Введение 4 1. Теоретические основы изучения адаптации студентов 6 1.1 Понятия адаптивности и адаптации в психолого-педагогической литературе 6 1.2 Понятие и значение адаптации студентов первого курса 13 1.3 Психологическая характеристика студенческого возраста 16 1.4 Особенности адаптации студентов первокурсников к вузу 30 Выводы по I главе 34 2. Эмпирическое изучение социально-психологической адаптации студентов-первокурсников 36 2.1 Организация и методы исследования 36 2.2 Результаты эмпирического изучения социально-психологической адаптации студентов-первокурсников 49 2.3 Рекомендации для оптимизации социально-психологической адаптации студентов-первокурсников 64 Выводы по II главе 65 Заключение 67 Список использованной литературы 69 Приложения 73

Особенности адаптации студентов к вузу

дипломная работа
Психология
70 страниц
86% уникальность
2021 год
22 просмотров
Рузаева Е.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 4 1. Теоретические основы изучения адаптации студентов 6 1.1 Понятия адаптивности и адаптации в психолого-педагогической литературе 6 1.2 Понятие и значение адаптации студентов первого курса 13 1.3 Психологическая характеристика студенческого возраста 16 1.4 Особенности адаптации студентов первокурсников к вузу 30 Выводы по I главе 34 2. Эмпирическое изучение социально-психологической адаптации студентов-первокурсников 36 2.1 Организация и методы исследования 36 2.2 Результаты эмпирического изучения социально-психологической адаптации студентов-первокурсников 49 2.3 Рекомендации для оптимизации социально-психологической адаптации студентов-первокурсников 64 Выводы по II главе 65 Заключение 67 Список использованной литературы 69 Приложения 73
Читать дальше
Актуальность данной работы обусловлена тем, что современный мир находится в эпохе активных изменений и поиска дальнейших перспектив развития. Общество, которое сейчас энергично развивается, предъявляет высокие требования к социальной мобильности человека. Ввиду этого, изучение проблемы социально-психологической адаптации студентов-первокурсников становится принципиально важной в теоретико-экспериментальных исследованиях. Феномен адаптации – это объект междисциплинарного исследования, потому как может быть применен к различным сторонам приспособления: биологического, психологического, социального. Так, социально-философский анализ адаптационных процессов представлен в работах В.З. Когана, Т.Г. Дичева, А.


Если вы в поисках сайта, где можно заказать презентацию , заходите на Work5.


.И. Берга и других; вопросы социализации и социальной адаптации отражены в работах Т. Шибутани, О.И. Зотовой, И.К. Кряжевой, А.Н. Жмырикова, Л.М. Растовой и других; работы таких ученых, как Л.С. Выготского, А.А. Реана, А.В. Петровского, Б.З. Вульфова, А.В. Мудрика посвящены социальной активности и ее значения в социальной адаптации. Необходимо отметить, то, что термин «адаптация» является, в первую очередь, одним из центральных понятий биологии. Но это понятие также нашло широкое применение во многих психологических и социально-психологических концепциях. Например, в теории интеллектуального развития Ж. Пиаже, в концепциях социально-психологической адаптации А.А. Налчаджяна, К.А. Абульхановой-Славской, А.А. Реана, А.В. Петровского и других. Цель исследования: выявить и изучить личностные факторы социально-психологической адаптации студентов-первокурсников. Объект исследования: социально-психологическая адаптация студентов. Предмет исследования: личностные факторы социально-психологической адаптации студентов-первокурсников. Гипотеза исследования: предполагается, что высокий уровень развития таких факторов студентов-первокурсников, как поведенческая регуляция, коммуникативный потенциал и моральная нормативность, обеспечивают высокий уровень их социально-психологической адаптации. Задачи исследования: 1. Изучить теоретическую литературу по проблеме адаптации. 2. Подобрать адекватные методики исследования. 3. Определить личностные факторы социально-психологической адаптации студентов-первокурсников. 4. Проанализировать результаты и сделать выводы. Методы исследования: теоретический анализ литературы, психодиагностический метод – опрос, количественная и качественная обработка данных, методы математической статистики (корреляционный анализ). Методики исследования: методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонд, многоуровневый личностный опросник А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина. Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в разработке рекомендаций для оптимизации социально-психологической адаптации студентов-первокурсников. Экспериментальная база исследования: студенты-первокурсники в возрасте от 17 до 20 лет. Общая величина выборки – 40 человек.

