ВВЕДЕНИЕ 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ И НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ: СПОСОБЫ ИХ РАЗВИТИЯ 5 1.1. Проблемы развития внимания и наблюдательности в трудах отечественных и зарубежных психологов 5 1.2. Внимание и наблюдательность как психическое явление 10 2. ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 20 2.1 Методы и методики исследования 20 2.2 Результаты исследования 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 39

Внимательность и наблюдательность как черты личности. Развитие внимания

курсовая работа
Психология
40 страниц
90% уникальность
2021 год
124 просмотров
Лебедева Д.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ И НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ: СПОСОБЫ ИХ РАЗВИТИЯ 5 1.1. Проблемы развития внимания и наблюдательности в трудах отечественных и зарубежных психологов 5 1.2. Внимание и наблюдательность как психическое явление 10 2. ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 20 2.1 Методы и методики исследования 20 2.2 Результаты исследования 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 39
Читать дальше
Актуальность темы: Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем психологии. Значимость внимания в жизни человека, его определяющая роль в отборе содержания сознательного опыта, запоминания и научения очевидны. Как отмечает Ф.


Дедлайны по кандидатской диссертации под ключ с защитой ? Обратитесь к проверенным специалистам.


Уорден, с точки зрения здравого смысла можно предположить, что «явление внимания играет важную роль в науке о поведении, но, как ни странно, это не так, и в учебниках психологии, как правило, занимает скромную и незаметную позицию». Внимание обычно не считают особым психическим процессом, как восприятие, память или мышление. Зато оно как бы «жертвует собой» ради них и обеспечивает успешную и четкую работу нашего сознания. Нельзя быть внимательным вообще. Внимание всегда проявляется в определенных конкретных психических процессах: мы всматриваемся, вслушиваемся, принюхиваемся, мы обдумываем задачу или, забыв обо всем на свете, пишем сочинение. Внимание может быть направлено на объекты внешнего мира или на собственную внутреннюю жизнь. Без повседневной, систематической работы по развитию свойств внимания не может быть успешной деятельности, невозможно полноценное усвоение учебного материала; психическая деятельность не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточится на том, что он делает. Как бы ни был талантлив ребенок, у него будут всегда пробелы в знаниях, если внимание его плохо организовано, если он часто невнимателен и рассеян. Внимание в значительной мере определяет ход и результаты успешной работы школьника. Оно содействует быстрейшему включению ученика в познавательную деятельность, создает предварительную готовность к предстоящей работе. Действительно, в системе психологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным. Таким образом, вопрос о развитии внимания был и будет актуальным, это и обусловило выбор темы нашей работы: «Психология внимания». В связи с этим мы выделили: Актуальность темы заключается в том, что внимание очень важно в повседневной жизни человека, а сознание помогает чувствовать осмысленность своей жизни и анализировать различные ситуации. Поэтому актуально рассмотреть, что такое внимание, как его можно улучшить и увидеть как сознание помогает человеку осознавать духовные ценности и чувствовать себя полезным для общества. Объектом исследования является внимание и сознание человека. Предмет исследования – процесс внимания человеческой личности Цель исследования - узнать, рассмотреть и сделать выводы о внимании и сознании человека. Задачи курсовой работы: 1. изучить проблемы развити внимания в трудах отечественных и зарубежных ученых; 2. рассмотреть внимание как психологическое явление; 3. выявить способы развития внимания; 4. описать методы и методики исследования в эскпериментальной работе; 5. охарактеризовать результаты исследования; 6. выяснить показатели уровня развития внимания у младших школьников в экспериментальной и контрольной группах до эксперимента. Методы исследования: анализ литературы, констатирующий и формирующий эксперимент, методы математической обработки данных. Теоретическую основу исследования составили труды таких авторов как: Гонина О. О. Иванников В. А. Клапаред Э. Леонов Н. И. и др. Структура курсовой работы: введение, три главы, заключение и список литературы.

