Проведенное исследование показало, что появление интеллигенции обусловлено сочетанием действия социально-экономических факторов и социокультурных предпосылок, а природа этого явления сложна и диалектична. Впервые заявив о себе как о реальной силе в первой трети XIX века, интеллигенция со временем претерпела трансформацию. Изменилось содержание социокультурной функции, изменился смысл исходной концепции.
Анализ существующей литературы по данному вопросу показал, что к настоящему времени вопрос о сущности концепции окончательно не решен и является дискуссионным. Это связано с рядом причин, как объективных, так и субъективных, среди которых, во-первых, сложность и неоднозначность самой концепции, а во-вторых, идеологические установки исследователей. Немаловажное значение имел тот факт, что большинство представлений об интеллигенции - не что иное, как самоуважение, часто завышенное и не отражающее реальную роль интеллигенции в культурно-историческом процессе.
В исследовании выявлено наличие нескольких подходов к определению интеллигенции: социально-экономического, определяющего интеллигенцию как группу умственных работников, философско-этического, отдавая приоритет нравственным качествам и культурологии, включающей в интеллигенцию всю совокупность людей, участвующих в создании, сохранении и распространении культурных ценностей. Каждый из этих подходов страдает односторонностью и не позволяет раскрыть суть концепции.
Принцип, видимо, состоит в том, чтобы объединить все теоретические подходы и определить ряд критериев, позволяющих определить эту группу как отличную от других.
С точки зрения многих исследователей, интеллигенция появляется на определенном этапе развития общества и культуры определенного типа, в определенный момент исторического пространства и времени. Возникновение явления обусловлено рядом объективных и субъективных обстоятельств. Первые включают экономические предпосылки - углубление общественного разделения труда, вторые - совокупность социокультурных предпосылок, то есть определенный тип культуры. И если в каждом обществе в определенный период времени созревают экономические условия для появления группы людей, осуществляющих квалифицированную умственную деятельность, то появление интеллигенции было обусловлено совокупностью уникальных черт, присущих только русскому типу культуры.
Эта позиция подтверждается существованием принципиальной разницы между интеллигенцией и западными интеллектуалами. Она заключается, прежде всего, в наличии у интеллигенции ярко выраженного самосознания, характерной чертой которого является представление о себе как о главном субъекте исторического процесса.
Деятельность интеллектуала, в отличие от деятельности интеллигенции, направлена на решение узких профессиональных задач. А интеллигенция имеет своей целью решение общественно значимых задач и дополняется стремлением к нравственному выбору.
Русская интеллигенция всегда рассматривала себя как неотъемлемую часть треугольника со сторонами: интеллигенция, власть, народ, в котором она традиционно пыталась изменить.
Причины различий между интеллектуалом и интеллигентом кроются в социальных источниках их образования. Те, кого сегодня на Западе называют интеллектуалами, вышли из третьего сословия, они изначально были включены в институты гражданского общества, воспитывались на принципах уважения к закону и частной собственности.
Возникновение интеллигенции как массового явления относится к 30-40-м годам. В XIX веке, изначально она набиралась из обедневшей знати и, как представитель имущего сословия, чувствовала себя виноватой перед людьми, живущими в нечеловеческих условиях. Вот почему с момента своего возникновения интеллигенция поставила перед собой цель критиковать существующую общественную систему, свергать ее, освобождать людей и создавать общество социального равенства и справедливости.
Таким образом, интеллигенцию можно определить как особую группу, возникающую в рамках определенного типа культуры, представители которой являются носителями ценностей европейской культуры. Интеллигенция выполняет ряд специфических функций, намного более широких, чем набор функций, выполняемых западными интеллектуалами, имеет специфическое самосознание, главной чертой которого является представление о себе как о духовном лидере нации и нравственном судье. Интеллигенция занимает определенное место в социальной структуре общества и оказывает решающее влияние на ход российской истории.
Особая роль интеллигенции заключается в выполнении следующих задач:
1. Критическое понимание реальности и разработка альтернативных проектов развития общества. На разных этапах культурно-исторического развития реализация этой функции проходила в разных формах: дискуссии о путях развития России, борьба с самодержавием и крепостничеством, критика тоталитарного режима, участие в правозащитном движении, формирование антиправительственного общественного мнения, открытая борьба с государственной властью - все это важнейшие вехи на пути российской интеллигенции.
На протяжении всей ее истории всегда были люди, которые пытались противостоять авторитарному режиму, господствующей силе, какой бы стабильной она ни казалась. Это придавало интеллигенции особый статус, поддерживаемый не только общественным мнением, но и высокой самооценкой. По сути, как особая социальная группа, интеллигенция формировалась против власти. При этом противостояние представителей интеллигенции никогда не было самоцелью, главное, к чему стремилась интеллигенция, - это счастье народа.
2. Значительная часть интеллигенции считала, что эта цель может быть достигнута за счет повышения общего уровня культуры в стране, что предполагало распространение грамотности, естественнонаучных знаний в народе; повышение нравственности и устранение пороков общества, улучшение отношений между людьми. Миссия просветления становится важной в деятельности интеллигенции уже с момента возникновения этой социальной группы и до конца XIX в. Его реализация продиктована, с одной стороны, разницей в образовательном уровне интеллигенции и подавляющего большинства населения России, а с другой - искренним желанием облегчить судьбу народа любой ценой. Реализация этой функции осуществлялась через деятельность земских учреждений, организацию воскресных школ, народных домов и университетов, литературную и книгоиздательскую деятельность, открытие публичных выставок и театров.
3. Основная функция любого образованного слоя - культурная деятельность, заключающаяся в создании, хранении и распространении культурных ценностей. Исторической миссией интеллигенции в России было осуществление этой деятельности, поскольку без творческой духовной элиты развитие культуры невозможно. Именно она призвана создавать культурные инновации. Представители интеллигенции писали стихи, сочиняли музыку, создавали картины, совершали прорывы в физике, математике, медицине, биологии и др. Благодаря им Россия в конце XIX - начале XX веков вышла на передовые рубежи науки и искусства.
4. Результаты культурно-творческой деятельности интеллигенции, воплощенные в произведениях искусства, научно-технических изобретениях, становятся достоянием не только отечественной, но и мировой культуры. Через интеллигенцию осуществляется процесс обмена и понимания разных культур. Таким образом, деятельность интеллигенции становится предпосылкой межкультурного диалога между народами.
Изучение динамики этих функций позволяет сделать вывод, что интеллигенция не могла выполнять их в равном объеме. Специфика российской цивилизации, выражавшаяся в отсутствии в стране сильного третьего сословия, неразвитости демократических институтов, невозможности свободного выражения мнений и т. д., настойчиво диктовала интеллигенции роль активного субъекта общественной, социальной и политической жизни. Именно функция критического понимания реальности и разработки альтернативных проектов развития общества стала доминирующей в ее деятельности.
Сами представители интеллигенции неоднократно отмечали, что повседневная практическая и культурная работа чаще всего отходила на второй план.
Содержание социокультурных функций, а также неповторимый облик интеллигенции обусловлены зарождением и формированием этого явления в рамках русского типа культуры.
Процесс исследования этого типа культуры позволил нам сделать вывод о совокупности присущих интеллигенции специфических черт. В том числе: антиномии, дискретности развития и наличии разрывов в цепи преемственности, сочетании отзывчивости и восприимчивости, альтернативы культуре фаустовской цивилизации, которая обусловлена особой духовностью русской культуры. Так же имеет место быть литературный центризм, принципиально отличный от западной структуры культуры, многослойной русской культуры.
Таким образом, мы делаем вывод, что цель и задачи работы достигнуты.