Введение 2 1. Особенности русской иконописной школы Древней Руси6 1.1. Иконографический канон 6 1.2. Основные образы и сюжеты икон 11 2. Изображение троицы разными иконописцами.14 2.1.Троица Феофана Грека. 14 2.2. Троица Андрея Рублева.16 2.3. Храмовая икона «Троица Ветхозаветная»20 3. Философия русского религиозного искусства XVI–XX вв.23 3.1. Концепция «допетровского» периода23 3.2. Развитие религиозного искусства c XVIII по начало XX века.25 Заключение 27 Список литературы 29

Образ троицы в русском искусстве

курсовая работа
Искусство
30 страниц
93% уникальность
2021 год
50 просмотров
Никуличева К.
Эксперт по предмету «Искусство»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 2 1. Особенности русской иконописной школы Древней Руси6 1.1. Иконографический канон 6 1.2. Основные образы и сюжеты икон 11 2. Изображение троицы разными иконописцами.14 2.1.Троица Феофана Грека. 14 2.2. Троица Андрея Рублева.16 2.3. Храмовая икона «Троица Ветхозаветная»20 3. Философия русского религиозного искусства XVI–XX вв.23 3.1. Концепция «допетровского» периода23 3.2. Развитие религиозного искусства c XVIII по начало XX века.25 Заключение 27 Список литературы 29
Читать дальше
Икона для исследователей представляет собой не только символ пра-вославной веры, но и предмет искусства и исторический вещественный ис-точник. Без икон, безусловно, нельзя представить внутреннее убранство православного храма, многие чудотворные образы стали «свидетелями и участниками» важнейших исторических событий. Русская иконописная школа формировалась некогда на базе греческой, после принятия христи-анства в 988 году по византийскому образцу, и вошла в великую тради-цию восточно-христианского мира, к которой относятся также иконопис-ные школы Балкан, христианского Востока и Византии.


На сервисе Work5 написание курсовых на заказ в Томске - это просто.


Актуальность работы: развитию темы мыслительной деятельности Троицы в мире уделено особое место в литературе и искусстве средневеко-вья. В первую очередь это было связано борьбой с антитринитарными ересями. Исследование иконописи в конкретной историко-культурной среде раскрывает содержание храмовой декорации как целостного феномена христианской культуры конкретного периода времени и отражает идейные процессы эпохи. Особый интерес по насыщенности материалом и широте возможностей исследования представляет иконография и программа хра-мовой росписи памятников Московской Руси, то есть, эпохи создания цен-трализованного государства. Цель работы - рассмотреть различные особенности изображения Святой Троицы представителями разных эпох и школ русской иконопис-ной традиции. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: - изучить традиции русской иконописной школы; - проанализировать изображение троицы разными иконописцами; - освятить философскую мысль русского религиозного искусства начиная с XVI века и заканчивая современностью. Объектом работы являются иконы Святой Троицы как культурное наследие православной школы живописи. Предметом работы выступает религиозно-философские и художе-ственные особенности русской иконописной традиции на примере изобра-жения Святой Троицы. Работа состоит из введения, заключения, списка использованных ис-точников и литературы и трех глав, каждая из которых поделена на не-сколько параграфов. Источниковой базой курсовой работы стали монографии ученых (Гаврюшин Н.К., Ильин М.А., Лазарев В. Н. и других), статьи в научных журналах, диссертация по теме «Учение о Святой Троице в древнерусской традиции» Громова М.Н., а также интернет-ресурсы. Само понятие «Святая Троица» отражает учение о тринитарности Бога: Отца, Сына и Святого Духа. Этот догмат о является основой Право-славной Церкви, был принят на первом Никейском соборе в 325 году и за-писан в Никео-Цареградском Символе веры. Такое восприятие божествен-ной сущности отличает христианство от других монотеистических рели-гий, таких как иудаизм и ислам. Разумом, используя только рационалистический подход, постичь догмат о Пресвятой Троице невозможно. Эта религиозная тайна приот-крывается лишь в откровениях духовной подвижнической жизни. Архи-епископ Александрийский Афанасий Великий в Послании к епископу Се-рапиону Тмуисскому писал, что Святая Троица познаётся «не человече-ской мудростию, но слухом веры» . Основа сюжета «Троицы» — это библейский рассказ о явлении праведнику Аврааму божества в виде трех юношей-ангелов. Авраам и его жена Сарра угощали гостей в тени Мамврийского дуба, и праведному че-ловеку снизошло знание, что в ангелах воплотилось божество в трех ли-цах. Существует несколько разных вариантов изображения Святой Трои-цы, иногда в эпизодах заклания тельца и печения хлеба или с подробно-стями застолья (к таким иконам, например, относятся Троица XV века из Пскова и XIV века из Ростова Великого).

