ВВЕДЕНИЕ………………………………..…………….………..………...3
1. Правовой статус прокурора в уголовном процессе…………………...5
2. Функции и полномочия прокурора в уголовном процессе………….12
3. Меры расширения полномочий прокурора в уголовном процессе ...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………….…...…………......…………….....26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….…………………..28
Читать дальше
Итак, по итогам проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
Полагаем обоснованным изложить ч. 1 ст. 37 УПК РФ в следующей редакции: «Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия, а также уголовное преследование от имени государства в судебном производстве». Безусловно, такое изменение (в случае его реализации) должно влечь изменение иных законодательных актов и законоположений, содержащихся в УПК РФ.
В связи с этим полагаем необходимым наделение прокурора правом производства следственных действий в рамках досудебного производства по возбужденному уголовному делу, если они необходимы для проверки законности и обоснованности процессуальных решений и действий субъектов, осуществляющих уголовное преследование по делу.
Остановимся далее на наделении прокурора правом на принятие решения об отводе следователя. Данное полномочие прокурора было закреплено в УПК РСФСР 1960 г. (ч. 3 ст. 64) и действовало в УПК РФ до 2007 г. В настоящее время таким правом наделен руководитель следственного органа (ч. 1 ст. 67 УПК РФ). Думается, такое решение законодателя не вполне логично, ибо прокурор, несомненно, является более объективным и непредвзятым субъектом уголовного судопроизводства, чем руководитель следственного органа. Основной задачей руководителя следственного органа является обеспечение успешного с точки зрения обвинения уголовного преследования, осуществляемого им совместно со следователем. Прокурору, как лицу, основной функцией которого в досудебном производстве является надзор за соблюдением закона, должно быть возвращено полномочие на решение об отводе не только дознавателя, но и следователя, и руководителя следственного органа.
По нашему мнению, неоптимальным является и наделение следователя, дознавателя полномочием на принятие в досудебном производстве решения об отводе переводчика, защитника, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика (ст. 69, ст. 72 УПК РФ). Таким образом, представители стороны обвинения получили возможность контролировать своих процессуальных противников в состязательном уголовном процессе. Решение об отводе защитника должно приниматься прокурором, объективно и беспристрастно осуществляющим надзор за соблюдением законов в досудебном производстве участниками как стороны обвинения, так и стороны защиты.
Правовым средством обеспечения действенности прокурорского надзора за соблюдением уголовно-процессуального закона в ходе досудебного производства является полномочие на отстранение следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущены нарушения закона. По действующему закону прокурор уполномочен отстранять дознавателя от дальнейшего расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ (п. 10 ст. 37 УПК РФ). В отношении следователей прокурор лишен такого полномочия. Такое разделение, по меньшей мере, необоснованно, поскольку дознаватели так же, как и следователи, осуществляют предварительное расследование (ч. 1 ст. 150 УПК РФ). Необходимость выявления нарушений закона следователями ничуть не меньше, чем выявление таких нарушений, допускаемых дознавателями. Полагаем, однако, что для усиления процессуальной самостоятельности следователей и дознавателей такое полномочие должно действовать лишь в случае грубого нарушения требований УПК РФ.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ, от 4.08.2014 г., N 31, ст. 4398
2. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 24.03.2021) // СПС КонсультантПлюс
3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия : федеральный закон от 28.12.2010 № 404-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 1. — Ст. 16.
4. Законопроект № 1024646-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре РФ» (в части приведения некоторых положений законодательства в соответствие с Конституцией Российской Федерации) // URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/ 1024646-7 (Дата обращения: 12.10.2020)
5. О практике применения судами принудительных мер медицинского характера : постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 07.04.2011 № 6 // СПС Консуль-тантПлюс.
6. По делу о проверке конституционности ряда положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих порядок и сроки применения в качестве меры пресечения заключения под стражу на стадиях уголовного судопроизводства, следующих за окончанием предварительного расследования и направлением уголовного дела в суд, в связи с жалобами ряда граждан : постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2005 № 4-П // СПС КонсультантПлюс.
7. По делу о проверке конституционности положений частей третьей-седьмой статьи 109 и части третьей статьи 237 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.В. Махина : постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2015 № 23-П // СПС КонсультантПлюс.
8. По делу о проверке конституционности статьи 435 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Д. и К : постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2018 № 20-П // СПС КонсультантПлюс.
9. Алиев Р.А. Прокурор в уголовном процессе в России // Государственная служба и кадры. 2020. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prokuror-v-ugolovnom-protsesse-v-rossii (дата обращения: 14.04.2021).
10. Баев О. Я. Функция следователя и прокурора — уголовное преследование // Судебная власть и уголовный процесс. — Воронеж, 2016. — № 1. — С. 123.
11. Белкин А.Р. УПК РФ: отменить нельзя поправить? В 2-х т. Том 1. Досудебное производство. М.: Юрайт, 2017. С. 71—76.
12. Василенко А. А. О необходимости расширения полномочий прокурора и их четкой регламентации в досудебном производстве // Общество, политика, экономика, право. — Краснодар, 2018. — С. 56—59.
13. Доклад Генерального прокурора РФ Ю.Я. Чайки на заседании Совета Федерации Федерального Собрания РФ 18 апреля 2018 г. // URL: https://genproc.gov.ru/smi/ news/news-1366820 (Дата обращения: 14.04.2021)
14. Дутов Ю.И., Дутов Н.Ю. О расширении полномочий прокурора в стадии предварительного расследования // Государственная служба и кадры. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-rasshirenii-polnomochiy-prokurora-v-stadii-predvaritelnogo-rassledovaniya (дата обращения: 14.04.2021).
15. Ефанова В. А. Прокурорское уголовное преследование: современное состояние и перспективы развития // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. — 2017. — № 4. — С. 262—272.
16. Медведева С. В., Монтюкова А. М., Попов А. М. Обвинительный уклон в уголовном процессе: проблемы правоприменения // Вестник Московского университета МВД России. — 2018. — № 3. — С. 137—141.
17. Седельников П.В., Коробкова Е.Е. Прокурор получил новые полномочия // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2019. №1 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prokuror-poluchil-novye-polnomochiya (дата обращения: 14.04.2021).
18. Трухачев В.В., Ахмедов У.Н. Функции и полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве и их отражение в процессуальном статусе прокурора // Право. 2020. № 4. С. 60—72.
19. Трухачев В.В., Ахмедов У.Н.О. Функции и полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве и их отражение в процессуальном статусе прокурора // Вестник ВИ МВД России. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsii-i-polnomochiya-prokurora-v-ugolovnom-sudoproizvodstve-i-ih-otrazhenie-v-protsessualnom-statuse-prokurora (дата обращения: 14.04.2021).
Читать дальше