СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ПОДРОСТКОВ 6 1.1. Понятие эмоциональной сферы, функции, эмоциональные составляющие 6 1.2. Особенности эмоциональной сферы подростков 12 Глава 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 15 2.1. Тревожность – как нарушение эмоциональной сферы подростка 15 Глава 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАСПОЗНОВАНИЯ ЭМОЦИЙ ОТ ПОВЫШЕННОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ 19 3.1. Исследование особенностей эмоциональной сферы подростков с повышенной тревожностью 19 3.2. Психолого-педагогические рекомендации по развитию и контролю эмоциональной сферы у подростков 30 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

Проблема распознавания эмоций у подростков с повышенной тревожностью

курсовая работа
Психология
42 страниц
55% уникальность
2021 год
31 просмотров
Смирнова С.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ПОДРОСТКОВ 6 1.1. Понятие эмоциональной сферы, функции, эмоциональные составляющие 6 1.2. Особенности эмоциональной сферы подростков 12 Глава 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 15 2.1. Тревожность – как нарушение эмоциональной сферы подростка 15 Глава 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАСПОЗНОВАНИЯ ЭМОЦИЙ ОТ ПОВЫШЕННОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ 19 3.1. Исследование особенностей эмоциональной сферы подростков с повышенной тревожностью 19 3.2. Психолого-педагогические рекомендации по развитию и контролю эмоциональной сферы у подростков 30 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
Читать дальше
Подростковый возраст считается особенно «эмоционально напряженным», и поэтому изучение эмоционального развития подростков занимает ведущее место в психологии. В последнее время интерес к проблеме эмоционального развития значительно возрос. Эмоциональные расстройства, возникающие в этот период, имеют далеко идущие последствия. Многие исследователи связывают определенные типы поведенческих расстройств у детей с различными формами эмоциональных расстройств. Связь эмоционального расстройства с плохой успеваемостью, трудностями в общении со сверстниками и взрослыми и т.д.


Не понимаете, где диплом купить ? На помощь придёт Work5.


это неоднократно демонстрировалось. Эта проблема достаточно полно отражена в работах отечественных и зарубежных авторов, таких как П.К. Анохин, А.Г. Грецов, И. Б. Дерманова, Е. П. Ильин, В. Г. Казанская, П. Лафренье, Ф. Райс, А. А. Реан, С. Л. Рубинштейн и др. Тревога-это эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагоприятного развития событий. В отличие от страха как реакции на конкретную угрозу, тревога-это обобщенный диффузный или необъективный страх. Актуальность темы исследования связана с тем, что в современном мире количество тревожных детей значительно возросло, чем раньше. Они характеризуются повышенной тревожностью, комплексами и эмоциональной нестабильностью. Возникновение тревожности связано с тем, что возрастные потребности школьников не удовлетворяются полностью или удовлетворяются лишь частично. Тревога становится устойчивым личностным образованием в подростковом возрасте. Тревожность имеет ярко выраженный возрастной характер. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты реальности, которые вызывают повышенную тревогу у большинства детей, независимо от того, существует ли реальная угроза или тревога как устойчивое образование. Проблемы подростков связаны в основном со страхами и тревогами, связанными с самоутверждением среди сверстников, с проблемой выбора профессии, а также с учебной деятельностью. Тревога сама по себе является эмоциональной реакцией, характеризующей чувство внутреннего напряжения. В состоянии тревоги возникает сильное психоэмоциональное напряжение, поэтому наличие высокой тревожности становится фактором риска. Это может спровоцировать различные расстройства невротического характера, расстройства психики и здоровья. Именно поэтому классным руководителям и учителям необходимо иметь информацию об эмоциональном состоянии подростков. Поэтому для уменьшения причин повышенной тревожности необходимо своевременно проводить коррекционно-развивающую работу, которая поможет снизить тревожность и сформировать адекватное поведение подростков. Под тревогой Б. М. Теплов понимал эмоциональную возбудимость в угрожающей ситуации. Более того, он принципиально разделил тревогу и эмоциональную возбудимость в нормальных условиях. Одна из причин такого мнения заключается в том, что эмоциональная возбудимость не зависит от силы раздражителя, а тревога, наоборот, напрямую связана с ним. Высокая тревожность нежелательна, так как может вызвать неверную реакцию на ситуацию. Но низкая тревожность также указывает на безразличие, безразличие и, следовательно, нежелание решать жизненные проблемы. Теоретическое и практическое изучение тревожности и эмоциональной сферы подростков актуально, прежде всего, потому, что это поможет более глубоко понять причины возникновения тревожности и эмоциональной нестабильности, а также наметить целесообразные пути профилактики. Целью исследования является изучение взаимосвязи тревожности подростков с его эмоциональной сферой. Достижению данной цели отвечают следующие задачи: 1. Изучить основные подходы к исследованию тревожности как индивидуально - психологической особенности личности и ее сферы. 