Читать дальше
Иконы со времен принятия христианства на Руси является символом веры. Вопрос об отношении к иконе - это вопрос самоопределения для каждого человека. Так как это не только предмет культа, но и памятник искусства, оценивать ее нужно комплексно. С одной стороны, это произве-дение, выполненное по определенным канонам, с помощью конкретных умений и техники, с другой - выражение достоверного знания о духовной реальности. Поэтическая образность русской иконы уходит своими корнями к языческим временам и освящена народными легендами и поверьями. Вы-сокая же духовность, свойственная средневековому творчеству, его устремленность к внутреннему миру человека стала особенностью русско-го изобразительного искусства с древних времен и до наших дней. Этот вид искусства можно описать словами Ареопагита - «икона есть видимое невидимого» , ибо в ней изображается живущий в видимом теле невидимый дух. Центральной фигурой русского иконописания является Андрей Руб-лев, но московская школа иконописи развивается только в середине XVI веке при Иоанне Грозном. Помимо Андрея Рублева был еще целый ряд древних мастеров. Анализ их стиля живописи позволяет классифицировать произведения и отнести их к той или иной школе. Средневековая живопись покоряет глубиной, красотой, и много-гранностью образов. В ней воплотились чувства и идеалы людей далекого прошлого, воспринимаемые нами благодаря совершенству иконописной формы. Об иконописи очень точно сказала искусствовед К. Корнилович: «для нас, людей XX века, - это окно в минувшее, в давно исчезнувший мир» . В XIX в. официальная иконопись приобретает новые смысловые и качественные оттенки. Все более значительную роль в качестве образцов начинают играть общепризнанные шедевры европейского искусства. С приходом советской власти искусство иконописи замирает из-за идеологии атеизма.
Читать дальше
1. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М.: Искусство, 1984. — 332 с. 2. Гаврюшин Н.К. Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология. //под ред. Н.К.Гаврюшина. М.: Прогресс-Культура, 1993. -305с. 3. Гулыга А. В. Русская идея и ее творцы / А. В. Гулыга. - Москва : ЭКСМО, 2003. - 448 с. 4. Дунаев Михаил Михайлович. Своеобразие русской религиоз-ной живописи. Очерки русской культуры XII-XX вв. – М.: Издательство «ФИЛОЛОГИЯ», 1997, – 224 с. 5. Малков Ю. Г. О роли балканской художественной традиции в древнерусской живописи XIV в. Некоторые аспекты творчества Феофана Грека // Древнерусское искусство. Монументальная живопись XI–XVII вв. [т. 11]. — М.: Наука, 1980. —135-160с. 6. Муку Н.В. Русская религиозная живопись конца XIX – начала XX вв: дис. канд. фил. наук : 08.00.16/Муку Наталья Валентиновна. - М.,2016.- 228с. 7. Нестеров М. В. «Продолжаю верить в торжество русских идеа-лов». Письма к А. В. Жиркевичу / М. В. Нестеров // Наше наследие. - 1990. -№ 3(15). - 17-24с. 8. Православное учение о почитании святых икон и другие со-прикосновенные с ним истины православной веры / [Соч.] Д-ра Богосло-вия, Сергия, еп. Могилевского и Мстиславского. – Могилев на Днепре : скоропеч. и лит. Ш. Фридланда, 1887. – [2], 138, V с. 9. Смирнова Э.С. Московская икона XIV-XVII веков// Альбом. Ленинград. Аврора. 1988 / кн02-13.- 320 с. 10. Солоухин В. Тревога совести / В. Солоухин // Наше наследие. - 1990. -№ 3(15). - 7-15с. 11. Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1991, - 176с. 12. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви, М.: «ФИЛОЛОГИЯ», 1989, - 29с. 13. Флоренский П. Избранные труды по искусству //М. : Изобраз. искусство : Центр изучения охраны и реставрации наследия священника П. Флоренского, 1996,-224с. 14. Франк С. Л. Культура и религия / С. Л. Франк / / Философские науки. -1991. - № 7. - 81-90с. 15. Франк С. Л. Сочинения / С. Л. Франк. - Москва : Правда, 1990. - 608 с. 16. Шумилов В. М. Правоведение: учебник / В. М. Шумилов. — 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Велби: Проспект, 2015. — 272 с. : ил. - (Серия учебно-методических комплексов). - Библиограф.: с. 178—202. 17. Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс; пер. с нем.; [вступ. ст. П. П. Гайденко; коммент. В. Н. Катасонова]. - 2-е изд. - Москва: Республика, 1994. - 527 с. 18. URL: https://www.culture.ru/persons/10572/feofan-grek 19. URL: https://www.icon-art.info/book_contents.php?book_id=75 20. URL: https://revolution.allbest.ru/culture/00627696_0.html
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Особенности безработицы в России
Количество страниц:
31
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Экономика
реферат
Творчество писателей Хакасии в годы ВОВ
Количество страниц:
22
Оригинальность:
21%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Литература
курсовая работа
правовое государство
Количество страниц:
30
Оригинальность:
56%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Юриспруденция
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image