Читать дальше
Адаптация - это процесс приспособления к изменяющимся внешним и внутренним условиям и продуктивного взаимодействия с окружающей средой. Данный процесс осуществляется на трёх уровнях: биологическом, социальном и психологическом. В общей форме явление адаптации в природе рассматривалось как отображение целесообразности в устройстве и жизнедеятельности организмов, как прямое приспособление. Социально-психологическая адаптация - это разновидность адаптации, включающая в себя социальные и психологические компоненты. Она предполагает присоединение человека к новым социальным группам, а также приобщение к деятельности, имеющей место в данном социальном круге. Многие ученые предпочитают относить её к одному из базовых механизмов социализации индивида. В данном случае выделяется активность человека в ходе освоения социального опыта, т.к. в процессе социализации личность не только усваивает социальный опыт, но также преобразует его в свои собственные ценностные ориентации, социальные установки и ожидания и т.д. Социально-психологическая адаптация является процессом взаимодействия индивида с окружающей его средой, который нацелен на приобретение конкретного уровня соответствия требованиям общества результатов деятельности человека. Исходя из этого, выделяю две основные группы факторов: внешние и внутренние. К внешним факторам относят среду, к которой необходимо адаптироваться. К внутренним факторам относят особенности субъекта процесса адаптации. В соответствии с целью и задачами данной работы в теоретической части была рассмотрена проблема адаптации, ее виды и психологические особенности студентов-первокурсников, связанные с социально-психологической адаптацией. Для выполнения практической части данной работы было решено выявить взаимосвязь между личностными факторами студентов- первокурсников и уровнем их социально-психологической адаптации. В связи с этим было проведено исследование, с использованием психодиагностических методик и последующим количественным и качественным анализом и корреляционным анализом. Результаты исследования факторов социально-психологической адаптации студентов-первокурсников позволили сделать следующие выводы: 1. Студенты-первокурсники, у которых показатели поведенческой регуляции (нервно-психической устойчивости), коммуникативного потенциала и моральной нормативности имеют высокую степень, обладают высоким уровнем социально-психологической адаптации, что способствует их успешной социализации. 2. Студенты-первокурсники, у которых показатели поведенческой регуляции, коммуникативного потенциала и моральной нормативности имеют низкую степень, имеют низкий уровень социально-психологической адаптации, что замедляет и усложняет процесс их социализации. Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что высокий уровень развития таких факторов, как поведенческая регуляция, коммуникативный потенциал и моральная нормативность, обеспечивает высокий уровень социально-психологической адаптации студентов- первокурсников, подтвердилась. Важность проделанной работы определяется ее актуальностью. Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы для дальнейшего практического изучения проблемы адаптации.
Читать дальше
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 155 с. 2. Авдиенко Г.Ю. Влияние мероприятий психологической помощи студентам в начальный период обучения на успешность адаптации к образовательной среде вуза // Вестник психотерапии. 2014. № 24. 13-34. 123 с. 3. Алдашева, А.А. Индивидуальные стратегии адаптации / А. А. Алдашева // Физиология человека. - 2015. - С. 15-22. 4. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. 1974. Вып. 2. Л.: ЛГУ. С. 3-15. 5. Афанасьева Т.М. Семья. М.: Просвещение, 1988. 286 с. 6. Балл, Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности / Г. А. Балл // Вопросы психологии. - 1989 - №1. - С. 92 - 100. 7. Балл, Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности / Г.А. Балл // Вопросы психологии. - 1989 - №1. - С. 92-100. 8. Березин, Ф.Б. Психофизиологическая, собственно психологическая и социально-психологическая адаптация как компоненты единого адаптационного процесса / Ф.Б. Березин // Биологические проблемы Севера. - Магадан, 2003. - С.31-43. 9. Березин, Ф.Б. Психофизиологическая, собственно психологическая и социально-психологическая адаптация как компоненты единого адаптационного процесса / Ф.Б. Березин // Биологические проблемы Севера. - Магадан, 2003. - С.31-43. 10. Выготский Л.С. Проблемы развития психики // Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. М., 1983. Т. 3. 368 с. 11. Гогицаева О.У., Хадикова И.М. Педагогика и психология в современной системе образования: Монография. Ставрополь, 2012. 47-53 с. 12. Дикая, Л.Г. Адаптация: методологические проблемы и основные направления исследований / Л.