и образования / З.К. Меретукова, Н.А. Полушина // Вестник АГУ. – 2016. – 3(183). – С.51-60.
18. Нелепко Т.А. Возрастные особенности младших школьников, значимые для успешности в учебной деятельности / ТА Нелепко, Е.А. Бай // Психологическое знание в контексте современности: теория и практика: сб. статей по материалам VI Всероссийской науч.-практич. конф.. – 2016. – С.309.
19. Реймер М.В. Анализ понятия «неуспеваемость» в психолого-педагогической литературе / М.В. Реймер, А.А. Забродина // Научный альманах. – 2018. - №4-2(42). – 65-70.
20. Руденко А.И. Трудности в обучении младших школьников / А.И. Руденко // Вестник магистратуры. – 2018. – № 12-4 (87). – С. 114-115.
21. Рябушкина Д.Б. Профилактика неуспеваемости учащихся в начальной школе / Д.Б. Рябушкина, О.А. Корнилова // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее: сб. статей XVIII Междунар. науч.-практ. конф. – 2018. – С. 267-269.
22. Серебрякова Н.В. Проблема школьной неуспеваемости и её отражение в отечественной педагогической публицистике: исторический опыт начала ХХ в. / Н.В. Серебрякова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – 2017. – №2. – С.32-39.
23. Токарева О.Г. Формы и методы педагогической поддержки младших школьников, испытывающих трудности в обучении / О.Г. Токарева, Е.И. Рубанская // Вестник современной науки. – 2017. – № 2-2 (26). – С.83-85.
24. Тончева А.В. Причины неуспеваемости современных школьников / А.В. Тончева // Вестник Чувашского университета. – 2012. – №1. – С.181-186.
25. Трошина Е.А. Психологические особенности детей младшего школьного возраста как субъектов учебной деятельности / Е.А. Трошина // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2012. – №11. – С.30-36.
26. Тюменцева Т.Д. Содержание коррекционно-развивающей работы по устранению неуспеваемости младших школьников / Т.Д. Тюменцева, А.Л. Падюков, Е.Ю. Пронина // Наука и образование: новое время. – 2018. – №3 (26). – С.838-841.
27. Цаболовой Я.Э. Организация работы учителя с неуспевающими школьниками как фактор повышения качества обучения / Я.Э. Цаболова // Наука через призму времени. – 2018. – №12 (21). – С.284-287.
28. Методика «Память на образы» // [Электронный ресурс]. / Психологический практикум. – Москва, 2018. – Режим доступа: https://psylist.net/praktikum/pamobr.htm (дата обращения: 07.04.2021).
29. Методика «Простые аналогии // [Электронный ресурс] / Ваш психолог. – Режим доступа: http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/61-diagnosis-of-intellectual-development/491-method-simple-analogy (дата обращения: 07.04.2021).
30. Структура учебной мотивации // [Электронный ресурс] / Calaeo. – Москва, 2015 – Режим доступа https://ru.calameo.com/books/0041305638ea77ea878ac (дата обращения: 07.04.2021).
Читать дальше