2. Дать определение и выявить особенности эмоциональной сферы подростка. 3. Изучить особенности эмоциональной сферы подростка с повышенной тревожностью. 4. Предложить психолого-педагогические рекомендации по развитию и контролю эмоциональной сферы у подростков В качестве объекта выступила тревожность, как нарушение эмоциональной сферы подростка. Предмет исследования: взаимосвязь тревожности у учащихся подросткового возраста с их эмоциональной сферой. Методы исследования: в соответствии с поставленными задачами исследования использовались общенаучные методы теоретического исследования (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование); изучение научной литературы по проблеме; Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные в дальнейшем могут быть использованы педагогами - психологами образовательных учреждений, а также рекомендации могут помочь родителям, классным руководителям, учителям предметникам для работы с тревожными детьми Структура работы. Работа состоит из: введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Читать дальше
Повышенное количество тревожных подростков характеризуется повышенной тревожностью, неуверенностью, устойчивостью. Тревога является показателем дисфункционального личностного развития подростка и, в свою очередь, оказывает на него негативное влияние. Сложность и непостоянство подросткового возраста делает его фактором риска нежелательных проявлений. Это требует кропотливой, целенаправленной, серьезной работы по формированию личностных качеств и благоприятных моделей, благоприятных для подростка, благоприятного развития личности. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что повышенная тревожность возникает и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих факторов, провоцируемых при воздействии на человека различных стрессов. На психологическом уровне тревога ощущается как напряжение, тревога, нервозность и переживается в форме чувства неуверенности, беспомощности, бессилия, незащищенности, одиночества, неизбежной неудачи, неспособности принимать решения. На физиологическом уровне реакции тревоги проявляются в учащении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема кровообращения, повышении артериального давления, повышении общей возбудимости, снижении порога чувствительности. Причинами возникновения повышенной тревожности в подростковом возрасте являются: предъявление чрезмерных требований, не учитывающих индивидуальные способности и возможности подростка; противоречивые требования; непонимание между педагогами, родителями и членами семьи; повышенное беспокойство родителей; отсутствие эмоционального контакта в семье, проявляющееся в недоверии, отсутствии взаимопонимания, неспособности найти общие интересы с одним или обоими родителями, отсутствии в семье традиции совместного досуга, а также психологической разобщенности и конфликтности; оценка успеваемости подростка по школьным оценкам. На уровень тревожности подростков большое влияние оказывают успеваемость в школе, конфликтные ситуации с одноклассниками, регулярно повторяющиеся оценочные и экзаменационные ситуации, а также повышенная учебная нагрузка, не учитывающая возрастные особенности подростков. Одной из причин повышенной тревожности в подростковом возрасте может быть неблагоприятное отношение, конфликты, грубость и бестактное поведение учителей по отношению к ученикам. Бестактность учителя оказывается наиболее разрушительной для тревожных подростков. Наиболее важным источником подростковой тревожности является конфликт, связанный с самооценкой, конфликт между стремлением к личной автономии и страхом перед ней, а также значительное несоответствие между самооценкой и оценкой, полученной от людей, значимых для подростков. Тревога как сигнал опасности обращает внимание на возможные трудности, препятствия на пути к достижению цели, содержащиеся в ситуации, позволяет мобилизовать силы и тем самым добиться наилучшего результата. Поэтому нормальный (оптимальный) уровень тревожности рассматривается как необходимый для эффективной адаптации к действительности (адаптивная тревожность). Подростки, совершенно лишенные тревожности, также испытывают