едение…………………………………………………………………………..3 1. Становление и развитие утопии и антиутопии в русской литературе...5 1.1. Жанр утопии и антиутопии в теоретическом освещении………………….5 1.2. Художественное своеобразие русской утопии и антиутопии……………..8 2. Социально-философская проблематика в произведениях Ф.М. Достоевского…………………………………………………………………….12 2.1. Детали утопии в произведениях Достоевского…………………………...12 2.2. Детали антиутопии в произведениях Достоевского……………………...16 3. Утопия и антиутопия: современное наследие Ф.М. Достоевского…....19 3.1. Роль утопии и антиутопии Достоевского в современной литературе…...19 3.2. «Мы» Е.Замятина как развитие идей утопии и антиутопии Достоевского: сходства и различия……………………………………………………………...21 Заключение……………………………………………………………………...24 Список литературы…………………………………………………………….26

Элементы утопии и антиутопии в произведениях Достоевского»

курсовая работа
Литература
25 страниц
60% уникальность
2021 год
44 просмотров
Кузнецова К.
Эксперт по предмету «Литература»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
едение…………………………………………………………………………..3 1. Становление и развитие утопии и антиутопии в русской литературе...5 1.1. Жанр утопии и антиутопии в теоретическом освещении………………….5 1.2. Художественное своеобразие русской утопии и антиутопии……………..8 2. Социально-философская проблематика в произведениях Ф.М. Достоевского…………………………………………………………………….12 2.1. Детали утопии в произведениях Достоевского…………………………...12 2.2. Детали антиутопии в произведениях Достоевского……………………...16 3. Утопия и антиутопия: современное наследие Ф.М. Достоевского…....19 3.1. Роль утопии и антиутопии Достоевского в современной литературе…...19 3.2. «Мы» Е.Замятина как развитие идей утопии и антиутопии Достоевского: сходства и различия……………………………………………………………...21 Заключение……………………………………………………………………...24 Список литературы…………………………………………………………….26
Читать дальше
Одной из важных проблем, с которой могут столкнуться школьники при изучении русской и зарубежной литературы, может стать противоречие между человеческой мечтой о совершенстве – и, увы, неизбежно несовершенной реальностью. Именно этим противоречием и определяются, с одной стороны, утопическое сознание, которым проникнута буквально вся мировая культура, а с другой стороны – критическое переосмысление утопических идеалов, в конечном счете воплотившееся в антиутопическую литературу. Собственно, уже в древних культурах присутствует идея некогда утраченного совершенства: это и «золотой век» для древних греков, это счастливое время правления на земле бога Сатурна для древних римлян. Наконец, история человечества по Библии есть история пути от потерянного рая в прошлом к обретенному раю в будущем, от изгнания из Эдема, от лица Бога – к новому соединению с Богом после Второго пришествия. Из классиков русской литературы в наибольшей степени проникнутым утопическими и антиутопическими мотивами оказалось творчество Ф.М. Достоевского. Дуалистическое ощущение мира, последовательный рационализм либо иррациональность как главный принцип мировоззрения, наконец, своеобразное отношение к идеалу в его связи с действительностью, а идеал полноценно был действительностью, является действительностью или должен стать ею, — таковы, по-видимому, важнейшие критерии, определяющие содержание систем утопии-антиутопии Зеркально противоположные внешне, утопия и антиутопия внутренне едины, хотя в их дуумвирате антиутопия, пожалуй, является скорее производной и выступает как реакция Очерченные нами типы утопии и антиутопии позволяют не только глубже понять эти древние и, по-видимому, вечные «архетипы» человеческой мысли, но и по-новому взглянуть на многие идейные комплексы и отдельные теории, чья принадлежность до настоящего времени в значительной мере спорна Что же касается причин столь устойчивых перерождений утопии и антиутопии и каковы пружины, порождающие утопическое сознание, — эта тема требует безусловно, отдельного рассмотрения.


У наших авторов написание сочинений на заказ занимает минимум времени.