Читать дальше
В ходе работы изучена и обобщена литература по проблеме диагностики и развитию внимания младших школьников. На основе проведенного теоретического анализа мы обнаружили, что внимание в жизни и деятельности человека выполняет множество различных функций. Он активирует необходимые и тормозит психологические и физиологические процессы, которые в данный момент не нужны. С вниманием связаны фокусировка и избирательность познавательных процессов. Внимание - это сложный процесс, который можно охарактеризовать объемом, распределением, степенью концентрации, устойчивостью и способностью переключать сознание на тот или иной объект. Свойства и типы внимания имеют свои особенности у детей разного возраста. Младший школьный возраст - непростой период для развития основных свойств внимания. Для младших школьников проблема развития детского внимания является традиционной. Во многом это связано с особенностями умственного развития младших школьников. Наиболее характерные черты - невнимательность, непоследовательность, рассеянность для детей от 6 до 7 лет, то есть учеников первого класса. Их внимание все еще плохо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределено, нестабильно, что во многом связано с недостаточной зрелостью нейрофизиологических регуляторных механизмов, обеспечивающих произвольный контроль поведения в целом и внимания в частности. Внимание развивается из индивидуальных занятий, за счет использования индивидуальных приемов и всей педагогической и педагогической системы работы школы. Работа, выполняемая детьми, должна быть для них доступной, не слишком сложной или трудной, но также не слишком простой и легкой. Интересные занятия с периодической сменой одного вида работы на другой, активная активность младшего школьника уже сама по себе способствует организации внимания. Книга проливает свет на актуальную проблему современной психологии: развитие внимания младших школьников. Работа содержит как теоретические аспекты изучения внимания в отечественной и зарубежной психологической литературе, так и описание организации, проведения и результатов эмпирических исследований свойств внимания у младших школьников. В качестве методологической основы мы рассмотрели «культурно-историческую концепцию развития личности» Л.С. Выготского. Общая последовательность культурного развития внимания по Л.С. Выготскому такова: «сначала люди действуют по отношению к ребенку, затем он взаимодействует с другими, наконец, он начинает действовать на других и только в конце концов начинает действовать. на себя». Ввиду чувствительного периода развития, взрослый воздействует на личность ребенка «извне», с помощью стимулов - значит, непосредственное поведение, затем ребенок учится самостоятельно, без посторонней помощи, самостоятельно развиваться, используя опыт, полученный от взрослого, потому что человеку свойственны высшие психические функции, которых нет у других живых существ в мире. Таким образом происходит культурное развитие внимания ребенка. На основе учения Выготского Л.С. была построена наша работа. В ходе экспериментальной работы изучены особенности тренировки внимания у младших школьников и сделаны выводы об уровне тренировки внимания у младших школьников. Для изучения внимания использовались следующие методы: «Определение и устойчивость внимания», «Оценка распределения внимания», «Оценка изменения внимания», «Запомните и расставьте точки». Результаты исследования внимания младших школьников представлены на диаграммах. При этом обращалось внимание на установленный факт, что в настоящее время около 70% нормальных детей, которые по приблизительным оценкам считаются здоровыми и учатся в массовой школе, имеют нарушения внимания. Об этом свидетельствуют результаты нашего исследования. Это может быть одной из причин, вызывающих у них проблемы с усвоением материала и производительной организацией труда. Мы считаем, что наше исследование имеет теоретическую ценность, заключающуюся в получении доказательств, и практическую ценность, заключающуюся в следующем: - в освоении авторской планировочной работы; -в приобретении опыта реализации обработки результатов; - умение конструировать материалы для научных исследований; - делая выводы. Возможности и дальнейшие перспективы работы над проблемой заключаются в углублении теоретических знаний и практического опыта исследователя в определенном направлении.
Читать дальше
1. Гонина О. О. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для среднего профессионального образования / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Юрайт, 2021. — 425 с. 2. Иванников В. А. Психология: учебник для среднего профессионального образования / В. А. Иванников. — Москва: Юрайт, 2021. — 480 с. 3. Клапаред Э. Психология ребенка и экспериментальная педагогика / Э. Клапаред ; под редакцией Д. Т. Кацарова. — Москва: Юрайт, 2021. — 158 с. 4. Крысько В. Г. Психология в схемах и комментариях : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Г. Крысько. — Москва: Юрайт, 2021. — 394 с. 5. Леонов Н. И. Психология общения : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. И. Леонов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юрайт, 2021. — 193 с. 6. Маралов В. Г. Психология саморазвития : учебник и практикум для вузов / В. Г. Маралов, Н. А. Низовских, М. А. Щукина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Юрайт, 2021. — 320 с. 7. Психология детей младшего школьного возраста : учебник и практикум для вузов / З. И. Айгумова [и др.] ; под общей редакцией А. С. Обухова. — Москва: Юрайт, 2021. — 424 с. 8. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией Е. И. Изотовой. — Москва: Юрайт, 2021. — 222 с. 9. Психология и педагогика в 2 ч. Часть 1. Психология : учебник для среднего профессионального образования / В. А. Сластенин [и др.]; ответственный редактор В. А. Сластенин, В. П. Каширин. — Москва: Юрайт, 2020. — 232 с. 10. Психология : учебник и практикум для вузов / А. С. Обухов [и др.] ; под общей редакцией А. С. Обухова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юрайт, 2021. — 404 с. 11. Психология в 2 ч. Часть 1. Общая и социальная психология : учебник для вузов / Б. А. Сосновский [и др.] ; под редакцией Б. А. Сосновского. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юрайт, 2021. — 480 с. 12. Психология и педагогика в 2 ч. Часть 2. Педагогика : учебник для вузов / В. А. Сластенин [и др.] ; под общей редакцией В. А. Сластенина, В. П. Каширина. — Москва: Юрайт, 2021. — 374 с. . 13. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для вузов / Л. А. Головей [и др.] ; под общей редакцией Л. А. Головей. — 2-е изд., испр. — Москва: Юрайт, 2021. — 413 с. 14. Савенков А. И. Психология воспитания : учебное пособие для вузов / А. И. Савенков. — Москва: Юрайт, 2021. — 154 с. 15. Феоктистова С. В. Психология : учебное пособие для вузов / С. В. Феоктистова, Т. Ю. Маринова, Н. Н. Васильева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Юрайт, 2021. — 234 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Свойства метеоритов
Количество страниц:
15
Оригинальность:
80%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Астрономия
курсовая работа
Формирование сбытовой политики производственной организации (на примере АО «ХК» СДС»)
Количество страниц:
25
Оригинальность:
89%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Маркетинг
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image