проблемы. Они не волнуются, даже когда это будет уместно. Они беспечны и легкомысленны и не видят надвигающихся опасностей. В то же время исследования последних лет показали, что самый высокий уровень тревожности наблюдается именно в подростковом возрасте. Мы пришли к выводу, что подростковая тревожность - это эмоциональное переживание, индивидуальная особенность, осложненная проявленной у подростка склонностью к частым и интенсивным переживаниям тревоги и низким порогом ее возникновения, фиксацией на существующем или длительном страхе. Тревога в подростковом возрасте формируется из-за таких факторов, как социальный стресс, разочарование в необходимости достижения успеха, общая тревога в школе, страх перед контрольной ситуацией, страх не оправдать ожидания других, проблемы и страхи в отношениях с учителями, низкий психологическая устойчивость к стрессу. При этом следует отметить, что на разных этапах подросткового возраста, от младшего подросткового до старшего, тревожность имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать при проведении психолого-педагогического сопровождения. В нашем исследовании психолого-педагогическая поддержка подростков с повышенным уровнем тревожности трактуется как педагогическая деятельность, объединяющая усилия педагогов, психологов и родителей по оказанию длительной, профилактической и оперативной помощи подросткам в решении их личных проблем. Мы пришли к выводу, что психолого-педагогическая поддержка тревожных подростков должна способствовать сохранению естественных механизмов подросткового развития, предотвращению деформации характера, а также способствовать формированию у подростка потребности в саморазвитии, саморегуляции, самоизменении и развитии. самосовершенствование. Одним из важных педагогических условий психолого-педагогического сопровождения подростков с повышенным уровнем тревожности является учет возрастных закономерностей развития подростков и особенностей проявления личностных характеристик тревожности в подростковом возрасте, поскольку незнание взрослых Периодизации возрастного развития может негативно сказаться на личностном развитии подростка. И здесь особое значение имеют отношения между родителями и ребенком, стиль семейного воспитания, поскольку именно в этом переходном возрасте от детства к взрослой жизни возникают многочисленные конфликты, негативно влияющие на формирование эмоционально-познавательной сферы. Для осуществления психолого-педагогического сопровождения необходимо помнить об основных задачах развития в подростковом возрасте, таких как формирование представления о себе как о умелой личности с большими возможностями развития; развитие учебной мотивации, формирование интересов; развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения добиваться собственных результатов с успехом других, а также формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе. Одним из основных преимуществ психолого-педагогического сопровождения является то, что оно охватывает все стороны жизни подростков и объединяет усилия педагогов, психологов и родителей, а его эффективность напрямую зависит от выполнения таких условий, как знание происходящих физиологических процессов, знание возрастных особенностей эмоциональной сферы подростков, специфики тревожности в подростковом возрасте и причин ее возникновения, знание методов диагностики тревожности и навыков взаимодействия с подростками. Таким образом, наше исследование позволило получить достаточно достоверную информацию об изменениях в эмоциональной и поведенческой сферах тревожных подростков и решить поставленные нами задачи и цели. Повышенный уровень тревожности обеспечивается, если: учтены возрастные закономерности подросткового развития и особенности проявления личностных характеристик тревожности в подростковом возрасте; объединяются усилия учителей, психологов и родителей; организованное взаимодействие с тревожными подростками, обеспечивающее их успех и уверенность в себе; взаимодействие с тревожными подростками основано на постоянном положительном подкреплении, которое способствует формированию адекватного уровня тревожности у подростков; постоянная коррекция содержания психолого-педагогического сопровождения осуществляется на основе показателей диагностических исследований и различных факторов тревожности (боязнь самовыражения, переживания социального стресса, боязнь ситуации проверки знаний и др.); наблюдается последовательная реализация этапов технологии психолого-педагогической поддержки подростков с повышенным уровнем тревожности, что позволяет обеспечить целенаправленность, целесообразность и результативность педагогической деятельности в формировании адекватного уровня тревожности подростков как основа эмоциональной, личной и поведенческой устойчивости.
