Глава 1. Земельный участок как объект земельных отношений 5
1.1 Понятие, цели и содержание земель по современному законодательству РФ 5
1.2 Правовое регулирование образования земельного участка 11
Глава 2. Особенности конфискации земельных участков по различным основаниям 16
2.1 История развития конфискации законодательства о земельных участков 16
2.2.Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд 18
Заключение 22
Список использованной литературы 24
Читать дальше
Право собственности на землю граждан и юридических лиц может прекращаться как по их воле, так и помимо их воли, то есть принудительно. В большинстве случаев изъятие земель происходит за счет того, что в данных территориях нуждается государство. Основанием становится строительство крупных инфраструктурных объектов и иных значимых сооружений, которые согласно проекту не могут быть размещены в ином месте. То есть другого способа, кроме изъятия земель, попросту нет.
Анализ законодательства в данной сфере выявил некоторые несовершенства, что стало поводом для внесения изменений в ЗК РФ. В частности был принят Федеральный закон № 499 «О внесении изменений в земельный кодекс Российской федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 03.07.2017)1 ,утвержденный Госдумой 19.12.2014, одобренный Советом Федерации 25.12.2014 и подписанный Президентом РФ.
В силу новый закон вступил с 1.04.2015, определив новый порядок изъятия земель для госнужд. Теперь в соответствии со ст.279 ГК РФ участок изымается посредство прекращения права собственности.
По новому закону к правообладателям отнесены не только собственники, но также арендаторы и землепользователи. Одним из самых проблемных оснований прекращения права частной собственности на земельный участок является изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Ни один из собственников земельного участка не может быть застрахован от того, что он избежит изъятия земельного участка по этому основанию. Такое основание изъятия земельного участка, установленное земельным законодательством, еще раз подчеркивает, что право частной собственности на земельный участок не может быть священным и неприкосновенным, поскольку государство или муниципальное образование вправе изъять у собственника любой земельный участок, предварительно оплатив ему его стоимость или предоставив взамен другой равноценный земельный участок.
При этом если собственник откажется расстаться со своим участком добровольно, то он будет изъят в судебном порядке. Это еще раз подчеркивает приоритет публичных интересов над частными в отношениях права частной собственности на земельный участок. Учитывая вышеуказанный приоритет публичных интересов над интересами простых граждан, в целях защиты частных интересов считаю необходимым ввести в Земельный кодекс РФ правило, согласно которому при планировании масштабных целевых или инфраструктурных объектов при планировании и разработке инженерных проектов, приоритет отдавался тем техническим изысканиям, которые не включают себя процедуру изъятия земельных участков, при соблюдении всех установленных законодательных норм безопасности.
Процесс принудительного изъятия земли, находящейся в частной собственности у физических лиц прописан в законодательстве, однако пока активно не применяется. Однако, возможность у государственных органов 64 отобрать землю у хозяина есть, и надо четко представлять себе, что нужно, чтобы такого насильственно – законного изъятия не произошло.
Читать дальше
Нормативные и правовые акты
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
2.Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // Собрание законодательства РФ. - 29.10.2001. - № 44. - ст. 4147.
3.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
4. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // Российская газета - 30 декабря 2004 г.
5.Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 15.05.2021).
6.Федеральный закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» от 16.07.1998 N 101-ФЗ (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 15.05.2021).
7. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 02.07.2019 N Ф06-48473/2019 по делу N А57-19811/2018 // СПС КонсультантПлюс. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 15.05.2021).
8.О мелиоративных товариществах: постановление Совета Труда и Обороны РСФСР от 03 авг. 1921 г. // СУ РСФСР. 1921. N 63. Ст. 461.
9.О введении в действие Земельного Кодекса РСФСР: постановление Всероссийского центрального исполнительного комитета от 30 окт. 1922 г. // СУ РСФСР. 1922. N 68. Ст. 901.
10.О дополнении статей 116 и 119 Земельного Кодекса Р.С.Ф.С.Р.: Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 08 фев. 1926 г. // СУ РСФСР. 1926. N 8. Ст. 58.
11.О мерах по улучшению эксплуатации мелиоративных систем: постановление Совмина РСФСР от 07 июля 1980 г. N 345 // СП СССР. 1980. N 14. Ст. 94.
12.Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота: постановление Правительства Рос. Федерации от 02 окт. 2002 г. № 830 // СЗ РФ. 2002. № 47. Ст.4676.
13.Об использовании земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, проведении на них мелиоративных и культуртехнических работ, установлении охранных зон и сохранении находящихся на этих землях объектов: постановление Правительства Рос. Федерации от 27 февр. 2004 г. N 112 // СЗ РФ. 2004. № 10. Ст. 866.
Учебная и научная литература
14.Анисимов, А.П. Земельное право России: учебник для бакалавров, М. 2013. С.272-273.
15.Анисимов А. П., Мельников Н. Н. Земельное право России. Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2016. – 259 с.
16.Бобылев А.И, Попов, В.В. Правовое регулирование земель железнодорожного транспорта: теория и практика: монография/ А.И. Бобылев, В.В. Попов, О.В. Лукьянова. М. 2013. – С. 110.
17. Боголюбова С. А., Галиновская Е. А., Жариков Ю. Г. Земельное право. Учебник. М.: Проспект, 2018. – 376 с.
18.Земельное право: учебник / под ред. Г.Е. Быстрова, Р.К. Гусева; А.В. Бабанов (и др.). М. 2016. – С. 472.
19.Назьина К.С. История развития рекультивации нарушенных земель: Мировой и Российский опыт // Научный вестник Московского государственного горного университета. – 2013. – № 12. – С. 134-135.
20.Петров А.В. Значение мелиорации в повышении продуктивности земель // Наука в современных условиях: от идеи до внедрения.– 2014. – № 1. – С. 413-415.
21.Пышьева, Е.С. Правовое регулирование мелиорации земель: автореф. дис. ... канд. юрид.наук / Е.С. Пышьева. Москва. 2015. С. 18-19.
22.Сыродоев, Н. А. О соотношении земельного и гражданского законодательства / Н. А. Сыродоев // Государство и право. - 2011. - N 4. - С. 28-35.
23.Солдатова Л. В., Землякова Г. Л., Зозуля В. В. Земельное право. Учебник / под ред. Солдатова Л. В. М.: Юстиция, 2018. – 264 с.
Читать дальше