Проведенный анализ публикаций, посвященных истории развития проектного финансирования, показало, что исследователи расходятся во мнении, что считать отправной точкой развития. Но практически все ученые сходятся в том, что расцвет проектного финансирования начался в 1970-х гг. в связи с нефтяным бумом, а в России с 2010 г. проектное финансирование, соответствующее современному определению, принципам и моделям, начинает применяться в большинстве крупных коммерческих банков России.
Отсутствует единое определение проектного финансирования. В рамках работы предложено следующее определение: проектное финансирование представляет собой форму финансирования инвестиционных проектов, при которой генерируемые денежные потоки специально созданной для целей проекта компании являются источником возврата заемных средств и отдачи вложенных собственных средств инвесторов.
Проектное финансирование целесообразно использовать для таких инвестиционных проектов, которые способны функционировать в качестве самостоятельной экономической единицы, могут быть выполнены без излишней неопределенности и по завершении будут стоить существенно больше, чем объем необходимых для их реализации инвестиций. При этом проектное финансирование не должно восприниматься как некий универсальный инструмент, позволяющий реализовать всякий проект в любой области, на финансовую поддержку которого у его инициаторов не хватает или нет денежных средств, а финансовые институты, занимающиеся коммерческим и корпоративным кредитованием, подобные кредитные заявки рассматривать или не готовы – или выдвигают соответствующие требования, являющиеся невыполнимыми для спонсоров.
Анализ зарубежной и российской законодательной базы в сфере проектного финансирования показывает, что в мире не существует однозначного правового поля внедрения проектного финансирования и во многих странах правовые акты закрепляют лишь концепцию сотрудничество. Например, в ГЧП-проектах органы власти выступают в качестве равноправного партнера, который не имеет возможности административно, принудительно влиять на решения частного бизнеса и использование его ресурсов. Для усиления синергии взаимодействия государства и частного бизнеса важно выстроить адекватную, адаптивную систему обратной связи с бизнесом на основе повышения уровня доверия партнеров и равноправного учета интересов сторон.
В настоящее время проектное финансирование преимущественно применяется в Северной Америке, Западной Европе, Австралии и Южной Азии. Основными инвесторами при этом являются финансовые институты из Соединенных Штатов (15% всех иностранных инвесторов), Соединенного Королевства (12%) и Германии (8%). В России основными формами применения проектного финансирования следует признать реализацию проектов в форме концессий и структур ГЧП с использованием инструментов проектного финансирования.
Статистические данные за 2011-2020 гг. свидетельствуют о том, что пандемия и связанный с ней глобальный экономический кризис не оказали существенного влияния на осуществление проектов по методике проектного финансирования. Поэтому даже в современных тяжелых макроэкономических условиях проектное финансирование сохранит свои преимущества по отношению к прочим формам осуществления инвестиционных проектов, причем актуальность реализации этих преимуществ даже возрастет.
Для западных рынков проектного финансирования ведущими тенденциями являются:
непрерывное совершенствование уже сформировавшейся законодательной базы охватывающей весь процесс проектного финансирования, в отличие от нормативной базы в России, которая носит фрагментарный характер;
мероприятия по снижению зависимости от нефтегазового сектора, что предположительно, вызвано значительным прогрессом в исследованиях и ожидаемому последующему переходу к альтернативным нефти и газу источникам энергии;
мероприятия по снижению роли государственного капитала в финансировании масштабных инфраструктурных проектов и постоянная диверсификация инструментов привлечения финансирования.
Поэтому для развития проектного финансирования в России одновременно с формированием экономической основы, необходима модернизация путем создания:
эффективной государственной системы поддержки налоговых и финансовых механизмов проектного финансирования в стране;
устойчивого института подготовки управленческих кадров с получением ими практического опыта;
актуальной законодательной базы проектного финансирования в России и совершенствования межбанковского сотрудничества в сфере совместного кредитования различных проектов.
Сравнение государственного, корпоративного и проектного финансирования в рамках развития мирового инвестиционного процесса позволило определить проектное финансирование как наиболее надежную форму по следующим причинам:
в случае использования проектного финансирования вероятность дефолта меньше, чем при корпоративном финансировании;
при проектном финансировании просрочка платежей случается реже, а в случае просрочки вероятность восстановления графика платежей существенно выше;
проекты, структурированные на принципах проектного финансирования, сглаживают определенные недостатки нормативно-правовой и институциональной среды;
в проектном финансировании реструктуризация долга позволяет избежать банкротства проектной компании, и сделать это значительно легче, чем при корпоративном финансировании.
При оценке рисков проектного финансирования заключается в том, что в рамках этой процедуры не используется большое количество математических расчетов, хотя финансовое моделирования и анализ чувствительности проекта, несомненно, должны проводиться. Основная задача – риски следует распределить среди тех, кто наилучшим образом сумеет их контролировать и управлять ими.
Таким образом, проектное финансирование является одной из широко распространенных как в промышленно развитых, так и в новых индустриальных и развивающихся странах форм привлечения и организации инвестиций в реальный сектор экономики, поскольку такая форма считается перспективным направлением активного взаимодействия реального сектора экономики и финансово-банковской сферы.
В 2020 году большому давлению в результате пандемии COVID-19 подвергнутся глобальные потоки средств проектного финансирования. Особенно пострадает приток в развивающиеся страны, поскольку, в частности, в наибольшей степени будут затронуты инвестиции в экспорто-ориентированные и сырьевые производства. Так, кризис может стать катализатором процесса структурной трансформации международного производства в этом десятилетии и открыть возможность повышения устойчивости.