Г. Дикая // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / Отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - 624 с. 13. Дмитриенко С.А. Формирование навыков адаптации к профессиональной деятельности // Среднее профессиональное образование. - 2007. - № 2. - С. 38-41. 14. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Кандыбович С.Л. Психология высшей школы. Мн.: Харвест, 2006. 416 с. 15. Жмыриков А.Н. Диагностика социально-психологической адаптированности личности в новых условиях деятельности и общения: Автореферат канд.дисс. // М.: 2006 - 154 с. 16. Жмыриков А.Н. Диагностика социально-психологической адаптированности личности в новых условиях деятельности и общения: Автореферат канд.дисс. // М.: 2006 - 154 с. 17. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высших пед. учеб. заведений; 2-е изд. / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов.– М.: Академия, 2005. – 208 с. 18. Зеньковский В. В. Психология детства. М.: Академический проект, 2019. 406 с. 19. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для студентов по педагогике и психологии. М.: Логос, 2000. 384 с. 20. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989. 187 с. 21. Корякина И.В. Адаптация студентов к условиям образовательной среды // Педагогическое образование и наука: науч.-метод. журн. 2011. № 7 (6/9). 23 с. 22. Латыш Л.Б. К проблеме управления адаптацией молодежи // Право и образование.- 2007. - № 2. - С. 119-130. 23. Лилиенталь И.Е. Адаптация студентов к вузовскому обучению как этап личностного и профессионального развития // Сборник научных статей СевКавГТУ. Сер. Гуманитарные науки. - 2007. - № 5. 24. Лисовский В.Т., Дмитриев А.В. Личность студента. - Л., 1974. - С. 56-81. 25. Маклаков, А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / А.Г.Маклаков // Психологический журнал (январь-февраль), 2001. - №1. - С. 16-24. 26. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. М., 2001. 320 с. 27. Никандров, В.В. Неэмпирические методы психологии / В.В. Никандров. – СПб.: Речь, 2003. – 53 с. 28. Петровский, А.В. История и теория психологии: в 2-т. / А.В. Петровский. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 86 с. 29. Петровский, А.В. История и теория психологии: в 2-т. / А.В. Петровский. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 86 с. 30. Пиаже Ж. Психология интеллекта / пер. А.М. Пятигорский. СПб., 2003. 192 с. 31. Разумовская Е. Социализация студенческой молодежи // Учитель. - 2005. - № 2. - С. 11-12. 32. Реан А.А. Психология адаптации личности: уч. пособие // СПб.: Прайм-Еврознак,2008 - 479 с. 33. Реан А.А. Психология адаптации личности: уч. пособие // СПб.: Прайм-Еврознак, 2008 - 479 с. 34. Росляков А.Е. Процесс адаптации студентов в условиях вуза // Психология и эрганомика. - 2003. - № 3. - С. 47-49. 35. Смирнов С.Д. Психология и педагогика в высшей школе. М.: Юрайт, 2020. 352 с. 36. Сычев, А.В. Социально-педагогическая адаптация первокурсников к обучению в вузе: На примере факультета физической культуры и спорта. Кандидатская диссертация. - 2004. - С. 172 37. Терещенко А.Г. Изменение особенностей психических процессов у студентов в связи с адаптацией к учебной деятельности. - Иркутск, 2006. - С. 89- 103. 10. Ткачева Г.В. Научно-дидактические условия учебной адаптации студентов на начальном этапе обучения. Современное образование: преемственность и непрерывность образовательной системы «школа - вуз». - М.: Прогресс, 2003. -240 с. 38. Ульянова И.В., Свинарева О.В. Педагогическая адаптация первокурсников к образовательному процессу и будущей профессии в системе гуманитарного образования //Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Г ерцена. СПб., 2016. № 179. 34-39 с. 39. Уманский Л.И., Лутошкин А.Н. Студенческая группа и групповая психология // Студенческая группа. М.: Молодая гвардия, 1980. С. 58-77. 40. Чернова О.В., Сячин М.В. Социально-культурные аспекты адаптации студентов на разных этапах обучения // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. № 4. 113 с. 41. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Университетская книга, 1996. 344 с.  
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Заключение браков российских граждан с иностранцами в России
Количество страниц:
20
Оригинальность:
56%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Юриспруденция
курсовая работа
Особенности банкротства отдельных категорий должников (на примере застройщиков)
Количество страниц:
20
Оригинальность:
80%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Юриспруденция
дипломная работа
Влияние интеграционных процессов в ЕС на развитие отраслевых рынков
Количество страниц:
50
Оригинальность:
67%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Государственное и муниципальное управление
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image