Читать дальше
1. Александров Ю.И. Психофизиология : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению 521000 «Психология» и специальностям 020400 «Психология», 022700 «Клиническая психология» / Под ред. Ю. И. Александрова. - 3-е изд., доп. и перераб. - СПб. : Питер, 2004. - 464 с. 2. Андреева Г.М. Социальная психология : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению с специальности «Психология» / Г. М. Андреева. - Изд. 5-е, испр. и доп. - Москва : Аспект Пресс, 2009. - 362 с. 3. Анохин, П.К. Эмоциональное напряжение как предпосылка к развитию неврогенных заболеваний сердечно-сосудистой системы / П.К. Анохин // Вестник АМН СССР. - 1965. - № 6. - С. 10-18. 4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности : избр. психол. тр. / Л. И. Божович ; под ред. Д. И. Фельдштейна. - Москва ; Воронеж : Ин-т практ. психологии, 1995. - 348 с. 5. Большая советская энциклопедия. 2-е изд. Т. 49. М.: Советская энциклопедия, 1972. - 680 с. 6. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Березин. - Л. : Наука, 1988. - 270 с. 7. Вилюнас В.К. Психология эмоций. Хрестоматия по психологии / В.К. Вилюнас. - СПб.: Питер, 2004. - 496 с. 8. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. - М. : Смысл : Эксмо, 2003 (АООТ Твер. полигр. комб.). - 1134 с. 9. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л. Я. Гозман. - М. : Изд-во МГУ, 1987. - 174 с. 10. Джеймс У. Психология / Уильям Джеймс. - Москва : Гаудеамус : Акад. Проект., 2011. - 316 с. 11. Изард К.С. Психология эмоций / Кэррол Э. Изард ; [пер. с англ. В. Мисник, А. Татлыбаева]. - Москва [и др.] : Питер, 2006. - 460 с. 12. Ильин Е.П. Эмоции и чувства: учебное пособие / Е. П. Ильин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2011. - 782 с. 13. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека : учебное пособие для вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - Москва : Акад. проект, 2013. - 419 с. 14. Куликов Л.В. Психологическое исследование : Метод. рекомендации по проведению / Л.В. Куликов. - 6. изд. - СПб. : Речь, 2002 (Тип. ООО ИПК Бионт). - 183 с. 15. Куликов Л.В. Психические состояния. - СПб. и др. : Питер, 2000. - 506 с. 16. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека / Проф. Н. Д. Левитов ; Акад. пед. наук РСФСР. - Москва : Просвещение, 1964. - 344 с. 17. Лютова Е.К. Шпаргалка для родителей : гиперактивные, агрессивные, тревожные и аутичные дети : [психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми] / Елена Лютова, Галина Монина. - Москва : Творческий центр «Сфера» ; Санкт-Петербург : Речь, 2010. - 135 с. 18. Мясищев В.Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев; Под ред. А. А. Бодалева. - М. : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1998. - 362 с. 19. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения / Т. А. Немчин. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1983. - 166 с. 20. Павлов И.П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека. Полн. собр. соч. Т. 3, кн. 2. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1951. - 375 с. 21. Психологический словарь / [Айрапетянц А. Т., Альтман Я. А., Анохин П. К. и др.; Редкол.: В. В. Давыдов и др.]. - М. : Педагогика, 1983. - 447 с. 22. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст : Пробл. становления личности / Х. Ремшмидт; Пер. с нем. Г. И. Лойдиной; Под ред. Т. А. Гудковой. - М. : Мир, 1994. - 319 с. 23. Ромицына Е.