Наиболее интересны элементы утопии и антиутопии в произведениях Достоевского «Сон смешного человека», «Дневник писателя», «Бесы», «Преступление и наказание». Столкновения в литературе утопических идеалов — и их критического переосмысления позволяет современникам увидеть очень существенные закономерности эволюции. Все вышеизложенное обосновывает актуальность выбранной темы исследования. Целью работы является – исследование элементов утопии и антиутопии в произведениях Ф.М. Достоевского. Для решения указанной цели поставлены ряд задач: - изучение становления и развития утопии и антиутопии в русской литературе; - изучение социально-философской проблематики в произведениях Ф.М. Достоевского; - изучение утопия и антиутопия в ракурсе современного наследия Ф.М. Достоевского. При написании настоящей работы использовались труды таких ученных как: Валова Д.М., Долгина Е.С., Чертков О.Д., Денисов С.Ф., Денисова Л.В., Новгородцев П.И., Любимская О.М., Юрьева Л.М. и др. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Читать дальше
Проблема соотношения «жанра» и «антижанра», связанная с влиянием эпохи на изменение, подчас кардинальное, жанровой определенности литературного произведения, особенно актуальна сегодня в связи с попыткой понять и объяснить обилие антиутопических романов, наводнивших периодику. К тому же появление антиномий в рамках одного литературного жанра вполне может стать закономерным в отношении других жанровых образований. Отсюда возникает необходимость исследовать переход утопии в антиутопию, механизм этого процесса и причины его. Несмотря на то, что этот вопрос уже был поставлен в литературоведении, критика, как правило, сводила суть проблемы к зависимости литературной утопии от социальной. Подобный взгляд – извне, - безусловно, необходим, ибо он помогает понять закономерность, историческую обусловленность внутрижанровой трансформации. Но постичь сам механизм такого преобразования, объяснить природу литературного феномена можно только изнутри, из самого жанра. И тут более плодотворным является путь не противо-, а сопоставления утопии и антиутопии, попытка увидеть их общность. На эту мысль наводит нас сам литературный материал. В русском народном менталитете, который за много веков стал православным, хотя и сохранил языческие остатки, выработалось несколько стержневых понятий, мощно воздействующих на мировоззрение, на поведение, на чувства. Отмечу представления об Антихристе, о дьяволе, постоянно захватывающем сферы человеческой жизни, поэтому человек постоянно нуждается в напряженной чуткости к проискам беса и в тяжелой борьбе с ним; потом — представление об Апокалипсисе, как бы о кульминации дьявольских успехов и об окончательном низвержении Антихриста; представление о чуде как о главной божественной акции, помогающей людям: успех достигается не целенаправленной деятельностью, не упорным трудом, а молитвенными обращениями к Богу и Его мгновенными действиями воспомоществования; наконец, представление о рае и вечной жизни в очень бытовизированном виде. Все эти черты можно найти в мировоззрении, поведении, психологии самого Федора Михайловича Достоевского, в ткани его художественных и публицистических произведений (например, обильные в его жизни и творчестве сюжеты игры, выигрыша, проигрыша — прямое отражение чуда; не говоря уже о многочисленных коллизиях «вдруг»). Притягательность текстов Федора Михайловича безгранична. Они завораживают, околдовывают. Они продолжают влиять на ход мыслей и общее самоощущение жизни долгое время после того, как были прочитаны. Читая про сложные, изломанные судьбы его героев, мы отнюдь не являемся наблюдателями – напротив, мы вживаемся в них, чувствуем их боль, страдания, сомнения, и кажется порой, что мы понимаем их лучше, чем самое себя. Чтение художественного текста – процесс очень личный и интимный, и его влияние на внутреннюю жизнь человека по сей день не вполне изучено. Одно бесспорно – молчаливый собеседник, каковым является хорошая книга, становится на какое-то время и авторитетом, и даже примером – как, оказывается, можно жить, мыслить, переживать. И чем талантливее написан текст, тем сильнее обаяние героев, независимо от того, какие ценности он декларирует. Художественная книга – это не учебник, где все написано прямо и потому можно так же прямо все оспорить и опровергнуть. Здесь все значительно тоньше, в книге можно «заразиться» идеями и ценностями, минуя «рацио», на эмоциональном, а может, даже на подсознательном уровне, через очарование и красоту. Мы наблюдаем героев не со стороны, а как бы изнутри (в этом одна из особенностей стиля Достоевского), и само собой, «читая» мысли героев, мы практически становимся ими, не задаваясь вопросами, а каково приходится с ними другим людям.
Читать дальше
1. Валова Д.М. Жанровая поэтика рассказа Ф.М. Достоевского «Сон смешного человека» // Уральский филологический вестник. 2015. № 5. С. 84–91. 2. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: Эксмо-Маркет, 2003. – С.683. 3. Долгина Е.С., Чертков О.Д. Особенности формирования у обучающихся понятия «жанр», проблема восприятия жанров утопии и антиутопии в школьном образовании // Современный ученый. 2019. № 3. – С. 55-60. 4. Долгина Е.С. Место мифа и фантастики в утопических произведениях // Югра, Сибирь, Россия: политические, экономические, социо-культурные аспекты прошлого и настоящего Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию высшего филологического образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре / ответственный редактор А.В. Себелева. – Нижневартовск: Изд-во НГУ, 2013. С. 74–77. 5. Денисов С.Ф., Денисова Л.В. Художественные антиутопии: типология и философско-антропологические смыслы. Вестник Челябинского Государственного Университета. 2017. №7 (403). С. 19-26. 6. Замятин Е. И. «Мы». Повести и рассказы. М.: Дрофа, 2003. – 368 с. 7. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. – М.: Красанд.2010. - 514 с. 8. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. М.: Норма, 2001. – 621 с. 9. Любимская О.М. Мотив Рая в творчестве Ф.М. Достоевского 1860- 1870-х гг. // Уральский филологический вестник. 2015. № 5. С. 92–101. 10. Юрьева Л.М. Русская антиутопия в контексте мировой литературы. М.:Норма, 2005. С.73-76.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Состояние и перспективы развития круизов по реке Енисей в Красноярском крае
Количество страниц:
30
Оригинальность:
87%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Туризм
курсовая работа
Финансово-правовые основы валютного регулирования
Количество страниц:
24
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Финансовое право
курсовая работа
ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА
Количество страниц:
30
Оригинальность:
53%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image