Е. Методика «Многомерная оценка детской тревожности»: [учебно-методическое пособие] / Е. Е. Ромицына. - Санкт-Петербург : Речь, 2006. - 111 с. 24. Селье Г. Стресс без дистресса : [перевод с английского] / Г. Селье ; общ. ред. Е. М. Крепса. - Москва : Прогресс, 1982. - 124 с. 25. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности : Теория и практика психодиагностики / Л. Н. Собчик. - М. : Ин-т прикладной психологии, 1997. - 480 с. 26. Сосновикова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика : Пособие для студентов и учителей / Ю. Е. Сосновикова ; Горьк. гос. пед. ин-т им. А. М. Горького. - Горький : Изд-во Горьк. пед. ин-та, 1975. - 118 с. 27. Спилбергер, Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги / Ч. Спилбергер. – Москва // Тревога и тревожность : хрестоматия : [учебное пособие] / сост. В.М. Астапов. – Санкт-Петербург : Пер Сэ, 2008. - С. 85-99. 28. Тарасова С. Ю. Школьная тревожность: причины, следствия и профилактика : электронный ресурс. - 2-е изд. - Москва : Генезис, 2016. - 139 с. 29. Технологии работы психолога с подростками : учебно-методическое пособие / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», Институт педагогики, психологии и социальных технологий, Кафедра общей психологии ; [авторы-составители: Сунцова Я. С., Шрейбер Т. В.]. - Ижевск : Удмуртский университет, 2019-.Ч. 1. - 2019. - 137 с. 30. Шаб Л.М. Преодоление тревоги и беспокойства у подростков : упражнения, которые помогут справиться с тревогой и беспокойством / Лайза М. Шаб ; перевод с английского Н. А. Лавской. - Москва : [б. и.] ; Санкт-Петербург : Диалектика, 2020. - 176 с. 31. Эркенова М.М. Психологическая поддержка развития личностных особенностей младших подростков : монография / М. М. Эркенова. - Москва : КНОРУС ; Пятигорск : Пятигорский государственный лингвистический университет, 2016. - 223 с. ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС 32. https://iknigi.net/avtor-olesya-darvish/43065-vozrastnaya-psihologiya-olesya-darvish/read/page-7 (дата обращения: 10.05.2021). 33. https://multiurok.ru/https://multiurok.ru/images/murok_logo_white.png (дата обращения: 10.05.2021). 34. http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/69-diagnosis-emotional-and-the-personal-sphere/2454-metodiki-diagnostiki-potrebnosti-v-preodolenii-prepyatstvij (дата обращения: 10.05.2021). 35. http://www.psmetodiki.ru/index.php/vzroslye/lichnost/141-oprosnik-san-samochuvstvie-aktivnost-nastroenie-v-a-doskin-n-a-lavrenteva-v-b-sharaj-i-m-p-miroshnikov (дата обращения: 10.05.2021). 36. http://www.psmetodiki.ru/index.php/vzroslye/lichnost/141-oprosnik-san-samochuvstvie-aktivnost-nastroenie-v-a-doskin-n-a-lavrenteva-v-b-sharaj-i-m-p-miroshnikov (дата обращения: 10.05.2021). 37. https://infourok.ru/test-g-ajzenka-i-metodika-ekspress-diagnostiki-harakterologicheskih-osobennostej-lichnosti-t-v-matolinoj-5035108.html (дата обращения: 10.05.2021). 38. http://window.edu.ru/resource/562/65562/files/m08-196.pdf (дата обращения: 10.05.2021).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Бухгалтерский и налоговый учет формирования финансовых результатов
Количество страниц:
37
Оригинальность:
80%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Бухгалтерский учет
курсовая работа
Особенности перевода на русский язык английских экономических текстов
Количество страниц:
30
Оригинальность:
74%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Переводоведение
курсовая работа
Классификация гражданских отношений
Количество страниц:
25
Оригинальность:
79%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Гражданское право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image